Как голосовала Карелия.
В понедельник с утра депутаты ЗС, отложив все дела, решали наиважнейший вопрос, - посылать Путину поздравительную телеграмму от карельского парламента, или нет. Александр Палыч Лукин говорил: «Да, ну! Будет, как слону дробина». Мрыхин и Левин с ним не соглашались: «А почему бы ни послать!? Каждому приятно!» В итоге решили – послать обязательно, и тут же отдали отмашку срочно составить текст. Так с легкой руки парламентариев Карелия присоединилась к общему поздравительному гулу всех неравнодушных к победе президента. И – по праву. Республика на выборах не ударила лицом в грязь и еще раз подтвердила имидж «благополучного региона». Общая явка составила 56,45 процентов. Свои голоса за Владимира Путина отдали 74, 14 процентов избирателей, больше, чем в среднем по стране.

Кому не спится в ночь глухую
|
Интерес к ходу голосования с самого начала проявили только карельские «глазьевцы» в лице Олега Васильева, лидера местного отделения Социалистической единой партии и Татьяны Соколовой, представителя Олега Малышкина. Они всю ночь, дежуря в Центризбиркоме, с неподдельной тревогой всматривались в меняющиеся каждое мгновенье строчки на большом мониторе. Ближе к полуночи в ЦИК заглянул председатель карельского отделения Партии Жизни Владимир Лаврентьев. Посмотрел на цифры, что напротив Миронова – и тут же ушел. Глава штаба Путина в Карелии Виктор Давыдов предпочитал звонить по телефону. Не спать ночью из-за выборов президента штабистам в этот раз совсем не хотелось. С вечера глазницы окон офиса ЛДПР, что на проспекте Ленина, были пусты. В покинутой партийцами штаб-квартире «Единой России» на Дзержинского не дремал только сторож. Отдельные огоньки мелькали в здании правительства, там, где бдели президентский полпред Валентин Шмыков и начштаба Путина Виктор Давыдов.
Итоги голосования подвели быстро. Карелия отказалась от участия в эксперименте с электронными урнами, поэтому подсчет везде велся вручную («В этих электронных ящиках погрешность – 1 процент, все равно потом пересчитывать!» - отмахнулся от технического прогресса Александр Истомин). Еще до полуночи картина была абсолютно ясна.
Лекарство от скуки
|
Конечно, Карелии не удалось добиться среднероссийской явки (65 процентов), а тем более - приблизиться, к Башкирии (89 процентов) или Татарстану. Даже традиционно вялый на выборах Питер выбился вперед – 57,5 процентов явки (да и как иначе, - нельзя же не прийти порадеть за земляка). Однако получившегося результата вполне достаточно для непопадания нашего губернатора в «черный список», а для исполнительной власти республики это – главное.
Неудивительно, что рекордсменами по явке стали три самых депрессивных района Карелии – Калевальский (70 процентов), Беломорский (62,8 процентов), Муезерский (61,26 процентов). Неожиданно высокой оказалась активность избирателей в Костомукше (обычно этот город ходит на выборы неохотно). Самая низкая явка была зарегистрирована в Прионежье (51,36 процентов) и Кеми (52,72 процентов).
|
Кстати, стало известно, что сама процедура голосования на этом «специализированном» участке еще за сутки находилась под угрозой срыва. Узнав из газет, что в школу на выборы придут лица БОМЖ, администрация потребовала переноса участка из спортивного зала в рекреацию. В противном случае, - обещала отказать в аренде площадей вовсе. Двигали ею, прежде всего, гигиенические соображения и боязнь за здоровье учащихся. Центризбиркому пришлось пойти навстречу директору Державинского лицея, - выборы проводились только на первом этаже.
Есть повод выпить за…
|
Результат, который получила в Карелии Ирина Муцуовна, также показателен. В нашей республике, имеющей свою историю либеральных предпочтений, ей удалось выйти на третье место, опередив Сергея Глазьева. Разрыв достаточно большой: у Хакамады – 5, 48 процентов, у Глазьева – всего 2, 68. Такой высокий результат Хакамаде обеспечили именно петрозаводчане, которые на двух участках выдали ей соответственно 7,80 и 8, 15 процентов голосов. Неплохо также проголосовала продвинутая Костомукша – 5, 28 процентов. В целом, результаты голосования за демократического кандидата в городах Карелии близки к тем, что показали Питер и Москва (в российской столице Хакамада вообще вышла на второе место после Путина). Отсталые территории республики голосовали за Хакамаду плохо, - в той же Калевале она набрала всего 2, 88 процентов голосов.
Значительно ниже общероссийских показателей итоги голосования в Карелии за Николая Харитонова, - 10, 13 процентов (по России кандидат набрал 13, 80) и Сергея Глазьева – 2, 68 процентов (по России – 4, 1 процентов). Это объясняется традиционной слабостью республиканского коммунистического лагеря и левого движения в Карелии вообще, а также - отсутствием авторитетного лидера. Проценты голосов, отданные за Олега Малышкина, Сергея Миронова и кандидата «против всех» сродни общероссийским. Протестное голосование в Карелии по сравнению с думскими выборами сократилось почти в три раза.
Дела, как сажа бела
|
Не взлетим, так поплаваем
|
Наталья Захарчук