Как Карелию пугали коронавирусом, и она к нему привыкла.
Год назад глава Карелии Артур Парфенчиков отправил жителей республики на карантин по коронавирусу. Это не было губернаторским решением – республиканские власти приняли его вслед за Путиным, объявившим на всей территории страны "карантинные каникулы" с 28 марта по 5 апреля 2020 года. "Это делается для того, чтобы обезопасить граждан и снизить число тех, кто может заразиться, – пояснил российский президент. – Самое безопасное сейчас – побыть дома". Однако, полагаю, всем было очевидно, что недели выходных для снижения риска заражения недостаточно.
Так и получилось: объявленные президентом "карантинные каникулы" длились около полутора месяцев, но и после их завершения далеко не все отрасли экономики и социальной сферы смогли сразу возобновить свою деятельность, а эпидемия коронавирусной инфекции в Карелии к тому моменту только началась. Первого апреля прошлого года республиканские власти подтвердили факт первого контактного заражения коронавирусом на территории региона, и к 12 мая, когда страна формально вышла из череды "нерабочих дней", количество заболевших ковидом в Карелии достигло 171 человека. По иронии судьбы именно в этот день карельский Минздрав сообщил о первом случае смерти от коронавируса.
Теперь, думаю, можно вполне уверенно говорить о том, что полтора месяца прошлогоднего карантина не оказали особого влияния на распространение ковида в республике. Его динамика не сильно изменилась после завершения "каникул": резкий рост заболеваемости произошел лишь осенью, хотя и заметного ее снижения летом в регионе не наблюдалось. Но эти полтора месяца определили линию поведения властей Карелии в условиях эпидемической угрозы, которая заключалась, по сути, в нагнетании страха, оправдывающего в глазах населения республики любые вводимые ограничения. Достаточно вспомнить многочасовые "прямые линии" главы региона в социальных сетях, во время которых он постоянно пугал жителей Карелии с ее "исландской" заселенностью "итальянским сценарием" развития эпидемии.
Для многих так и осталось непонятным, зачем год назад в республике был введен настолько жесткий режим самоизоляции, что жители Петрозаводска не могли выйти на прогулку в парке. Но сотрудники полиции стали рьяно отлавливать тех, кто нарушал установленный запрет, хотя он выглядел совершенно абсурдным в ситуации, когда число заразившихся коронавирусом в карельской столице с ее почти 300-тысячным населением исчислялось единицами и даже десятками человек.
Эпидемия ковида вообще стала в Карелии "золотым периодом" для правоохранительных и контролирующих органов, когда любое гражданское недовольство или подозрительную активность можно задавить под предлогом соблюдения санитарных требований. Помните, как полицейские задерживали защитников парка "Каменный бор" в Петрозаводске, которые пытались помешать строительству на его территории детского сада? Но при этом никто не стал препятствовать проведению в августе музыкального фестиваля Ruskeala Symphony в горном парке "Рускеала", хотя в те дни в Карелии выявляли по несколько десятков новых случаев заражения коронавирусом, и люди продолжали умирать.
Примечательно и то, что при всех введенных санитарных мерах в республике появилась "каста неприкасаемых", на которую эти требования словно не распространяются. Когда в конце марта прошлого года глава региона Артур Парфенчиков установил запрет на посещение гражданами не только храмов, но даже прилегающих к ним территорий, представители самой массовой конфессии – Русской православной церкви – стали открыто саботировать губернаторское распоряжение. В Карельской епархии согласились его исполнить лишь после того, как глава республики стал взывать в социальных сетях к проявлению разума со стороны местного православного духовенства.
Такая же история произошла и с соблюдением им обязательного масочного режима в общественных местах, введенного минувшей осенью главным санитарным врачом России Анной Поповой. Православные пастыри в Карелии не стали надевать на себя защитные маски, даже когда республика вышла на лидирующие позиции в стране по суточному приросту заболеваемости коронавирусной инфекцией. Однако я не припомню ни одной проверки, устроенной сотрудниками карельской полиции или санитарных органов в православных храмах. Зато они по-прежнему устраивают охоту на водителей общественного транспорта и посетителей торговых центров, которые позволили себе спустить маску на подбородок. А сегодня республиканское управление Роспотребнадзора отрапортовало о том, что суд в Петрозаводске оштрафовал один из танцевально-спортивных клубов на 100 тысяч рублей за то, что в нем не проводили термометрию посетителей с занесением данных в журнал, а в санузле отсутствовали антисептические средства для обработки рук.
Между тем, когда в Карелии стали ежедневно выявлять по 300 новых случаев заражения, и республика заняла в ноябре первое место среди российских регионов по суточному показателю заболеваемости, карельские чиновники так и не решились на новый локдаун. А то, что одна из самых малонаселенных территорий Северо-Запада России оказалась одной из самых неблагополучных в стране по ситуации с коронавирусной инфекцией, свидетельствует, на мой взгляд, о неэффективности принятых республиканскими властями противоэпидемических мер. Более того, некоторые из них – в частности, установление временных ограничений на посещение торговых точек пожилыми людьми – вызвали жесткую критику со стороны эпидемиологов. Заслуженный врач Карелии Александр Гаврилов назвал эту меру ошибочной, отметив, что коронавирус опасен для всех групп населения, и самым важным для предотвращения массового заражения является рассредоточение людей, а не их концентрация в определенное время в определенном месте.
Показатели суточной заболеваемости ковидом в Карелии заметно пошли на спад только в начале нынешнего года, хотя говорить о том, что республика стала выходить из эпидемии преждевременно. Каждый день в регионе выявляется почти по 90 заболевших, и фиксируется по два-три смертных случая, вызванных коронавирусом. Но в республике уже снято большинство ограничений, которые были введены год назад, когда все только начиналось.
Многим кажется, что самое страшное позади, хотя, если верить официальной статистике, коронавирусом в Карелии переболело всего около 7% населения, или 43,9 тысячи человек, а полностью привито против ковида чуть более 4% жителей республики, или 26 тысяч человек. По оценке эпидемиологов, этого явно недостаточно для формирования популяционного иммунитета и предотвращения нового роста заболеваемости, с которым регион может столкнуться осенью.
Но, похоже, в Карелии к ковиду уже привыкли и стали жить, не обращая особого внимания на опасное соседство. Тем более, что, как показал минувший год, вирус в республике тоже не обращал особого внимания на масочный режим и прочие ограничения.
Валерий Поташов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание