РЕКЛАМА
«В фильме главный герой — отец. И это неправильно»: Национальный театр Карелии показал своего «Старшего сына»
Сегодня Без политики
Поделиться

Пьесу Александра Вампилова «Старший сын» поставили в Национальном театре Карелии. Премьера состоялась в День отца.

фото: © Илья Тимин
Так совпало. Презентовать новый спектакль выпало в праздник, созвучный теме пьесы. Роль отца в ней не просто важна, она ключевая. Андрей Сарафонов — отец-одиночка, которого бросила жена. Он воспитывает двух детей и по сути не справляется с этой ношей. Он музыкант, но приходится играть на похоронах. Сын и дочь считают его недотепой и неудачником, хотят уехать из-под родительского контроля, но все не решаются. И в этот момент в доме появляется чужой человек, который называет себя сыном.

— Это звучит прямо в тексте — «все люди — братья». Наш ближний — это не обязательно родственник, это тот, кого мы любим, и тот, кому мы оказываем милость. Мне важна притча о добром самаритянине, которую Христос рассказывает ученикам в Евангелии от Луки. Я вижу перекликания, и она была исходной точкой для сочинения, — говорит режиссер Сергей Гук.
Режиссер Сергей Гук из Подмосковья, он работает в Истринском драматическом театре. В Петрозаводске впервые и для своего дебюта неслучайно выбрал пьесу Александра Вампилова. Говорит, семейная тема для него одна из важнейших. Он и Анну Каренину ставил не про страсти, а про распад семьи. И здесь ему интересно, как абсолютно незнакомые люди вдруг стали за буквально несколько часов родными.

— Семья переживает кризис, и она с этим кризисом сама не может справиться. А парень вот этот молодой, он тоже в некоем поиске. Важно, что это не полные семьи. Бусыгин вырос без отца и всегда хотел вот этих отношений. А здесь семья растет без матери и не может справиться своими силами. И так получилось, что они встретили друг друга и друг другу помогли. То есть Бусыгин стал нужным, нашел свое место какое-то, а семья преодолела свой кризис, — говорит Сергей Гук.
 
Пьеса, написанная Вампиловым, в 80-е, звучит очень актуально сейчас, когда дети при живых родителях, которые вынуждены сутками напролет работать, порой сами по себе. Они ищут любви и внимания на стороне, как сын главного героя Васенька всюду ходит за соседкой, которая много старше его и не отвечает ему взаимностью.
 
И когда он видит на пороге «старшего брата», он верит в его легенду. И сомневающемуся отцу почти кричит: «Папа, они взрослые люди. Сам подумай, зачем взрослому человеку родители?». «По-твоему, не нужны?», — уточняет папа. И Васенька поправляется: «А, прости, пожалуйста. Я хотел сказать, что взрослому человеку не нужны чужие родители».


Роль отца мастерски исполняет Владимир Сотников. Васеньку играет молодой актер труппы Нацтеатра Эмиль Сагдиев. Тоже делает это очень органично. Вместе с ним хочется и плакать, и смеяться. Но главный герой — именно Бусыгин, а не Сарафанов, как в известном фильме режиссера Виталия Мельникова, говорит Сергей Гук. В фильме, как известно, отца сыграл Евгений Леонов, а Бусыгина — Николай Караченцов.

— В фильме главный герой — отец. И это, на мой взгляд, неправильно. Тем более пьеса называется «Старший сын», значит для Вампилова имеет значение именно Бусыгин. И для меня важно, что такой неустроенный парень, как Бусыгин, входит в кризисную семью. Для меня эти исходные обстоятельства очень важны, — говорит Сергей Гук.
 
Бусыгина в спектакле играет Глеб Германов, Сильву — Алексей Климкин, сестру Васеньки — Галина Филюшкина, соседа — Александр Куйкка, подруг — Ксения Коган и Анастасия Айтман. Актерский ансамбль за 2,5 часа погружает в конфликт и выводит из него. Делает это с юмором. «Старший сын» — это комедия, настаивает Сергей Гук, а часто режиссеры ставят драму.

— Одной из задач творческих было, чтобы комедия как жанр звучала оправданно. Это мой личный вкус — я люблю смотреть драматическое произведение, в котором есть юмор. Поэтому изначально хотелось, чтобы это было драматическое произведение с полностью раскрытой историей и эмоциональной в том числе, но при этом в ней был юмор, — делится Сергей Гук.
Над художественным оформлением спектакля, работал Егор Кукушкин. Оно минималистичное, но отражает время. Как и музыка, которая звучит в театре.

— Тут просто надо понимать, что эту историю играть вне рамок Советского Союза будет некорректно, потому что сама история не сложится. Тут сам сюжет не сложится, поэтому мы вынуждены играть в советское время, а дальше мы, как следствие, берем смыслы, которые нам вместе с советским временем достаются. Мы специально используем мелодии того времени. Более полная картина будет, если для человека есть какие-то ассоциации.
 
У Сергея Гука есть свои. Он отец троих детей, двое уже готовы выпорхнуть из семейного гнезда. Поэтому тема ему близка особенно. И не только ему. Пьеса Вампилова, написанная 60 лет назад, актуальна и сейчас. Не зря же ее активно ставят. Только в Москве она в репертуаре 7 театров. Теперь своя постановка есть и в Национальном театре. Ближайший показ — 28 октября.
Обсудить (0) в ленту



В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение