«Группа крови»: драма не о триумфе победителей, а о катастрофе человечности

Кинотетрис. Кинотетрис
20:22, 09 Мая 2025
фото: © Кадр из фильма «Группа крови»
Загрузка...

Послание миру и о мире – на экранах страны.

На широких экранах с 8 мая — драма о войне «Группа крови» (12+). Кинокартина вышла к годовщине немецкой капитуляции, но рассказывает она не о нашей победе, а об их преступлениях — и не случайно. Вклеивая обратно некогда вырванные из книги истории страницы, «Группа крови» делает ещё один предупредительный выстрел в воздух и посылает сигнал военной тревоги. Не бряцает оружием, а именно что предупреждает об опасности.

Времена памяти и времена забвения

Взаимоотношениям современника с историческим прошлым свойственны две черты: желание сбросить его бремя и задвинуть подальше в глубь времен. Прошлое обременительно, оно отягощает сознание и обязывает совесть. Поэтому его хочется вынести на свалку истории — как бабушкину мебель на контейнерную площадку. А заодно и провести черту, обозначить водораздел, создать миф о наступившем новом времени. Причину стремления дистанцироваться от прошлого Юрий Лотман, семиотик из Тарту и ветеран войны, видел в утрате психологической связи с наследием предшественников.

Отчасти поэтому чудовищно-дегенеративные экзерсисы темной стороны немецкого духа — наподобие тех, о которых рассказывает «Группа крови», — постепенно обретают статус исторического фэнтези, занимают место в одном ряду с сожжением ведьм и кострами инквизиции. Жить с тем, что детей умерщвляли заживо ещё совсем недавно и вот здесь неподалёку, дискомфортно.

В период упадка так оно и бывает. Но, к счастью, если не погибнуть при падении на дно, а только больно удариться, то можно начать карабкаться наверх. В «Смысле и назначении истории» немец Карл Ясперс — тот самый, который изобрел немецкую вину, — писал: «В истории периодически появляются времена, когда прошлое слабеет и забывается, погружается в небытие, и времена, когда оно вновь узнается, вспоминается, восстанавливается и повторяется». И, стоит добавить, становится близким. Историческая дистанция словно схлопывается, железный занавес, отделяющий прошлое, поднимается — и оттуда выходят те, кого уже, казалось бы, навечно заперли в клетке истории.

Почему сегодня

Собственно, такие времена и наступили, такое время и пришло. Голоса тех, кто призывал к амнезии и онемению, поутихли; спрос на беспамятство и безмолвие поубавился. Уже отошедшие от привычки к благополучию и привыкшие к испытаниям полувоенного времени, медленно, но верно вошедшие в его суровый режим, ставшие меньше шутить и почти переставшие смеяться, мы дозрели до разговора о тяжёлом и обременительном. Поэтому фильм о не укладывающихся в голове преступлениях немцев, однажды браво шагнувших за грань человечности, снят именно сегодня.

Однако если по эту сторону границ шаг вперед сделан, то по ту сторону от сладкого сна пробуждаться не хотят. Возвращение покупательной способности к уровню 2008 года — одно, а ежедневно приходящие похоронки — другое. Пока социальные конструктивисты, засевшие в институтах памяти по восточноевропейскому периметру, почитают историю за пластилин, низы хотят жить по-прежнему и по-прежнему отмежевываются от тяжелого наследия, санкционируя тем самым желание повторить уже на верхах.
Кинематографическая дипломатия и представляет собой попытку разбудить рядового европейца, апеллируя не к триумфу победителей, а к катастрофе человечности, порождаемой войной.

Неидентифицируемое зло?

Но «Группа крови» — попытка зайти с другого конца ещё и по другой причине. Мы освободили Европу, но она нам этого никогда не простит, сказал вроде бы Жуков. Чужое превосходство действительно мало кто выдерживает. Русские надоели своей победой, она дает им право на навязчивое присутствие в Европе, они используют её как мягкую силу и как угрозу — примерно такой репертуар доносится из-за границы. Ещё одно напоминание о победе посредством кино ничего, кроме раздражения, у европейца не вызвало бы. Поэтому «Группа крови» пытается сыграть на других струнах, давно и прочно ставших не чувствительных к героизму и подвигу, но опасающихся дискомфорта и травмирующего контента. Если не хочешь, чтобы травмирующий контент снова воплотился в жизнь, проснись уже.

Казалось бы, что здесь может сделать один фильм, но фильм как раз таки и свидетельствует, что победа складывалась не только из масштабных манёвров, но и малых практик. Лагерный столяр Василич тайком вешает красную звезду на немецко-рождественскую ёлку — и по толпе ребятишек пробегает едва заметное воодушевление. Фрау Кокошкина при каждом удобном случае инициирует лагерные фото — и миру будут предъявлены соответствующие доказательства. В действительности фотосвидетельств не было обнаружено — уходя, немцы «прибрались», но фильм всё-таки художественный.

В связи с темой войны о фашизме приходится слышать часто, но каковы его источники и составные части — мало кто внятно объяснит. Неидентифицируемое абсолютное зло, синонимом которого он фактически стал, — ответ вряд ли удовлетворительный. Ещё более труднообъяснимы медицинские преступления немцев, по разряду которых проходит и донорство детской крови. Новый фильм режиссёра Максима Бриуса как раз таки и позволяет приблизиться к пониманию, в том числе институализированного детоубийства. Но понять здесь, конечно, не значит простить.



Продолжительность: 98 минут. Год выпуска: 2025. Дата выхода: 8 мая 2025 года. Режиссер: Максим Бриус. Сценарий: Мария Ошмянская, Александр Иванов, Александр Пайгалик. Роли: Андрей Рудыка, Ева Уильямс, Марк Александров, Людмила Юлова, Роман Романовский, Артемий Воскресенский, Даниил Рубашевский, Андрей Алексеев, Борис Николаев, Андрей Ковалев.

В кино ходил Антон Соловьев

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

07.05.2025 22:00
Краеведение
Журналист и краевед Ростислав Гладких заглянул в архивы и пришел к выводу, что бездомные собаки в Петрозаводске – многовековая проблема.

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение