Исповедь гастарбайтера

Чтиво. Частная жизнь
15:56, 27 Февраля 2015
Загрузка...

Гастрабайтер из Таджикистана рассказал, как ему живется и работается в Карелии.

Отдыхая у друзей в загородном доме в поселке Шуя Прионежского района, журналист "Столицы на Онего" обратила внимание, что на участке работают гастарбайтеры.

В течение довольно длительного времени они формировали газон: пересыпали землю, возили тачки… На улице было ветрено, дождливо и по-карельски холодно. Никто перерыва в работе не делал.

Через два часа в дом постучался бригадир, попросил согреть чайник, если, конечно, возможно.

Хозяйка не отказала. Сделала горячий чай, положила сахар, отдала рабочим.

Никто из них не пошел в бытовку, устроили небольшой "перекур" прямо на улице. Пили сладкий чай из пластиковых стаканчиков, стоя.

Стало интересно, кто они, эти люди, как живут, почему приехали сюда, в Карелию, оставив свои семьи, дома, родину, где тепло и солнечно.

Попросила разрешение у бригадира поговорить с кем-нибудь из рабочих. Из пяти человек лишь один согласился на диалог, остальные сослались на то, что плохо понимают по-русски.

Он согласился поговорить, но фотографироваться категорический отказался.

- Меня зовут Алищер, мне сейчас 43 года, приехал из Таджикистана. В России уже 6 лет, приехал на заработки. Работал сначала в Волгограде, потом в Липецке, Астрахани, в Москве, а в Петрозаводск приехал год назад, к дяде.

Живу я на Старой Кукковке в деревянном доме. Дом мы купили втроем с дядями, но с нами еще родственники живут – племянники дяди. Всего девять человек получается. Мы все работаем: кто дворником, кто грузчиком, кто на стройке. Среди нас есть бухгалтер, но здесь (в Петрозаводске – ред.) он работает грузчиком, зато в доме он ведет всю хозяйственную деятельность, считает.

Мы все делаем сами: стираем (есть стиральная машина), готовим, моем. У нас, как в армии, висит список, кто что делать должен. На участке рядом с домом сажаем картошку, морковку, лук.

У меня есть машина "пятерка", я сам езжу за рулем, правда, права пока таджикские, но я могу русские получить, если нужно будет. Я русский учу уже два года, вначале совсем плохо говорил.

Сейчас больше живу в России, поэтому лучше русский стал знать. Раньше 8 месяцев работал здесь, а четыре - в октябре, ноябре, декабре и январе - дома был. Но сейчас зима в России теплая стала, так что работа всегда есть, круглый год.

фото: hochu-na-dachu.ru

В Петрозаводске бригадой работаем. Без бригадира. Главный – дядя. Он ищет работу, определяет бригаду, после выдает деньги по-честному. Конфликтные ситуации были в Волгограде, два года там дворником работал, обманывали часто. В Петрозаводске еще не обманывали.

Заказы есть всегда. Средний заработок 20 тысяч. Иногда бывает, что даже выбираем, смотрим: некоторые хозяева много денег предлагают, а относятся к нам плохо, могут и не заплатить, тогда мы лучше к хорошему человеку пойдем, хоть и за меньшие деньги, но так надежнее.

Рабочий день у нас обычно начинается в 6 утра, а заканчивается в девять вечера, есть обед, с 12 до часу. Обед готовим сами, заказчик не кормит.

Сейчас хороший заказ: делаем газон, забор строим. Но объект за городом находится (Прионежский район, Шуя – ред.), поэтому иногда здесь ночевать остаемся: кто в машине спит, кто в хозяйственном домике, где инструменты хранятся.

Я здесь все делаю: и строю, и копаю, и даже сварщиком могу. В Таджикистане у нас все строить умеют. Если бы у меня была возможность, я бы на сварщика выучился. Это самая лучшая профессия, можно много денег заработать. Но здесь, в Карелии, я все время работаю, времени на учебу нет.

Дома я тоже никакой профессии получить не смог, так как надо было идти зарабатывать. Папа рано умер, а нас у мамы восемь детей – четверо братьев и четыре сестры. Денег не хватало. В нашей семье братья и сестры все без образования. Папа работал 37 лет продавцом в магазине, зарабатывал хорошо. Потом Союз разрушился, и все стали жить очень бедно.

Сейчас все мои братья тоже, как я, работают в России, кто как – кто в артели, кто сам. И все мужья у сестер тоже уехали на заработки в Россию.

Дома (в Таджикистане) мы смогли бы заработать 5 тысяч на русские деньги – это самое большое, но их бы нам не хватило на жизнь. А сейчас я жене 10 тысяч посылаю, ей с детьми хватает. Летом получается больше переслать, так как заработки лучше и работы много. Иногда даже по 30 тысяч зарабатываю, тогда домой 20 отправляю, ведь с моей семьей еще моя мама живет. Себе оставляю 10 тысяч на документы, квартиру и еду.

Жена моя из Таджикистана никогда не выезжала и здесь никогда не была, она дома детей воспитывает. У меня четверо сыновей. Дети маленькие еще, старшему сыну 11 лет, младшему - 3 года. Хочу, чтобы они выросли и получили какую-нибудь профессию. Учебные заведения у нас там есть. Я буду работать до тех пор, пока мои дети не выучатся. Не хочу, чтобы сыновья здесь работали, чтобы жили, как я, - это тяжело".

По Таджикистану он не скучает, только по родным – мама, жена, дети.

"Они меня дома ждут, и когда я приезжаю, готовят мое любимое блюдо – настоящий плов в казане. Правда, дома я уже 3 года не был, не получается. Младший сын меня и не узнает, наверное".

Пока Алищер разговаривал со мной, он все время оглядывался на товарищей, которые в это время работали. Ему как будто было неудобно за свой неожиданно образовавшийся "перекур".

Я поинтересовалась у Алищера, чем он занимается в свободное время, как отдыхает. И он признался, что выходных у него практически не бывает, все время работает. На работе обед и минутки отдыха, пока товарищи курят.

Сам же он не пьет и не курит. Если вдруг появляется свободное время, то занимается домашним хозяйством. Ни в кафе, ни в кино он не ходит. Сказал, что не хочет .

"Я мусульманин, поэтому хожу в мечеть каждую пятницу. И еще мне нравится ваша набережная. Петрозаводск мне нравится больше тех городов, в которых я работал. Только здесь холодно чуть-чуть, а так, все хорошо", - признался Алищер.

Записала Ира Меркова

Для справки В 2014 году в Карелии, по данным УФМС, было оформлено 2 138 разрешений на работу, в 90% случаев это были граждане, прибывшие в порядке безвизового въезда, то есть из бывших союзных республик. На основании полученных разрешений в Карелии работали 2476 иностранца, в основном, граждане Узбекистана (35%) и Украины (25%).

Карелия, как отмечают в управлении миграционной службы, в прошлом году по-прежнему оставалась для мигрантов привлекательным регионом: "миграционная нагрузка" на 14% превысила показатели 2013 года.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:13
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карелия уверенно развивает сегодня экономические связи с партнерами за рубежом, в лидерах : Турция, Белоруссия, Китай и Индия.