Заслуженный врач Карелии считает, что эпидемия коронавируса достигнет своего пика зимой.
За последний день в России была зафиксирована рекордная суточная смертность от коронавируса – 320 человек, и Роспотребнадзор ввел по всей стране масочный режим в местах массового скопления людей. Эпидемическая ситуация в Карелии выглядит благополучнее, чем в крупных российских мегаполисах и соседних регионах Северо-Запада. В минувшие сутки в республике не было зарегистрировано ни одного летального случая от ковида, однако количество заболевших ежедневно держится на уровне ста человек.
"Столица на Онего" попросила заслуженного врача Карелии Александра Гаврилова поделиться своим мнением о развитии эпидемии в регионе и спрогнозировать, когда она достигнет своего пика:
– Александр Александрович, уместно ли говорить в Карелии о второй волне коронавируса, если инфекция в республике в летний период никуда не исчезала, а ежедневное количество выявленных случаев заражения было выше, чем, к примеру, в соседних регионах Финляндии?
– Нет, на мой взгляд, это классический сезонный подъем. Вирус никуда летом не исчезал, просто условия распространения для него были хуже. Если говорить совсем коротко, новый коронавирус продолжает свое естественное движение в Карелии, как части мировой эпидемии, приспосабливаясь к нашим климатическим и другим условиям.
По своему поведению, но не по тяжести и характеру заболевания этот вирус напоминает мне вирус парагриппа первого типа из-за своей "неправильной" сезонности. Ведь все шесть недавних пандемий гриппа, произошедших в Северном полушарии в 1957–2009 годах, были весенне-летними, а у нас подъем коронавируса начался осенью. Далее: как уже было сказано, коронавирус никуда не исчез в летний период, а грипп "исчезает". Парагрипп ведет себя так же, как коронавирус.
Если он и дальше он будет действовать как парагрипп, то своего максимума Covid-19 в Карелии достигнет в зимний период 2020-2021 года. Почему? В наших климатических условиях весной и летом респираторные вирусы становятся неустойчивыми во внешней среде и воздушно-капельный путь не имеет преимущества. Зимой же эти вирусы приобретают более высокую устойчивость во внешней среде, а воздушно-капельный путь становится ведущим. Дело в том, что вирус сначала должен найти эпителиальные клетки носоглотки, чтобы вторгнуться в них, а слои слизи могут эффективно "поймать" его до того, как он попадет в клетки хозяина. Холодная окружающая среда, пасмурность, приводят к обострению широко распространенной у нас хронической обструктивной болезни легких, недостатку в организме витамина D. Это влечет массовые хронические воспаления верхних дыхательных путей, их заложенность, повышенное выделение слизи в носоглотке и бронхах, снижение выработки антивирусных муциновых белков. Другими словами, осенне-зимние условия распространения для коронавируса намного лучше, чем летний период.
Выше или ниже, чем в губерниях Финляндии была регистрируемая заболеваемости ковидом, особого значения для "нашей" эпидемии не имеет. Конечно, сравнивать заболеваемость нужно. Но при этом надо иметь в виду и сравнивать другие условия, в которых движется инфекция. Прежде всего, речь идет о состоянии и возможностях науки и общественного здравоохранения той или иной страны, национальные подходы не только к диагностике и лечению заболевания, но прежде всего – к методам профилактики, работе в очагах инфекции. Нам мало, что известно не только, например, о финском опыте – мы мало что знаем даже о работе в домашних очагах ковидной инфекции в Карелии.
Недавно Минздрав Карелии сообщил, что значительно увеличивается число случаев заражения в домашних условиях. Иного и не приходится ждать. На мой взгляд, система работы в домашних очагах в Карелии утрачена. На такую полноценную работу нет ни сил, ни средств! Система общественного здравоохранения по модели Н.А. Семашко, направленная, прежде всего, на предупреждение болезней, по моему мнению, приказала долго жить. Прейскуранты цен на медицинские услуги поражают воображение! Каталоги платных услуг некогда самого профилактического ведомства – санэпидслужбы – охватывают почти все мыслимые направления профилактики. Смогли бы мы ликвидировать или взять под контроль малярию, тифы, холеру, черную оспу, чуму, трахому, бешенство, корь, лепру, полиомиелит, сибирскую язву, детские инфекции, если бы медицинская помощь и профилактические мероприятия были платными? Остается только порадоваться, что это случилось до прихода нынешних реформаторов российской медицины.
– Карелия сейчас едва ли не каждый день бьет рекорды по новым случаям коронавирусной инфекции, и в октябре в медицинских учреждениях резко сократилось количество свободных коек для пациентов с ковидом. Только ли сезонным фактором вызван такой резкий подъем заболеваемости?
– Гипотеза о осенне-зимней сезонности ковида имеет право на существование и пока находит свои подтверждения и у нас в Карелии. Но не все можно объяснить только сезонностью. Не все понятно, например, в отношении общественного иммунитета за счет "проэпидемичиванья" (латентной иммунизации) населения, то есть заражения и болезни ковидом в результате контактов с вирусом. Учитывая значительный удельный вес легких и бессимптомных форм ковида, уровень "проэпидемичиванья" населения за десять месяцев пандемии должен быть уже ощутимым и сказываться в сторону снижения хотя бы темпов развития эпидемии. Но не сказывается.
Есть серьезные работы по математическому моделированию пандемии. Этот мета-анализ показывает, что истинное число случаев SARS-CoV-2 инфекции в мире примерно в 20 раз выше, нежели официальный уровень регистрации. Если экстраполировать это соотношение на Карелию, мы получим весьма существенную иммунную прослойку населения с иммунитетом к ковиду. Однако этот уровень положительно никак не сказывается на нашей заболеваемости. Следовательно, или требуется еще период времени "проэпидемичиванья" для достижения примерно 20-25% иммунной прослойки, или иммунитет от такого "проэпидемичиванья" – слабый, особенно при легких и малосимптомных формах, и на развитии эпидемии не сказывается.
– Что, на Ваш взгляд, как эпидемиолога, может если не остановить, то хотя бы затормозить распространение коронавируса в республике?
– Процитирую фрагмент романа Альбера Камю "Чума": "Он открыл шкаф, вынул из стерилизатора две гигроскопические маски, протянул одну Рамберу и посоветовал ее надеть. Журналист спросил, предохраняет ли маска хоть от чего-нибудь, и Тарру ответил: нет, зато действует на других успокоительно".
Действие романа происходит в Оране, колониальном Алжире. Я работал в тех местах, правда, предметом моего труда была холера. Мне дороги и понятны переживания героев Альбера Камю, поэтому я привел этот текст. Значение его не в буквальном понимании, дескать, маски при чуме или ковиде бесполезны. Доктор Тарру (кстати, он происходил из семьи прокурора) был не прав, маска могла помочь и при чуме. В нашем же случае, маска на лице – реально полезный гаджет профилактики ковида!
В приведенной цитате из "Чумы", на мой взгляд, речь идет о человеческой солидарности. Бедных и богатых, медиков и технарей, руководителя и подчиненного. Всех! Об осознании, что мы все в одной лодке. Что "они" – те, кто заболел – это "мы", у кого шансы заболеть ничуть не меньше! Хочу добавить, что ограничительные мероприятия должны быть разумными. Конечно, потребуется их продолжить. Весьма уместным было бы создание в республике некой комиссии независимых экспертов, которая бы помогала вырабатывать мероприятия по борьбе с ковидом. Думаю, ковид – это надолго.
– Не могу не поинтересоваться и Вашей профессиональной оценкой опасности этого вируса. Кто-то считает его чуть ли не "чумой XXI века", а кто-то, в том числе и некоторые авторитетные российские эпидемиологи и вирусологи, полагают, что эта угроза преувеличена, а мир охвачен "коронабесием".
– Китай дал миру образец мобилизационного подхода в борьбе с ковидом. Думаю, что многие страны посчитали такой подход непосильным для общества и национальных экономик. Отсюда, мне кажется, и ковид-диссидентство, желание доказать, что положительный результат можно достичь меньшими, чем в Китае, затратами.
С другой стороны, все неизвестное для нас может быть источником экзистенциального страха, это связано с самой сущностью человека. Отрицание – это ведь то же проявление страха, форма подавления и защиты. Появление новых вирусов – это не феномен XX или XI века. Вирусы сопровождают и будут сопровождать человека всю его эволюционную историю. Кстати, в расшифрованном геноме человека найдены многочисленные "обрывки" вирусных ДНК. А это уже научное доказательство взаимодействия вируса и человека. Я бы сказал, перефразируя классика, что жизнь есть форма взаимодействия клетки и вируса, а молекулярная биология – это наука номер один нашего будущего. Те, кто этого не поймет, проиграют будущее, да, собственно, уже проигрывают.
Вопросы задавал Валерий Поташов.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание