ПОСМОТРЕТЬ
Чтиво. Частная жизнь
17:11, 23 Января 2012

Но когда искусство призывает…

К юбилею заслуженной артистки Карелии Галины Москалёвой

Неужели прошло 50 лет? Немыслимо!
 
Выпускницей культпросветшколы с горящими от восторга глазами, в предвкушении счастья и праздника пришла она в храм Мельпомены, чтобы всем своим существом служить Его Величеству Театру.
 
Ее окрыляло напутствие великого Бориса Захавы – известного в Союзе режиссера, профессора знаменитой «Щуки» (Московского театрального училища им. Щукина). Увидев Галочку Москалеву на подмостках студенческого театра, профессор назвал ее готовой актрисой, которую учить – только портить! 
 
Для нее было открытием, что актерам за работу… платят! Ее, студентку КПШ конца 50-х, потрясло, когда пригласили за первой зарплатой. Потому что выходить на сцену – это же и есть награда!
 

Д. Псафас «Ищу правую руку», Пица-Кица; 1966 г.
Д. Псафас «Ищу правую руку», Пица-Кица; 1966 г.
Ах, какие лучезарные перспективы открывались! Девочка из кондопожского барака, где после войны в 15-метровой комнате проживали двое родителей, семеро детей, бабушка и юная родственница, взятая из детдома, будет актрисой! Летом, когда можно было спать в коридоре и на сеновале, в доме становилось просторнее. Впрочем, никто не жаловался. Еще и гостей принимали – молодых актеров, друзей Галочки. И для всех у хозяйки находились и стол, и кров.
 
– Мамочка у меня – золото! Все умела: шить, вязать, башмаки тачать... Одевала меня, как куколку, хотя жили небогато. В войну она работала киномехаником, ездила с передвижкой по Новосибирской области – мы ведь оттуда в Карелию приехали, – вспоминает Галина Михайловна Москалева. – Не представляю, где она силы брала: после меня родились еще шесть сестер и братьев. Отец рано умер. И мама вновь пошла работать – на Кондопожский деревообрабатывающий завод. Семь станков освоила! Умерла недавно, отметив 90-летие... 
 
Звезда самодеятельной сцены, успевшая сыграть в студенчестве арбузовскую Таню, никак не ожидала, что в Русском драматическом театре ее встретят словами: «Не надо здесь работать!» Диалог с главным режиссером был подобен ушату холодной воды: радости в театре будет мало, а вот слез и обид хлебнешь... Да ну, ведь у нее талант! Разумеется, режиссер оказался прав.
 
Дебют на телевидении, 1960 г.
Дебют на телевидении, 1960 г.
Очень скоро пришлось понять, что человеку творческой профессии мало иметь талант и любить свое дело. Нужно быть смелым, не тушеваться перед авторитетами, а учиться у них. «В театре тогда были ли-и-чности! Хотянов, Хохряков, Финогеева, Вера Михайлина, Людмила Живых…» 
 
Актер обязан предлагать и пробовать своё, новое, а не помалкивать скромно в уголке. А еще ему нужно огромное терпение, потому что конкуренция велика, а ролей на всех никогда не хватает. Умение ждать и терпеть числятся среди главных добродетелей актрисы! 
 
Она узнала, что погоду в театре делает режиссер. А режиссеры приходят и уходят. За два десятилетия служения Москалевой в Русском драматическом их поменялось немало, и каждый приезжал со своей группой актеров, где уже были и примы, и звезды. Им и доставались главные роли и главное внимание. «В театре никогда не бывало ни лучших, ни легких времен!», – говорит Галина Михайловна, явно имея в виду не только скудные актерские заработки и бытовое неустройство.
 
Да это и не тайна. Всем известно, что, не вынеся длинных простоев и бесконечных конфликтов с очередным главрежем, группа ведущих актеров в 1985 году покинула Русский драматический и основала свой театр – «Творческую мастерскую». Если бы Москалева могла это предвидеть, не поспешила бы на пенсию в 42 года. Но она ушла. Занялась семьей, дочкой, работой в Доме актера, поскольку без театра жизни не представляла. Зато муж-актер был доволен…
 
А вскоре и произошел тот знаменитый «исход», который обернулся для петрозаводчан обретением нового театрального коллектива. И когда этот коллектив дерзко выступил с собственным спектаклем по роману Бориса Васильева «...А завтра была война», актриса Москалева в нем, конечно же, участвовала.
 
Заявка новой труппы на самостоятельность оказалась столь яркой и сильной, режиссура актрисы Елены Бычковой столь умной и глубокой, что зритель валом повалил в Дом актера, приютивший на первых порах будущий театр.
 
Д. Устинов и О. Табаков «Белоснежка и семь гномов», Белоснежка; 1964 г.
Д. Устинов и О. Табаков «Белоснежка и семь гномов», Белоснежка; 1964 г.
У них не было ни кулис, ни декораций, да, собственно, и сцены не было. Они играли лицом к лицу со зрителем, на глазах которого драма из школьной жизни превращалась в трагедию поколения, шагнувшего с выпускного бала прямо на фронт. Галине Москалевой досталась в этом спектакле роль очаровательной кокетки Зиночки, «мещанские» взгляды которой возмущают подруг-комсомолок. И Зиночка, как большинство ее сверстников, навсегда осталась на той войне...
 
Зрители покидали зал с красными от слез глазами и словами благодарности – сколько бы ни повторялся спектакль.
 
– А знаете, мы ведь не так давно возобновили эту композицию, – удивляет меня Галина Михайловна. – Конечно, все постарели, двоих, Людмилы Живых и Олега Белонучкина, уже нет на свете, но зрители приняли нас по-прежнему! 
 
То историческое событие открыло новую главу и в судьбе актрисы Москалевой. Легкую? Едва ли. Полную надежд и ожиданий? Пожалуй.
 
М. Шатров «Именем революции», Васька; 1963 – 1964 г.г.
М. Шатров «Именем революции», Васька; 1963 – 1964 г.г.
Прожив несколько лет вне сцены, она не утратила ни мастерства, ни очарования, ни стройности. Так что внезапный и резкий переход от амплуа инженю-травести к ролям взрослых и даже немолодых женщин дался ей без особых сложностей.
 
– Ведь чем отличается ребенок от взрослого? Быстротой и непосредственностью реакции. Между мыслью и словом у него пауз нет: что подумал, то и выпалил. Это взрослый, прежде чем слово произнести, включает тормоз: стоит ли? А может, лучше промолчать? – рассуждает Галина Михайловна. – Конечно, многое из того, что осталось в том, старом театре, мне дорого. Но надо же двигаться вперед!
 
Она и двинулась – вместе с театром своих единомышленников. И в один прекрасный день все они причалили к пристани под названием «Вдовий пароход». Спектакль по пьесе П. Лунгина и И. Грековой в 2000 году стал важной вехой в судьбе театра, испытанием на зрелость.
 
Как ей хотелось играть в этой пьесе! И роль была подходящая: актриса оперетты Ада Ульская, живущая несбыточными иллюзиями, постоянно выдающая желаемое за действительное и, в сущности, такая же одинокая, обездоленная войной, как ее соседки по коммунальной квартире. Роль была будто специально для Москалевой! 
 
Но досталась не ей. Режиссер Петров продолжал видеть в зрелой, опытной актрисе лишь маленькую инженю, и сдвинуть его с этой точки не было никакой возможности! 
 
Дж. Патрик «Странная миссис Сэвидж», Фери
Дж. Патрик «Странная миссис Сэвидж», Фери
Случилось чудо. Актриса, назначенная на роль Ульской, оказалась беременной, и уже не могла выходить на сцену, и роль пришлось-таки отдать Москалевой! Режиссер нервничал, сомневался, но…
 
…Через три дня совершенно готовая актриса Москалева выходила на сцену. И не в Петрозаводске, а в Москве, на больших и ответственных гастролях, посвященных 80-летию Карельской республики. 
 
Гастроли проходили в театре А. Калягина «Etcetera», где, по сути, и состоялась премьера. Причем, триумфальная! Потрясенные москвичи дружно вставали и бисировали, а после спектакля провожали актеров до метро. У Галины Москалевой роль Ульской – самая любимая.
 
В «ТМ» ею сыграно немало, но… не наигралась! Душа жаждет новой, значительной работы. Повезло с «Марьиным полем», где Галина Михайловна сыграла одну из трех главных героинь – теплую, обаятельную деревенскую старушку. Спектакль был отмечен в 2009 году премией «Онежская маска» – как раз за ансамбль трех исполнительниц.
 
Триединый образ русской женщины, созданный Тамарой Румянцевой, Людмилой Зотовой и Галиной Москалевой, исполненный веры, надежды и любви, стал настоящим символом России, единства ее прошлого, настоящего и будущего. Этот спектакль внушает оптимизм и веру в нашу многострадальную страну, то есть именно то, в чем мы сейчас так нуждаемся.
 
– Знаете, кого я там играю? – улыбается Галина Михайловна. – Свою маму. Она была именно такой: женственной, легкой, любившей посмеяться, но из тех, кого бедам не согнуть.
 

Пятьдесят лет в театре! Целая жизнь… 
 

И. Жукова "Ангел с нечетным номером", Кися; 2004 г.
И. Жукова "Ангел с нечетным номером", Кися; 2004 г.
Первая увиденная мною «взрослая» роль Москалевой в Русском драматическом была в «Трехгрошовой опере» Брехта. Просто выход, без слов. Однако запомнилась. Массовка на сцене изображала какую-то демонстрацию в Третьем рейхе, и вдруг на первый план вылетела маленькая девичья фигурка с огромным животом. Она суетилась и подпрыгивала, чтобы заметили ее и ее плакат: «Жертва военного произвола». Зал хохотал…
 
– А я и вправду тогда дочку носила, – признается Галина Михайловна. – Хорошая девочка выросла, английский в школе преподает. Тогда еще, помните, шел спектакль «Они и мы»? Там вообще приходилось едва ли не акробатикой заниматься, прыгать со стула на стол и обратно, и ничего, прыгала! Режиссер скажет – так и на голову встанешь. 
 

Что делать, режиссеров не выбирают!
 
– Людочка Живых, помню, говорила: нашелся бы такой режиссер, чтобы с ним снова девочкой себя почувствовать! Тогда можно и в бой. Режиссер должен зажигать! И еще хочется, чтобы он был… умнее меня. Надо, так и на голову встану, только бы понимать – зачем!
 
Встречи cпостановщиками, а их в ее жизни было немало, не всегда были вдохновляющими. Работала, конечно, и с настоящими мастерами, но нередко – с неопытными или слишком торопливыми: спектакль сдан – и с плеч долой. Какое уж тут вдохновение…
 
Да, есть актеры, которые без раздумий бросаются выполнять любые указания режиссера. А есть другие, которым обязательно понимать, зачем делается то и это. Ведь актер – не марионетка. Его жизненный опыт зачастую богаче режиссерского. И только режиссер, который это понимает и уважает, может рассчитывать на успешное воплощение своих замыслов.
 

Олег Богаев "Марьино поле", Прасковья.
Олег Богаев "Марьино поле", Прасковья.
Похоже, такой понимающий человек ей, наконец, встретился. Зовут его Александр Побережный-Береговский. Галина Михайловна высоко ценит стремление директора «ТМ» понять любого актера. Он показал себя тонким профессионалом, восстановив «Гранатовый браслет». А поставленный им молодежный спектакль «Ultimo сafe», получивший приз международного театрального фестиваля «Белая маска»?
 
– Но совмещать директорство с режиссурой очень трудно, – продолжает Москалева. – Я благодарна ему уже за то, что нас, актеров старшего поколения, не оставляет без работы. Ролей для «возрастных» актрис в репертуарном театре ведь не так много. – И добавляет, помолчав: – Возраст никуда не денешь. Ни продать его, ни подарить... Нет такого бартера и денег, чтоб вернуть утраченную прыть. Но! – когда искусство призывает, в наших душах вспыхивает свет. Кто тогда себе года считает? Возраста у вдохновенья – нет! Это Андрей Дементьев...
 
От великих предвкушений и мечтаний молодости у актрисы Москалевой осталась только вечная готовность служить божеству Театра.
 
– Ничего в жизни больше не хочу! Важно совсем не то, будут ли меня забрасывать цветами. Это я пережила в молодости, когда еще ничего не умела. А сейчас – слушаю зал. Если там полная тишина, значит, он твой, все нити в твоих руках, и ты за них тянешь, тянешь!.. Выше наслаждения нет!
 
– Галина Михайловна, а внуки? Ведь их у вас трое!
 
– Да, я их обожаю. Представляете, ни один не боится сцены! Старший в «школе искусств» получил сертификат по театральному делу. Средний сочиняет музыку. Но вы бы видели младшего, которому шесть!
 
Нет, не гаснет свет в ее душе. Глаза нет-нет, да и блеснут улыбкой той лукавой Зиночки, девчонки военного поколения, на которую я ходила смотреть раз пять. И мне очень хочется, чтобы заслуженной артистке Карелии Галине Москалевой непременно досталась та заветная роль, которая давно уже ее ждет. 

Людмила Кузнецова

Комментарии

Гость
Выбор читателей

Чтиво

15.12.2017 15:09
Без политики
Телефоны в ореховой пасте, деньги в лифчике и сим-карты в помидорах пытаются передать заключенным Карелии.

Опрос

Какую сумму вы планируете потратить на новогодние подарки?