Перемена мест слагаемых в ближайшем круге губернатора – главный итог прошедшей отчетно-выборной конференции республиканского отделения «Единой России».
Состоявшая на прошлой неделе конференция карельских единороссов принесла много кадровых сюрпризов. Одни из них, - фактическое отстранение от партийной работы Виктора Маслякова и отказ Владимира Собинского участвовать в партийном списке кандидатов на выборах в Петросовет – еще можно назвать ожидаемыми, другие – резкое усиление партийного авторитета Андрея Мазуровского и ослабление Валерия Тольского, - стали реальностью в один день.

На ковре и под ковром
|
Скука, впрочем, была только внешним атрибутом конференции и заволакивала партийный статистов – армию номенклатурщиков, пришедших на съезд ради галочки (в отчете Собинского прозвучала цифра – 70 процентов карельских «единороссов» – чиновники). В верхушке же кипели нешуточные страсти. Позднее им суждено было вылиться в сухие строчки кадрового состава нового политсовета и партийного списка кандидатов в Петросовет. Конференция проголосовала за предложенные кандидатуры подавляющим большинством голосов, лишь один «отщепенец» от генеральной линии посмел воздержаться. Впрочем, и это не испортило картины тотального единодушия партийной массы, – отсутствия даже слабого налета демократии в организации уже перестали стесняться.
Все кадровые назначения в «Единой России», по сути, случились по мановению двух человек – Владимира Собинского и Андрея Мазуровского, которым только и понадобилось, что одобрения свыше для решения судеб остальных.
|
«По формальным признакам ничего не нарушено, - говорил позднее член политсовета Валерий Тольский. – Конференция за все проголосовала. Но отход от демократических принципов – налицо: приняв важнейшие решения партийной жизни кулуарно, нас фактически не допустили к обсуждению кандидатур. Я, например, список членов нового политсовета и тех, кто пойдет в Петросовет, увидел только на съезде. Хотя у меня были свои кандидатуры, которых я хотел бы видеть в качестве участников выборной кампании».
За чертой круга
|
Еще в начале конференции в зале шушукались: Маслякова нет! О болезни мэра никто и не вспомнил, все знали, - причина отсутствия совсем в другом. Судьбу Маслякова тоже решил президиум, читай, - Собинский с Мазуровским.
В политическом закулисье уже давно перестали называть петрозаводского градоначальника членом губернаторской команды. Гораздо чаще в последнее время мелькали фразы о дискредитации партии со стороны неуемного мэра и слишком уж откровенном его стремлении оказаться на месте главы республики, когда тот еще, что называется «ничего не решил». Так что исключение Маслякова из политсовета «Единой России» только формализовало давно наметившиеся разногласия между ним и правящей группировкой. По Петросовету уже давно бродили слухи о том, что Виктора Николаевича готовы принудить к добровольной сдаче партбилета, и то, что, дело до этого не дошло, - поблажка, сделанная из сочувствия к его нынешнему болезненному состоянию.
Когда Владимира Собинского на пресс-конференции спросили об отсутствии Маслякова в новом политсовете, ответ был невразумительным. Дескать, тот сам не выдвинулся и «первичка», на учете в которой он состоит, кандидатуру мэра тоже не выдвигала (хотя судьбу кандидатов, как мы знаем, решал только президиум).
Расстроило ли Маслякова изгнание из политсовета, неизвестно. Вообще-то, расстраиваться есть из-за чего: быть мэром и не быть в руководстве регионального отделения «Единой России» сегодня - дурной тон, по сути, - закрытые ворота в высшую политику. Впрочем, Маслякову, который в последние недели и так едва успевает уклоняться от ударов оппонентов (взять хотя бы историю разоблачения его приключений с журналом БОСС, или два наложенных вето, которые успешно преодолел столичный депутатский корпус), конечно, не привыкать. Но и терпению, порой, приходит конец. А Виктор Масляков слывет человеком ранимым, к откровенным войнам, особенно, с таким противником, не готовым.
Собинский, которого мы пока не потеряли
|
Стало известно, что в течение дня Владимир Собинский провел длительную беседу с приехавшими к нему гостями из Москвы. Источники в его окружении говорили, что это были представители администрации президента. А после… Владимир Георгиевич объявил, что не будет участвовать в выборах, поскольку уезжает работать в Москву. «Я получил предложение, от которого невозможно отказаться», - буквально произнес глава Петросовета перед делегатами конференции. Известно, что за несколько часов до начала мероприятия Собинский имел разговор с Сергеем Катанандовым, и то, что последовало потом, - санкционировано главой республики.
Где именно будет трудиться Владимир Георгиевич, никто не знает до сих пор. Одни говорят, - в администрации президента, другие, - будто бы его позвали в Госдуму на место одного из «единороссов» (сейчас в парламенте идет ротация кадров, – некоторых партийцев позвали на работу в новый состав правительства). Третьи утверждают, что никуда Собинского не звали вовсе, - просто он из-за преследующих его неудач испугался проиграть выборы и таким способом делает хорошую мину при плохой игре. А после выборов найдет способ отыграть ситуацию назад.
Туман вокруг своего нового трудоустройства Собинский не рассеял и на пресс-конференции, которую дал уже на следующий день. Сказал только, что останется председателем горсовета до истечения срока полномочий, а потом будет работать «на благо всей России», из чего журналисты сделали вывод – едет все-таки в Москву, и на федеральную должность. Остальное пообещал сообщить после выборов, - «22 апреля все узнаете сами».
Политический винт Собинского уже вызвал много догадок. По одной из версий, исключение его из списков кандидатов произошло по настоянию Виктора Маслякова, который именно такую цену – ни больше, ни меньше, - назначил для своей собственной отставки из партийного руководства. Но как бы там ни было, своим поступком Собинский спутал карты многим участникам политического процесса, имеющим интерес к Петросовету и новым выборам. А некоторых, тех, что связывали с его именем личное участие в кампании, и сильно подвел. Можно ожидать, что среди партийцев теперь начнется настоящая резня за право наследовать в будущем освободившееся кресло председателя. И все будет зависеть от количества кандидатов, которых смогут провести в совет отдельные партийные группы и сочувствующие им штабы. Можно быть уверенными, что недостатка в желающих занять пост Собинского, не будет. Однако в кулуарах уже сегодня звучит мнение о том, что среди кандидатов, обозначенных в партийном списке «Единой России», достойного преемника просто нет. И бразды правления перейдут компромиссной фигуре, той, на которую укажет усиливший свое влияние Андрей Мазуровский.
Кто в доме хозяин
|
В реестр будущих кандидатов вошло 32 человека. Половина из них – действующие депутаты, остальные – сочувствующие партии горожане. Основную ставку «Единая Россия», понятно, будет делать на нынешних парламентариев. Среди наиболее активных из них – Анатолий Александровский, Виталий Сигов, Сергей Мамонов, Андрей Фицев, Надежда Пекарчик, Дмитрий Шеремет, Геннадий Масликов и другие.
Примечательно, что в список будущих кандидатов не попала действующий депутат Петросовета и член «Единой России» Галина Васильева. Ее даже не пригласили на партийную конференцию, а затем не включили в общий реестр. В кулуарах говорили, что, несмотря на старания Владимира Собинского, который желал видеть Галину Васильеву в партийном списке и, как мог, отстаивал ее кандидатуру, она все равно не прошла внутренний отсев. И не только потому, что в президиуме засомневались в благонадежности Васильевой и вспомнили о ее старых, но весьма тесных политических связях с Поповым.
Решающим стало мнение Андрея Мазуровского, который сделал все, чтобы убрать ее из списка кандидатов, да еще выставить на округе конкурента (им станет единоросс-новичок Николай Прокопец, сотрудник телеканала «Ника плюс»). И к этому были веские причины: Васильева уже однажды выступила против Мазуровского в суде, и, не исключено, выступит еще раз (утечки из правоохранительных органов позволяют сделать такое предположение). Так что показать, - кто в этом доме хозяин, отнюдь не помешает. Чтоб другим неповадно было.
А, в остальном, прекрасные маркизы, все хорошо
А в остальном, в карельской «Единой России» все, действительно, хорошо. Еще два года назад республиканское отделение насчитывало 163 человека. Теперь в партии 2814 членов. В каждом районе есть свое местное отделение. Вступают – охотно, голосуют – как надо.
Наталья Захарчук