Депутат Госдумы от КПРФ Борис Кашин продолжает встречаться с жителями карельских городов и поселков. В начале марта он побывал сразу в четырех районах – Суоярвском, Пряжинском, Сегежском и Медвежьегорском. Проблемы везде похожие. Люди на встречах задают один и тот же вопрос: "Скажите, а как нам выживать?!"

- Борис Сергеевич, признайтесь, тяжело было в поездках? Ведь весь накопившийся негатив, всю боль, обиду на власть, все свои проблемы люди уже не в силах сдерживать… Я представляю себе, что происходит на таких встречах, поэтому и спрашиваю.
- Конечно, непросто, не физически - эмоционально. Телевидение и газеты убеждают народ, что власть ведет страну правильным курсом и все под контролем. Экраны телевизоров заполонили ток-шоу об успехах России на международной арене. Но главный экзамен власть должна сдавать внутри страны. И сдать его она не может. Народ живет плохо, очень плохо, и ситуация обостряется. Люди возмущены и хотят спросить, почему их довели до черты, за которой уже просто трудно выживать. Почему при таких богатствах нашей страны мы не можем удовлетворить самые базовые потребности?! Потребности тех граждан, которые, в первую очередь, это заслужили – пенсионеры, ветераны труда... Конечно, людей угнетает и отсутствие перспективы для их детей и внуков в родном городе или поселке.
С другой стороны, должен сказать, что я и мои товарищи на встречах с избирателями находим поддержку основных положений программы действий КПРФ. Важно понимать, что ты прав!
Вместе с секретарями карельского рескома КПРФ Евгением Ульяновым, Павлом Богдановым и Леонидом Ботнарем мы проехали четыре района - провели приемы избирателей, встретились с населением и руководителями районной власти. Рассказали о ситуации в Государственной Думе и о позиции фракции КПРФ, которая выражает свое категорическое несогласие с тем, что экономические трудности и кризис сваливаются на плечи граждан, и требуют персональной ответственности членов правительства за провалы в работе.
- Расскажите, какие основные проблемы волнуют жителей карельских городов и поселков? Вопрос не праздный, ведь, как ни странно, даже петрозаводчане плохо себе представляют, что творится в глубинке - СМИ молчат, объективной информации не хватает.
- Проблемы во всех районах похожие. Самая острая – высокие тарифы на услуги ЖКХ. Эти платежи душат народ, вгоняют людей в беспросветную бедность.
В Суоярви, например, жителей долго кормили обещаниями, что после постройки новой котельной на торфе и щепе закончится у них беда с запредельными тарифами. Обещали, что после отказа от мазута тарифы снизятся. И вот, новая котельная введена в эксплуатацию в конце 2015 года. И сейчас ко мне поступило коллективное обращение жителей Суоярви в связи с тем, что тарифы, наоборот, выросли. То есть людей просто обманули.
Я буду выяснять, почему так произошло, насколько это законно. Почему стоимость котельной закладывается в тариф? Ведь это значит, что чиновники, заключая договор о строительстве, играли на стороне частника, хозяина котельной, против доверивших им власть жителей. Понятно, что этого не должно быть. Здесь нужно досконально разобраться, на каких основаниях это все делается. И похожая ситуация - в Олонце, где людям провели природный газ, обещали снижение тарифов, а потом… платежи выросли.
Особенно возмущаются тарифами на услуги ЖКХ жители северных районов – Медвежьегорского и Сегежского, где за отопление 2-комнатной квартиры приходится платить более 5 тысяч рублей. Только за тепло! И мне предстоит разобраться с таким ценообразованием, потому что в данном случае нужно понимать, какого уровня эта проблема - регионального или федерального.
Еще одна боль – это исключительно большие размеры платежек за ОДН. На эту тему я проконсультировался с коллегами в комитете Госдумы по ЖКХ. По информации из этого комитета, Карелия находится в числе 2-3 регионов, к которым есть серьезные претензии по нормам ОДН. Республика резко негативно выделяется на фоне других по этой проблеме. Поэтому я договорился с комитетом Госдумы по ЖКХ после получения всей информации из региона провести совещание и разобраться досконально. На мой взгляд, срочная задача, которая стоит перед властями - это разумное ограничение этих платежей.
![]() |
На встрече с учителями в Медвежьегорском районе |
- Насколько мне известно, в районах Карелии сложилась критическая ситуация с транспортным сообщением. Люди просто не могут никуда добраться. Это правда?
- Да, почти во всех районах, где мы были, практически отсутствует транспортное сообщение между поселками. Если в Петрозаводск из районного центра люди еще как-то могут доехать, то внутренних перевозок просто нет. Люди, живущие в небольших деревнях, можно сказать, оторваны от всего остального мира – автобусы не ходят.
Мы были в Пряжинском районе в Эссойле, так там для жителей близлежащих сел это проблема номер один – внутрирайонных пассажирских перевозок там вообще нет. Как добраться куда-то, они не знают. Автобусы в Петрозаводск ездят, а по району – нет. Такая же ситуация, кстати, в Лахденпохском районе, где я был ранее.
![]() |
- Почему так произошло? Раньше ведь были автобусы.
- Это последствия проведенного правительством Карелии конкурса, когда местные перевозчики оказались отстранены от участия в нем – условия были так составлены, что мелкие предприниматели не смогли заявиться и выиграть. Это очень показательная ситуация, демонстрирующая, как работает республиканская власть. В Медгоре, например, местные перевозчики остались, но они вынуждены работать на субподряде у победителей конкурса из Санкт-Петербурга, отдавая им часть выручки. Да и получить положеное по договору - проблема. Поэтому они еле-еле сводят концы с концами.
И точно также в республике был проведен конкурс на обслуживание дорожного хозяйства - питерские победители нередко оказываются посредниками, работы потом отдают местным подрядчикам, и зарабатывают, делая деньги из воздуха. Понятно, что все это на корню губит местный малый и средний бизнес и ставит под угрозу всю инфраструктуру.
- Есть ли выход из этой ситуации, ведь страдают все: и предприниматели, и обычные жители?
- Здесь необходимы срочные меры - нужно отменять итоги этих конкурсов и проводить их заново. Ранее я отправлял заявление в Управление антимонопольной службы по конкурсу на транспортные перевозки, и они нашли нарушения. Сейчас УФАС предлагает местным перевозчикам обращаться в Арбитражный суд, чтобы он признал незаконным этот конкурс. Поэтому теперь многое зависит от них и от решения суда.
![]() |
Митинг протеста в Сегеже |
- Насколько сильны протестные настроения в Карелии, как Вам показалось?
- Когда республиканское отделение КПРФ проводило митинг в Сегеже, пришло более 400 человек. Для небольшого города это много. Люди доведены до отчаяния и, хотя не все готовы выходить на улицу, понимают, что свои права надо защищать. Мы обозначили в разговоре только несколько проблем, с которыми жители карельской глубинки сталкиваются ежедневно. А есть еще оптимизация школ и больниц, закрытие фельдшерско-акушерских пунктов. Устрашающие размеры безработицы на селе. Отвратительное качество жилищно-коммунальных услуг (в той же Сегеже январские аварии горячего и холодного водоснабжения еще ждут выводов правоохранительных органов). Очевидно, что это не проблемы только местного или только республиканского управления. Это проблемы федерального уровня, которые говорят о системном кризисе в России. И люди это стали лучше понимать. Если раньше многие замыкались на местных неурядицах, то теперь обращают пристальное внимание на проделки федеральных властей. Никому, к примеру, не надо было объяснять, каковы последствия повышения акцизов на бензин и дизтопливо вводимого с подачи правительства с 1 апреля этого года. Предложение фракции КПРФ в Госдуме об отставке правительства Дмитрия Медведева, которое показало свою неспособность управлять экономическими и социальными процессами в стране, поддерживается людьми. Пока у руля в России будет это правительство, никакие позитивные изменения невозможны. Терпение народа велико, но и оно когда-то закончится.
Беседовал Максим Иванов