Какую партию разыграет обманутая верность?
Российскому кинозрителю с 27 марта начала открываться «Тайна в её глазах» (16+) — британский мелодраматический триллер с чопорно-невротичной «Мэри Поппинс» в главной роли. Новинка кинопроката примечательна не только игрой актёров на натянутых струнах супружеской жизни и обескураживающим финалом, но и мастер-классом истинно английской дипломатии.
Супруги Бен (Шазад Латиф) и Аннет (Дейзи Ридли) переехали за город, осуществив общероссийскую мечту. К миграции в просторный дом с окнами в пол и вторым светом семейную пару подтолкнуло рождение второго ребёнка и бессмыслица высоких темпов городской жизни. Когда ты писатель или программист, а новая книга или программа требует сосредоточения, то жизнь на лоне природе — разумное решение. Правда, жене удалённо не поработаешь — она издатель. Поэтому на профессиональной самореализации придется поставить временный крест, сконцентрировавшись на муже, доме и детях. Аннет сознательно идёт на жертву.
Но на жертву пойти можно — уйти от судьбы нельзя. Судьбы, за которую мы принимаем неизбежные последствия собственных действий, сказал однажды почти англичанин Фридрих Энгельс. В результате томимая в пригородной глуши Аннет начинает пристальнее вглядываться в мужа. Ведь дневной запас внимания теперь не рассеивается по деловым контактам и случайным прохожим (ввиду отсутствия тех и других), а обрушивается на суженого. Последствия не заставляют себя ждать. Круглосуточно сканирующие Бена прожекторы супружеских глаз становятся невыносимы, и он «бежит». Благо и повод подворачивается подходящий: восьмилетняя дочка победила в конкурсе юных актрис и приглашена на съёмки. Теперь можно уезжать из дома с утра пораньше и возвращаться к полуночи.
К моменту встречи с актрисой Алисией (Матильда Анна Ингрид Лутс) Бен уже готовенький, и та берёт его тёпленьким. Нет, никакого интима не ждите — Бена просто увлекает яркая актриса на фоне тревожной супруги-домохозяйки. Та блистает, а эта хранит очаг. Если вы профессионал, у которого есть дело, а не хомяк, который тащит в дом крупу со склада или кусочек из бюджета, то выбор очевиден.
Однако вешать всех собак на Аннет тоже не стоит. Быть — значит быть воспринимаемым, сказал другой англичанин, Джордж Беркли. Дефицит внимания к собственной персоне тяжело даётся, особенно человеку массы. Тот набивается в театры, стоит в пробках, толкается в магазинах, как в «Восстании масс» диагностировал испанский философ Ортега-и-Гассет. А в сельской местности только голое поле, вид которого не под силу выдержать почти никому, сообщил уже Шопенгауэр. Отсюда и метания туда-обратно. Сначала покупают дом в Бесовце, а спустя год продают. И не потому, что в школу ребёнка неудобно возить.
Глубина страданий Аннет — как у героев Достоевского, сдержанность — почти чеховская. Недаром режиссёр «Тайны в её глазах» (Сэм Йэтс) поставил «Ваню» по Чехову на театральной сцене. Подозрения в неверности супруга съедают главную героиню, но виду она не подает. Вместо битья посуды женщина режет ладони продавленным зеркалом, взамен семейной сцены — ошпаривает руки под кипятком из-под крана. Агрессия вовне находит выход в аутоагрессии, повреждение чужой психики сублимируется в самоповреждение. Ценой беззвучных слёз Аннет желает сохранить семью и готова жертвовать многим. Она прощает даже неприглядные мужнины сцены в санузле, а не использует чужую слабость, чтобы усилить собственные переговорные позиции.
Муж изменил платонически, и платоническая измена переживается как трагедия. Казалось бы, крах, конец, катастрофа, но по сегодняшним временам зацикленности на эмоциональном комфорте радоваться, а не плакать надо. Радоваться ещё и потому, что Аннет продолжает жить в христианском мире, не закрывая глаза на всего лишь помыслы супруга. Ведь она знает: кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём.
Однако подвиг смирения у Аннет оказывается тщетным. Жертв супруги Бен не замечает — ведь его одолевает страсть, как солевого наркомана. И тогда Аннет хочет видеть похитительницу, чтобы столкнуться с той лицом к лицу. Наученный горькими региональными реалиями, опасаешься, что оскорбленная женщина сейчас накинется на потенциальную любовницу мужа и выцарапает ей глаза.
Но нет. В глаза она просто пришла взглянуть. А заодно и пригласить Алисию на тихий семейный ужин в связи с окончанием съёмок. Причем милую светскую беседу героиня выстраивает так, чтобы разослать сигналы по обоим углам любовного треугольника, обойдясь без прямого текста. Она не плетет интриг, не действует за спиной, а усаживает за общий стол и, что называется, даёт понять.
Это и есть тот урок публичной дипломатии, которая нашим представителям в ООН и не снилась. Предпочитающая выкладывать всё как на духу, святая простота по итогу удостаивается лишь едва заметной улыбки еврокомиссара. Только вот дипломатичность часто идет рука об руку со злодейством спецслужб. Что, собственно, и демонстрирует сюжет «Тайны в её глазах», в конце лихо меняя жертву и виновника местами. Никогда не знаешь, что лучше — первобытная непосредственность или цивилизованное изуверство. Как не знаешь, кто в этой киноистории остался прав, а кто виноват.
Продолжительность: 90 минут. Год выпуска: 2024. Дата выхода: 27 марта 2025 года. Режиссер: Сэм Йэтс. Сценарий: Том Бейтман. Роли: Дейзи Ридли, Шазад Латиф, Матильда Анна Ингрид Лутс, Хиба Ахмед, Алистэр Петри.
В кино ходил Антон Соловьев
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание