Что такого могут предложить владельцы турбаз, чтобы заманить к себе гостей.

Сезон отпусков в России заканчивается, а значит, туристический бизнес входит в самый тяжелый для себя период: поток клиентов стремительно падает. При этом расходы на содержание инфраструктуры не только не уменьшаются, но даже возросли. К примеру, тариф на электричество для юрлиц в Карелии в июле снова взлетел. То есть гостевые дома и гостиницы стоят пустые и дохода не приносят, а отапливать их все равно нужно…
Впрочем, пустые — это для тех, кто не хочет «шевелиться». Что же делать предпринимателям, чтобы удержаться на плаву? «Столица на Онего» решила задать этот вопрос самому турбизнесу, который не понаслышке знает, что такое глухое межсезонье. И не просто задать вопрос, а посмотреть, как живет этот самый турбизнес.
Как рассказывает Дмитрий Кузнецов, директор одной из самых известных карельских туристических фирм «Карьяла Парк», в наших краях гостей мало чем можно удивить. Петрозаводск — город послевоенный, из достопримечательностей упоминания достойна разве что набережная. Плюс квартал исторической застройки, но лишь дважды в год — на День города и на «Гиперборею», когда здесь разворачиваются театрализованные представления. Сортавала в последние годы стала настоящим местом притяжения, но и она, откровенно говоря, проигрывает Выборгу или Калининграду. Так что единственное, чем мы можем побить соседей-конкурентов, это природа и ее производные, типа горного парка «Рускеала».
Проблема в том, что этого мало. Одним лесом с озерами взыскательного российского туриста уже не удовлетворить, ему нужны так называемые «активности».
В сезон отпусков у серьезной, качественной турфирмы проблем с этим нет. Летом она предлагает сплавы по рекам, катание на квадроциклах, треккинги с хаски. Зимой — катание на собаках и снегоходах, новогодние вечеринки, просто бдения в чанах с горячей водой после сауны. Круглый год — кулинарные мастер-классы для тех, кто жаждет приобщиться к карельской кухне. Но что делать, допустим, осенью, когда реки уже обмелели, а снег еще не лег?
По словам Дмитрия, это самая напряженная пора для бизнеса. Инфраструктуру нужно не только поддерживать, но и готовить к следующем сезону. Персонал — поваров, инструкторов, каюров — необходимо сохранить, то есть платить людям зарплату. Расходы есть — доходов мало. То есть остается треккинг, рыбалка, сбор дикоросов, но, конечно, уже в более скромных масштабах. В этих условиях спасает грамотный менеджмент: опытные предприниматели меняют целевую аудиторию. Если на летний и зимний отдых к нам едут в основном из-за пределов Карелии, то в межсезонье можно работать с местными клиентами.
Можно не потому, что в сезон нельзя, а потому, что они сами теперь в этом заинтересованы. Летом наши земляки в отпусках или на дачах, зимой у новогоднего телевизора, а вот весной-осенью досуг нужно как-то разнообразить. Вот и едем мы за город на недоступные обычно турбазы, потому что без ночевки они значительно дешевле. Так что банкеты, вечеринки и корпоративы могут реально «вытянуть» бизнес.
Не все объекты размещения, конечно, могут принять сотню человек, как «Карьяла Парк», но и такие масштабы отдыха позволяет себе далеко не каждая компания. Рынок в республике в этом отношении достаточно отрегулирован.
Серьезные турфирмы давно заметили эту тенденцию, и теперь в низкий сезон делают ставку на корпоративный отдых. Да и не только отдых: если на природе так хорошо расслабляться — кто сказал, что там будет плохо работаться? Совещания, семинары, конференции с ресторанным питанием также довольно востребованы. Правда, для этого требуется конференц-зал со всем необходимым оборудованием. Причем в тренде сегодня не обычное офисное помещение, а вот такой огромный купол с видом на лес и реку.
То есть клиентов ждет весьма необычное совещание: люди садятся работать прямо на природе, предварительно погоняв на квадроциклах или наобнимавшись с собаками.
Конечно, в нынешних экономических реалиях, когда покупательская способность населения сильно упала, туристический бизнес страдает особенно ощутимо, потому что первое, на чем экономит человек — это отдых. А государство вместо того, чтобы помогать, создает дополнительные трудности. Но это тема отдельного разговора.
Другие фото из «Карьяла Парка» ЗДЕСЬ.
Автор: Максим Берштейн, фото Людмила Корвякова