В красном стане готовится переворот. Кандидатуру на смену Борису Тюкову ищет даже правительство. Ждать смены лидеров коммунистов осталось недолго.
В январе должен состояться первый после думских выборов всекарельский пленум коммунистов. В повестке дня – обсуждение итогов избирательной кампании и дума о будущем. Вопрос о смене лидера партии в Карелии в официальном списке пока не стоит. Но он обязательно появится, - таково политическое настроение в партийных рядах и за пределами организации, в среде тех, кто давно вынашивает планы по захвату власти в местной коммунистической ячейке. Никогда еще позиции первого секретаря Бориса Тюкова, с полным провалом пришедшего к финишу думского марафона, не были так слабы. Лучшего времени для перекройки карельского коммунистического одеяла трудно даже представить.

Верхи не могут
|
Кроме этого, Борис Иванович опять ухудшил личный результат участия в выборах. Последний раз нынешний коммунистический лидер побеждал десять лет назад. С тех пор тенденция только отрицательная: губернаторские выборы 2002 года – 7,5 процентов, думские выборы 2003-го – 6 процентов.
Низы не хотят
|
Теперь, после шокирующих результатов выборов, ситуация приобрела совсем иной вид, и обострилась до предела. В коммунистическом сообществе – разброд и шатания. Даже ярые сторонники Тюкова стали задумываться: что-то не то творится в датском королевстве. А противники, и вовсе написали на своих знаменах: или сейчас, или никогда. Кроме этого, зашевелились технологи, работающие в исполнительной власти, и противоположных политических группировках. За право владения брендом коммунистов началась настоящая охота: плохо заметная снаружи, но хорошо ощутимая под ковром.
Сам Борис Иванович, до предела расстроенный результатами, сдаваться, однако, не собирается. Заявления о добровольной отставке он, как наивно ожидали некоторые члены партии, не написал, и, видимо, не напишет. За неделю до выборов в разговоре с нашим корреспондентом он упомянул, что 15-17 процентов он посчитал бы личным успехом. Мечты не сбылись, но и на этот случай у Тюкова припасены свои объяснения. Любые результаты он еще тогда собирался разделить с партией, причем в пропорции 90 на 10 процентов. Если Тюков выигрывает, - это, в большей степени, заслуга организации, если проигрывает, - то же самое. «Я лично сделал все, что мог», - сказал Борис Иванович за неделю до дня голосования. Можно ожидать, что своего мнения он не изменил.
Кто на новенького?
|
|
|
Как нам стало известно из кругов, близких к администрации Главы республики, планы изменения партийно-политического структурирования вынашиваются и там. Карельские коммунисты – одно из важнейших на сегодняшний день направлений деятельности правительства. Карельское отделение КПРФ занимает в отношении к власти жесткую оппозицию. Лидеры парторганизации считают, что наибольшую угрозу левому движению представляют отнюдь не СПС с «Яблоком», а «Единая Россия» и республиканское правительство вместе с Сергеем Катанандовым. Кроме этого, карельские коммунисты способны на совместные действия с правыми и «яблочниками». Все это не может нравиться исполнительной власти. Ей не нужны, пусть и слабенькие, но все же – действующие очаги политического сопротивления. Пока коммунисты – один из таких очагов.
|
Наиболее подходящей кандидатурой, которая могла бы удовлетворить правительство на посту лидера КПРФ, на сегодняшний день считается депутат ЗС Людмила Афанасьева. Людмила Николаевна в парламенте уже шесть лет, и сейчас работает на постоянной основе, что само по себе уже является показателем лояльности по отношению к исполнительной власти. В нынешнем созыве Афанасьева в отличие от предыдущего свою партийную принадлежность никак не проявляет. По всем вопросам она голосует вместе с «Единой Россией». В парламенте нынешние «яблочники», и те занимают куда более левые позиции, чем коммунистка Афанасьева. В то же время, Людмила Николаевна – человек, безусловно, честный и работоспособный, а это качества, которые ценятся в любом лагере. И самое главное, - она непримиримый противник Тюкова в качестве лидера партии.
Как утверждает сегодня сам Тюков, она также приложила максимум усилий, чтобы обеспечить его провал на думских выборах в родном для нее Сортавальском округе. Афанасьева свое участие в подрывной деятельности и агитацию против Тюкова категорически опровергает, заявляя, что и сама голосовала за Бориса Ивановича, и для партии в районе сделала все.
Людмила Николаевна не скрывает, что предложения возглавить карельское отделение КПРФ к ней поступали, однако она не готова пойти на такой шаг. Ее объяснения по этому поводу, впрочем, крайне наивны: «Я – не жительница Петрозаводска, я – человек из глубинки, и не достаточно знаю всех, чтобы руководить». Сама Афанасьева вряд ли искренне желает стать первым секретарем отделения, ее, истинную коммунистку, вполне бы удовлетворила простая смена Тюкова. Но если она начнет проявлять лидерские амбиции, то нельзя исключать, что на ее активность прямо или косвенно повлияло правительство.
Сам Тюков, если запахнет жареным, наверняка предложит на свое место соратника и единомышленника Александра Ильюкова. По мнению Бориса Ивановича, Ильюков уже сегодня – готовый лидер партии. С этим наверняка не согласится внутренняя партийная оппозиция: Александр Ильюков, как и сам первый секретарь, лет десять не выигрывал выборы, а будучи кандидатом на пост мэра Петрозаводска в 2002 году набрал всего лишь 5 процентов голосов избирателей.
|
Кто успел, - тот и съел
Официальные полномочия Бориса Тюкова, как первого секретаря рескома, заканчиваются только в апреле 2005 года. Однако все говорит о том, что смена лидера возможна в самое ближайшее время. И дело не только в том, что конкуренты уже наступают Тюкову на пятки, - скоро президентские выборы и коммунистам нужен хороший организатор, не запятнавший себя откровенно провальными кампаниями.
В коммунистическом сообществе от лидера зависит очень многое. «Яблочный» вариант захвата власти, опробованный в Карелии Поповым и Петеляевой, на коммунистическом поле невозможен. У коммунистов – другая психология, они слишком инертны и старомодны, и среди них, действительно много тех, кто страдает за идеологию. Кроме этого, не следует забывать, что средний возраст в партийных рядах близится к отметке в восемьдесят лет, а процедура вступления в КПРФ настолько сложна, что не позволяет осуществить аналогичный «яблочному» блицкриг по приему новых членов с последующим ожиданием от них нужного голосования. У политических группировок, имеющих виды на коммунистическую организацию, нет другого выхода, кроме как действовать через лидера, способного своим авторитетом менять, как угодно, поведение всего коммунистического сообщества. А тут уж, что называется, кто успеет, тот и съест.
Наталья Захарчук