Продали с потрохами
06 февраля, Капитал
Поделиться

Около четырехсот работников «Прионежского карьера» могут остаться на улице из-за вынужденной остановки производства. Настоящим захватом выглядело появление на заводе новых московских собственников.

Люди, с бумагами, подтверждающими, что они и есть новые хозяева всех зданий и сооружений «Прионежского карьера» появились на проходной предприятия на прошлой неделе. Предвидя возможность неподчинения со стороны руководства завода, они захватили с собой представителей прокуратуры. С этого момента судьба одного из старейших производителей щебня в Карелии стала зависеть от нежданных гостей с белокаменной столицы.  

История с «Прионежским карьером» - еще один пример, наглядно демонстрирующий, насколько все зыбко в нашей стране: еще вчера стабильно работающее предприятие приносило миллионы в казну, а сегодня его уже фактически нет: производство стоит, люди курят у проходной, а что дальше - неизвестно. И все это, конечно, не без участия власти, которая, порой, не ведает, что творит.

Щебень из Прионежского карьера добывается с 1978 года. Нынешний собственник предприятия – производственное объединение «Карелнеруд» имеет лицензию на право добычи в этом месторождении нерудных материалов сроком до 2026 года. И все бы ничего, да  приватизация щебеночного производства на карьере в свое время прошла, что называется, через пень колоду. В итоге вышел всегдашний российский парадокс: ООО «Прионежский карьер» владеет только оборудованием и техникой – экскаваторами, дробильно-сортировочными машинами, станками, тепловозами, запасами взрывчатых веществ, а вся остальная неразрывная технологическая часть – здания, линии электропередач и даже железнодорожный тупик – в собственности у государства.

В течение последних десяти лет два владельца жили подобно сиамским близнецам: они не могли обойтись друг без друга. Чтобы предприятие работало, «Прионежскому карьеру» приходилось арендовать федеральные здания и железнодорожные пути, которые без месторождения и техники – просто стены и рельсы. Все эти годы, предприятие, конечно, надеялось выкупить у государства недостающую часть имущества, однако торги все не проводились, и  «Прионежскому карьеру» ничего не оставалось как вовремя вносить арендную плату и ждать согласия на приватизацию со стороны Мингоссобственности. И вот теперь оказалось, что ожидания были напрасными.

Как стало известно, чиновники Российского федерального фонда имущества, не поставив в известность руководство «Прионежского карьера», продали государственные здания и сооружения московской фирме «Авиапроект». Кстати, сама фирма была зарегистрирована всего полтора года назад двумя физическими лицами, и уставной капитал ее составляет 10 тысяч рублей. Это ее представители «налетели» на прошлой неделе на проходную завода, чтобы заявить о своих правах. Что удивительно, - о состоявшемся в Москве аукционе не знали не только в «Карелнеруде», но даже в карельском управлении федеральным имуществом. Достаточно сказать, что договор аренды с «Прионежским карьером» уже был расторгнут, при этом предприятие в течение нескольких месяцев продолжало исправно вносить арендную плату, а государство ее также исправно принимало.  

О том, что двигало московскими чиновниками, когда они принимали такое, мягко говоря, неразумное решение, можно только догадываться. Понятно, что из-за ротозейства такое вряд ли могло произойти. Но в итоге большой производственный комплекс (который, к слову сказать, является промышленно опасным) оказался в руках двух совершенно разных собственников, с разными взглядами на то, как должно развиваться производство, и должно ли оно вестись вообще.

Узнав, как проходили торги, и, усмотрев в процедуре многочисленные нарушения законодательства о приватизации, «Карелнеруд» подал иск в Арбитражный суд с требованием признать продажу государственного имущества незаконной. Но события еще до начала судебных разбирательств начали развиваться стремительно.

Получив документы о праве собственности, москвичи сразу же заявили, что пользоваться зданиями и железнодорожным тупиком «Прионежскому карьеру» не дадут. Вот так вот просто, что хочу, то и ворочу. Сначала «Авиапроект» запретил Октябрьской железной дороге подавать вагоны на пути (погрузка щебня прекратилась), потом не пустил сотрудников «Прионежского карьера» на склад взрывчатых веществ, а когда наступили сильные морозы, вырубил на заводе электричество. Предприятие начало простаивать.

На прошлой неделе москвичи, взяв с собой на всякий случай представителей Прионежской прокуратуры, появились на заводе воочию, чтобы «войти в права». С этого времени хозяйственная деятельность на предприятии была, по сути, блокирована, а сам завод захвачен.

Самое печальное во всей этой истории то, что заложниками конфликта стали работники карьера, более четырехсот человек.  Что будет с ними, если не заинтересованный вести производство собственник продолжит блокаду, неизвестно. Пока никто из работников не уволен и в отпуск не отправлен, однако полная остановка предприятия, надо думать, обратится взрывом безработицы в Прионежском районе.

Власти Карелии на ситуацию в «Прионежском карьере» пока никак не отреагировали. Что же касается владельцев завода, то президент «Карелнеруда» Вячеслав Смородин прокомментировал случившееся примерно так:

«Я возмущен происходящим, и мне даже не хочется верить, что это случилось у нас в республике, где в отличие от столиц еще мало-мальски чтят закон. Под удар поставлено большое предприятие. Ясно, что московским рейдерам, приехавшим на территорию Карелии, оно нисколько не интересно с точки зрения производственной деятельности, и то, что они делают сейчас, является обычным экономическим шантажом. Обидно, что все мои обращения в органы власти, в которых я указывал на факты явного злоупотребления правом со стороны новых собственников, не повлекли принятия никаких мер. Предотвратить захват предприятия, который, напомню, произошел до того, как свое слово сказал Арбитражный суд, я уверен, было возможно. К сожалению, спасением завода никто, кроме самого «Карелнеруда», не заинтересовался».

По мнению главы «Карелнеруда», сохранить производство на Прионежском карьере еще не поздно, но для этого нужно, чтобы все имущество было арестовано в обеспечение арбитражного иска. Тогда у предприятия останется шанс выжить.  

Наталья Захарчук

 

Обсудить (0)



В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.
Пик аномальной жары пройден
Читать далее

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение