Власти Карелии собираются запатентовать популярные региональные топонимы.
Лет десять назад один деятель национального карельского движения намеревался предъявить иск организаторам международного хоккейного турнира "Кубок Карьяла". Как утверждал карельский активист, они незаконно используют наименование субъекта Российской Федерации – Республики Карелия. "По Конституции Карелии, русское название Карелия и карельское Карьяла являются равнозначными. Однако республика не предоставляла организаторам хоккейного турнира "Кубок Карьяла" никаких прав на использование своего официального наименования", – пояснил свою позицию общественник.
Замечу, что первое упоминание Карелии или Карьялы, как самостоятельного государства, относится к VII веку, и сегодня это историческое наименование присутствует не только в названии российского региона, но и финляндских губерний. Кроме того, финское пиво Karjala, которое является спонсором хоккейного турнира, впервые было выпущено в середине прошлого столетия, когда не существовало ни Конституции Республики Карелия, ни самого субъекта Российской Федерации под таким названием. Однако национальный карельский активист всерьез полагал, что он, как гражданин Российской Федерации, вправе потребовать от оргкомитета хоккейного турнира выплаты денежной компенсации республике за использование одного из ее официальных наименований. Причем, общественник рассчитывал ни много, ни мало на несколько миллионов долларов.
До судебного разбирательства дело тогда так и не дошло, хотя намерения карельского активиста из России не остались незамеченными в Финляндии – там к ним отнеслись как к нелепой соседской причуде. Но я вспомнил об этой истории неслучайно: во время общения с несостоявшимся истцом мне и в голову не могло прийти, что через десять лет руководство Карелии само выступит с инициативой патентования географических названий республики в качестве товарных знаков.
"Кемская волость – это наше название. Валаам – это наше название. Кижи – это наше название. Воттоваара – это наше название. Рускеала – это наше название, – заявил глава Карелии Артур Парфенчиков в недавнем интервью телеканалу "Россия". – Популярна Рускеала? Популярна. Но это – карельское название. Хочешь использовать Рускеалу хочешь там продукцию назвать Рускеалой, автомобиль – плати за это деньги. Только так!".
Не знаю, какой смысл вкладывал губернатор в понятие "наше название", говоря о Кемской волости, но появилось оно в административно-территориальном делении страны еще в Средние века, а исчезло из него в конце XVIII столетия, когда волость в составе Олонецкого наместничества Российской империи была преобразована в Кемский уезд. Полагаю, что даже исторический топоним, связанный с Кемью, не был бы столь популярен в Карелии и за ее пределами, если бы не культовая советская кинокомедия "Иван Васильевич меняет профессию", снятая по мотивам пьесы Михаила Булгакова, где один из ее персонажей высказывает территориальные претензии на "Кемску волость", но к этой популярности нынешние республиканские власти точно не имеют никакого отношения.
При всем уважении к известному предпринимателю Александру Артемьеву, превратившему заброшенные каменоломни в Приладожье в горный парк "Рускеала", который теперь посещают десятки тысяч туристов, я с трудом представляю, чтобы какой-нибудь российский или зарубежный автопроизводитель назвал свою продукцию карельским топонимом. Но даже если бы это случилось, "упущенный" коммерческий эффект от использования наименования одного из поселков Карелии оказался бы несравнимо меньше имиджевой выгоды, которую бы могла получить республика.
Я не припомню, чтобы кто-то из мэров Нью-Йорка намеревался запатентовать в качестве товарного знака Манхэттен, а какой-нибудь лондонский градоначальник – Сохо, однако фирм с такими названиями по всему миру насчитывается сотни тысяч, в том числе и в Карелии, и это только прибавляет популярности культовым районам мировых мегаполисов. Многим ли известна маленькая кубинская деревушка Дайкири, но коктейль с таким названием входит в винную карту едва ли не каждого уважающего себя питейного заведения, способствуя туристической привлекательности Острова Свободы.
Давайте честно признаем, что ни одна достопримечательность Карелии пока не входит ни в мировые, ни даже в российские топы посещаемости, а планы республиканских властей зарабатывать на коммерческом использовании местных географических наименований выглядят столь же комично, как намерения карельского активиста предъявить миллионный иск организаторам международного хоккейного турнира "Кубок Карьяла". Однако если в правительстве Карелии всерьез озабочены продвижением региональных брендов, таких как гора Воттоваара, почему бы не начать со строительства дорог и обустройства туристической инфраструктуры в Муезерском районе, где эта гора находится?
Валерий Поташов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание