Пьесу Александра Вампилова «Старший сын» поставили в Национальном театре Карелии. Премьера состоялась в День отца.

Так совпало. Презентовать новый спектакль выпало в праздник, созвучный теме пьесы. Роль отца в ней не просто важна, она ключевая. Андрей Сарафонов — отец-одиночка, которого бросила жена. Он воспитывает двух детей и по сути не справляется с этой ношей. Он музыкант, но приходится играть на похоронах. Сын и дочь считают его недотепой и неудачником, хотят уехать из-под родительского контроля, но все не решаются. И в этот момент в доме появляется чужой человек, который называет себя сыном.
— Это звучит прямо в тексте — «все люди — братья». Наш ближний — это не обязательно родственник, это тот, кого мы любим, и тот, кому мы оказываем милость. Мне важна притча о добром самаритянине, которую Христос рассказывает ученикам в Евангелии от Луки. Я вижу перекликания, и она была исходной точкой для сочинения, — говорит режиссер Сергей Гук.

Режиссер Сергей Гук из Подмосковья, он работает в Истринском драматическом театре. В Петрозаводске впервые и для своего дебюта неслучайно выбрал пьесу Александра Вампилова. Говорит, семейная тема для него одна из важнейших. Он и Анну Каренину ставил не про страсти, а про распад семьи. И здесь ему интересно, как абсолютно незнакомые люди вдруг стали за буквально несколько часов родными.
— Семья переживает кризис, и она с этим кризисом сама не может справиться. А парень вот этот молодой, он тоже в некоем поиске. Важно, что это не полные семьи. Бусыгин вырос без отца и всегда хотел вот этих отношений. А здесь семья растет без матери и не может справиться своими силами. И так получилось, что они встретили друг друга и друг другу помогли. То есть Бусыгин стал нужным, нашел свое место какое-то, а семья преодолела свой кризис, — говорит Сергей Гук.
— Семья переживает кризис, и она с этим кризисом сама не может справиться. А парень вот этот молодой, он тоже в некоем поиске. Важно, что это не полные семьи. Бусыгин вырос без отца и всегда хотел вот этих отношений. А здесь семья растет без матери и не может справиться своими силами. И так получилось, что они встретили друг друга и друг другу помогли. То есть Бусыгин стал нужным, нашел свое место какое-то, а семья преодолела свой кризис, — говорит Сергей Гук.

Пьеса, написанная Вампиловым, в 80-е, звучит очень актуально сейчас, когда дети при живых родителях, которые вынуждены сутками напролет работать, порой сами по себе. Они ищут любви и внимания на стороне, как сын главного героя Васенька всюду ходит за соседкой, которая много старше его и не отвечает ему взаимностью.

И когда он видит на пороге «старшего брата», он верит в его легенду. И сомневающемуся отцу почти кричит: «Папа, они взрослые люди. Сам подумай, зачем взрослому человеку родители?». «По-твоему, не нужны?», — уточняет папа. И Васенька поправляется: «А, прости, пожалуйста. Я хотел сказать, что взрослому человеку не нужны чужие родители».

Роль отца мастерски исполняет Владимир Сотников. Васеньку играет молодой актер труппы Нацтеатра Эмиль Сагдиев. Тоже делает это очень органично. Вместе с ним хочется и плакать, и смеяться. Но главный герой — именно Бусыгин, а не Сарафанов, как в известном фильме режиссера Виталия Мельникова, говорит Сергей Гук. В фильме, как известно, отца сыграл Евгений Леонов, а Бусыгина — Николай Караченцов.
— В фильме главный герой — отец. И это, на мой взгляд, неправильно. Тем более пьеса называется «Старший сын», значит для Вампилова имеет значение именно Бусыгин. И для меня важно, что такой неустроенный парень, как Бусыгин, входит в кризисную семью. Для меня эти исходные обстоятельства очень важны, — говорит Сергей Гук.



Бусыгина в спектакле играет Глеб Германов, Сильву — Алексей Климкин, сестру Васеньки — Галина Филюшкина, соседа — Александр Куйкка, подруг — Ксения Коган и Анастасия Айтман. Актерский ансамбль за 2,5 часа погружает в конфликт и выводит из него. Делает это с юмором. «Старший сын» — это комедия, настаивает Сергей Гук, а часто режиссеры ставят драму.
— Одной из задач творческих было, чтобы комедия как жанр звучала оправданно. Это мой личный вкус — я люблю смотреть драматическое произведение, в котором есть юмор. Поэтому изначально хотелось, чтобы это было драматическое произведение с полностью раскрытой историей и эмоциональной в том числе, но при этом в ней был юмор, — делится Сергей Гук.
— Одной из задач творческих было, чтобы комедия как жанр звучала оправданно. Это мой личный вкус — я люблю смотреть драматическое произведение, в котором есть юмор. Поэтому изначально хотелось, чтобы это было драматическое произведение с полностью раскрытой историей и эмоциональной в том числе, но при этом в ней был юмор, — делится Сергей Гук.



Над художественным оформлением спектакля, работал Егор Кукушкин. Оно минималистичное, но отражает время. Как и музыка, которая звучит в театре.
— Тут просто надо понимать, что эту историю играть вне рамок Советского Союза будет некорректно, потому что сама история не сложится. Тут сам сюжет не сложится, поэтому мы вынуждены играть в советское время, а дальше мы, как следствие, берем смыслы, которые нам вместе с советским временем достаются. Мы специально используем мелодии того времени. Более полная картина будет, если для человека есть какие-то ассоциации.

У Сергея Гука есть свои. Он отец троих детей, двое уже готовы выпорхнуть из семейного гнезда. Поэтому тема ему близка особенно. И не только ему. Пьеса Вампилова, написанная 60 лет назад, актуальна и сейчас. Не зря же ее активно ставят. Только в Москве она в репертуаре 7 театров. Теперь своя постановка есть и в Национальном театре. Ближайший показ — 28 октября.