Долгожданная премьера точно не разочарует.

В широкий прокат 25 сентября вышел «Август» — новая киноверсия модернистского романа Владимира Богомолова «Момент истины». Предыдущая его экранизация под названием «В августе 44-го» стала одним из немногих послесоветских фильмов о войне, обретших статус регулярно пересматриваемых. Почему у «Августа» есть все шансы повторить успех своего кинопредшественника — в рецензии «Столицы на Онего».
О важнейшем из искусств
Не дай бог жить на изломе времен? Да нет же — не дай бог жить на изломе миров. Причём тех, конкретно-историческим воплощением которых стало белорусское пограничье — в «Августе» именно оно и показано. На западных окраинах государства российского всегда протекали процессы повышенной интенсивности, и социальная диффузия занимала в их числе особое место. Из-за глубокого взаимопроникновения посюстороннего и потустороннего разобрать, кто здесь свой, а кто чужой, подчас было очень нелегко. Ибо искусство мимикрии и держания фиги в кармане — важнейшее из искусств.
Противопоставить ему можно только искусство разоблачения — тем, которым в совершенстве владел, например, Порфирий Петрович из «Преступления и наказания». Контрразведчики из «Смерш», будем реалистами, рентгеновским зрением не обладали, но зорким оком и техникой идентификации — вполне. Поэтому наблюдать за работой смершевцев в «Августе» не менее любопытно, чем следить за играми проницательного разума главного антагониста Родиона Раскольникова.
А может, и более любопытно. Ведь когда дело только пахнет керосином, свою позицию перестают афишировать даже в кругу близких, а когда топливо вспыхивает — то поди разбери, кто есть кто. Тем более когда оно уже прогорело — то есть в белорусском августе сорок четвёртого. Поди разбери — собственно, и есть трудовые будни и боевые задачи смершевцев. В количестве трёх они — протагонисты романа и его экранизации. Капитан Алёхин — в исполнении почти уже мэтра Сергея Безрукова, а старлей Таманцев — в воплощении Никиты Кологривого, звезда которого разгорается всё ярче. Третий — лейтенант Блинов, такой же юный и неопытный, как и исполнитель его роли Павел Табаков.
Инквизиторы пограничья
Первые кадры «Августа» вводят в курс дела, демонстрируя овладение той самой техникой изобличения, но открывает фильм — сцена на КПП. Отработать приобретенные навыки герою Сергея Безрукова предстоит на образцовой-таки семье офицера. Военное положение, а семейство всё при всём — светится благополучием как лакированные сапоги. Здесь и у дилетанта закрадутся подозрения — не то что у прошедшего выучку капитана Алёхина.
Но интересно другое: чего в боевой работе смершевцев больше — профессионализма или своего рода категорического императива, когда враг везде и прежде всего в тебе самом? Роман Богомолова не стал бы классикой, не переосмысляй он вечные истины в новых обстоятельствах. Как известно с библейских времён, виновны все — и все на подозрении. На изломе эпох и миров даже самому себе доверять нельзя. Смершевцы, потешающиеся над собственной профдеформацией, и шутят соответствующим образом. Инквизиция пограничья, как она есть.
Говорить о спецподразделениях всегда трудно, а о спецподразделениях минувших лет — ещё труднее. Склонное к мифологизации, массовое сознание наделяет современных ему агентов ноль-ноль-семь качествами сверхчеловеков и записывает в категорию избранных. Разведчикам и контрразведчикам прошлого достаётся ещё больше — на полке исторической памяти они ютятся среди рыцарей и ковбоев. Тогда как они пусть и не совсем такие же, но люди, а реальность минувшего подчас сильно напоминает реалии настоящего. Как ни крути, но без прицела на актуальность оптика исторического кино существовать не может.
Уроки истории
Подобрать подходящий киноязык и выбрать адекватную интонацию — очевидно, такую задачу поставили перед собой создатели «Августа». В пограничье всегда искрит, но искра эта должна пробить восьмидесятилетнюю толщу времени и ударить современника током истории. Команде режиссёров и актёров это удаётся — на экране искрит. Причём примерно так же, как уже десятилетие оно происходит на площадках запрещённых соцсетей. Допросы подозреваемых в «Августе» достигают накала, едва ли не сопоставимого с интернет- и не только дебатами сегодняшнего дня. Чего стоит одна лишь сцена с престарелой вокзальной «мамашей» в исполнении Лики Нифонтовой, женский демонизм и кипящая ненависть которой обжигают до дрожи.
Роман Владимира Богомолова — модернистский, но так его охарактеризовал сам автор. Впрочем, в литературоведческой классификации писатель не ошибся. Его произведению свойственны и рваное повествование, и обилие внутренних монологов, и игра в аллегории, ведущаяся на грани фола. Освобожденные белорусские территории в его описании приобретают черты потусторонности. Они — и заколдованный лес, населенный оборотнями, и минное поле, где мины — в привокзальных бабушках и образцовых офицерах.
Но модернизм «Августа» и его первоисточника гораздо важнее не в литературном, а социально-историческом разрезе. Кино с романом словно говорят: пока нет национального государства и гражданской нации, главных атрибутов эпохи модерна, на подозрении — все и каждый. За два с лишним часа экранного времени наглядных тому уроков «Августа» преподнесёт немало.
В кино ходил Антон Соловьев
Продолжительность: 138 минут. Год выпуска: 2025. Дата выхода: 25 сентября 2025 года. Режиссер: Никита Высоцкий, Илья Лебедев. Сценарий: Сергей Снежкин, Владимир Богомолов. В ролях: Сергей Безруков, Никита Кологривый, Павел Табаков, Илья Исаев, Роман Мадянов, Даниил Воробьев, Кирилл Кузнецов, Алексей Вертков, Иван Колесников.