Когда сбежит последняя электричка
12 июля, Капитал
Поделиться

"Нам пообещали электрички и оставили нас даже без паровоза", – так грустно шутят жители Беломорского района, которые уже неоднократно пытались обратить внимание карельских чиновников и руководства Октябрьской железной дороги на недопустимость сокращения движения пригородных поездов. Тысячи людей оказались сегодня на грани транспортной изоляции из-за неспособности республиканских властей обеспечить нормальное финансирование пригородных пассажирских перевозок и стремления железнодорожников экономить на социальных затратах.

На перроне в Нюхче
На перроне в Нюхче


Ни вокзала, ни касс

Когда зимой 2003 года на станции Сумский Посад торжественно открывали движение поездов на новом электрифицированном участке Сумский Посад-Маленга, соединившем Октябрьскую и Северную железные дороги, многим в Беломорском районе казалось, что современная цивилизация добралась, наконец, до забытых лесных поселков и далеких поморских сел. Значимость события подчеркивало личное участие в торжествах бывшего главы Карелии Сергея Катанандова и вице-президента ОАО "Российские железные дороги" Валентина Гапоновича. К их визиту старенькое здание вокзала в Сумском Посаде было отремонтировано и покрашено, а внутрь помещения завезена новая мебель. Однако стоило высоким гостям разъехаться, как двери вокзала были заперты на замок, и с тех пор пассажирам из Сумского Посада приходится ждать прибытия электропоезда под открытым небом, хотя зал ожидания на станции работал даже в те времена, когда на железной дороге еще дымили паровозы. "Теперь ни в мороз негде согреться, ни от дождя укрыться", – сетует местная жительница Людмила Бочкова. 

Более того, вложив свыше полутора миллиардов рублей в электрификацию участка Сумский Посад-Маленга, ОАО "РЖД" не нашло ни копейки на содержание железнодорожных касс даже в таких крупных селах, как Сумский Посад и Нюхча, и их население вынуждено отправляться в райцентр за билетами на проходящие через эти станции пассажирские поезда. Но если Сумский Посад, который находится от Беломорска в 50 километрах, связан с райцентром автобусным сообщением, то из Нюхчи в город можно добраться только на собственном автотранспорте или попуткой, а беломорские таксисты соглашаются на почти двухсоткилометровое путешествие по разбитой дороге лишь за 3 тысячи рублей.

"Раньше можно было в Нюхче купить билет хоть до Петрозаводска, хоть до Мурманска. А сейчас, если захочешь поехать на поезде к родным или в отпуск, нужно заранее съездить за билетом в Беломорск, иначе тебя не пустят в вагон даже до ближайшей станции. Когда здесь ходили тепловозы, мы, бывало, договаривались с машинистами грузовых составов, чтобы они отвезли в райцентр роженицу или больного, но сегодня ты будешь умирать, а пассажирский поезд тебя без билета не возьмет", – рассказывает жительница Нюхчи Анна Юрьева.


«Дорога жизни» не по карману

Не лучше обстоят дела в Беломорье и с электричками. Первый пригородный электропоезд на этом направлении - от станции Кемь до станции Маленга – был пущен спустя два года после открытия нового электрифицированного участка Октябрьской железной дороги. Эти торжества также не обошлись без участия экс-губернатора Сергея Катанандова, которые сам управлял железнодорожным составом, частично приобретенным на средства карельской казны, и публично пообещал, что "доступное и экономичное сообщение почувствуют все жители республики". "Люди не должны быть изолированы в своих поселках!", – подчеркнул бывший руководитель Карелии, назвав новый электрифицированный маршрут "дорогой жизни". Но "дорога жизни" оказалась республике не по карману: карельские власти не смогли компенсировать железной дороге огромные убытки от пригородных пассажирских перевозок, и ежедневное движение электричек на направлении Кемь-Маленга было сокращено.

Как утверждают в руководстве Октябрьской железной дороги, ее убытки от пригородных пассажирских перевозок на территории Карелии за 2009 год составили 367 миллионов рублей, а республиканское правительство компенсировало лишь 2,6 процента этой суммы, или 9,5 миллиона. В региональном бюджете на нынешний год субсидии на компенсацию выпадающих доходов от регулирования пригородных тарифов заложены в размере всего 5,5 миллиона рублей, хотя минувшей осенью власти Карелии обещали предусмотреть в бюджете компенсации в объеме 40 миллионов рублей.

"В настоящее время, согласно перечню маршрутов, утвержденному соглашением на выделение субсидий из бюджета Республики Карелия на осуществление пассажирских перевозок в пригородном сообщении железнодорожным транспортом на 2010 год, заключенного между ОАО «РЖД» и министерством экономического развития Карелии, на участке «Кемь-Беломорск-Маленга» курсируют 2 пары пригородных поездов с периодичностью 3 раза в неделю – понедельник, среда, пятница. На основании федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» обязанность по организации обслуживания пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении возложена на органы государственной власти субъектов федерации", – сообщил "Столице на Онего" начальник дирекции «Карел-пригород» Алексей Никифоров.

"Нас не может устраивать нынешний график движения электричек. Люди вынуждены по двое суток сидеть на вокзале в Беломорске, потому что не могут добраться до села. Если кто-то собрался в райцентр к врачу, ему приходится заранее договариваться о ночлеге. Сейчас лето, многие хотят ездить на рыбалку и за ягодами, а электрички ходят всего три раза в неделю", - говорит глава Нюхчинского сельского поселения Любовь Карманова.

Однако республиканскому руководству проблемы жителей Беломорского района, похоже, далеки: карельских министров в Нюхче не видели уже несколько лет, а во время своей единственной рабочей поездки в старинное поморское село экс-губернатор Сергей Катанандов вообще предпочел воспользоваться вертолетом.

Валерий Поташов
Сумский Посад-Нюхча-Петрозаводск

Обсудить (0)



«Заменили кровлю, окна и двери»: в Медвежьегорском районе полностью обновили ФАП

Подробностями проведения ремонта поделился глава карельского Минздрава Михаил Охлопков.

В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.
Пик аномальной жары пройден
Читать далее

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение