"Моей "кубышечки" хватит на месяц"

Чтиво. Частная жизнь
11:32, 17 Апреля 2020
фото: ©Валерий Поташов/Столица на Онего
Загрузка...

Как выживают в кризис карельские фрилансеры?

Федеральные и республиканские власти объявили об оказании государственной поддержки тем представителям малого и среднего бизнеса, которые наиболее пострадали от кризиса, вызванного эпидемией коронавирусной инфекции. Однако в число тех, кто может рассчитывать на такую помощь, не попали самозанятые граждане, которые не имеют никаких официальных трудовых отношений.

"Столица на Онего" поинтересовалась, как выживают сейчас карельские фрилансеры, у жительницы Петрозаводска Анастасии Анушиной, которая зарабатывает на жизнь оказанием юридических услуг. Мы встретились с Анастасией неслучайно – она входит в инициативную группу "Предприниматели Карелии. Группа взаимопомощи" и участвовала в подготовке обращения предпринимательского сообщества к республиканскому руководству с предложением мер по стабилизации ситуации в малом бизнесе. 


Анастасия Анушина. Фото из личного архива

–  Анастасия, как мне точно назвать Ваш социальный статус? Вы – самозанятая, фрилансер или просто официально нигде не работающая?

–  Я – юрист, занимаюсь частной юридической практикой и на сегодняшний день являюсь фрилансером. Я официально нигде не оформлена. Собиралась получить статус индивидуального предпринимателя, но не успела.

– И кто является Вашим клиентом?

– Самые обычные граждане, иногда – юридические лица, у которых возникает потребность в моих услугах. Я работаю с товариществами собственников жилья, с управляющими компаниями.

– Вы представляете их интересы в суде?

– В суде и государственных органах. Например, помогаю, когда люди не могут во внесудебном порядке оформить уже имеющуюся недвижимость или вступают в наследство, и имеется спор, или, когда люди покупают какую-то недвижимость и не могут самостоятельно собрать документы для банка, я оказываю им такие услуги.

– И Вы сознательно не оформляли свою деятельность или в этом не было особой необходимости?

– Я не верю в наше пенсионное законодательство. Объясню почему. Ко мне приходят клиенты, которые судятся с пенсионным фондом из-за отказов в назначении пенсии в связи с невключением в трудовой стаж какого-то периода их деятельности, ветеранских выплат и других вопросов. Я вижу, как пенсионный фонд отфутболивает граждан! Когда человек, извините меня, тридцать лет пашет на работе с вредными условиями труда, и после этого получает пенсию 13 тысяч рублей! 13 тысяч! И получает их только через суд!  Как можно на эти деньги жить целый месяц, когда у нас только коммунальные расходы составляют 5-7 тысяч, я не представляю. Спасибо государству!

– Поэтому Вы предпочли работать только на себя?

– Я искала работу, где будет достойная оплата труда, и нашла такую организацию, где отчисления не требовались. Меня это устроило. Впоследствии я планировала оформиться как самозанятая или ИП, но, как уже сказала, просто не успела.

– А на эти доходы можно жить?

– Жить можно. На хлеб с маслом этих доходов хватает. У меня нет ста тысяч в месяц, я зарабатываю как средний юрист в Петрозаводске, но этого вполне достаточно для проживания.

– И как Ваша жизнь изменилась после того, как в стране был введен карантин из-за коронавируса?

– Моя работа заключается во взаимодействии с органами власти, юридическими лицами и судами. Суды – это основное направление моей деятельности, и поскольку они закрылись первыми, я потеряла возможность представлять в них интересы людей. Я не могу закрыть дела, а расчет я получаю по результату. Нет закрытого дела – нет результата, и нет оплаты. На сегодняшний день у меня подвисло около десяти дел, за которые я могла бы получить оплату в марте, апреле и мае.

– Т.е. Вы разом потеряли свои доходы?

– Да, начиная с марта. В последнюю неделю перед карантином все прекратилось, люди стали ломиться в магазины, им уже было не до юридической помощи. Получается, что у меня нет ни одного нового клиента уже три недели.


© Алексей Бородин/ТАСС

–  На что Вы тогда живете?

–  У меня остались небольшие накопления. Я не планирую на год вперед, но все-таки стараюсь рассчитывать, как мне жить в ближайшем будущем. А когда ситуация стала обостряться, я запаслась продуктами. На какое-то время, может, на месяц, мне этого хватит.

– А как долго Ваши накопления позволят Вам продержаться в таком режиме?

– Судите сами. Сегодня у меня есть расходы в виде арендной платы за офис, арендной платы за квартиру, коммунальных платежей, а также трех кредитов на общую сумму около 12 тысяч.

– Это кредиты Вам как физическому лицу?

– Да, конечно.

– А банки как-то пошли Вам навстречу в сложившейся ситуации?

– А какие уступки тут могут быть? Мне позвонили из банка, где у меня получена кредитная карта, и рассказали, что у них есть новая услуга страховки кредита. Я говорю им: "Спасибо! Вот если бы вы мне предоставили отсрочку по оплате этого кредита или уменьшили платеж, это да – мне приходится платить по 8 тысяч в месяц, чтобы его закрыть. А страховка для меня – ничто!". На это мне девушка сказала, что такое у них не предусмотрено, и на сегодняшний день никаких отсрочек и кредитных каникул они вводить не собираются. Поэтому все мои обязательства остались на мне. На месяц-полтора моих финансов хватит, а дальше будем думать.

– Вы предпочли не связывать себя с государством формальными отношениями в плане Вашей занятости. Рассчитываете ли Вы сейчас на какую-то помощь с его стороны?

– 15 апреля перед гражданами страны опять выступал президент. Он говорил о выплатах минимального размера оплаты труда – 12 130 рублей – представителям среднего и малого бизнеса. На эти выплаты могут рассчитывать и микропредприятия при подаче необходимых документов. Я считаю, что такие суммы необходимо выплачивать всем, вне зависимости от того, относится ли он к малому или среднему бизнесу.  Причем, в заявительном порядке.

Поясню, почему в заявительном. У кого-то деньги есть, кто-то не захочет заморачиваться, кому-то "кубышечки" хватит на год, а моя "кубышечка" мала, ее хватит на месяц. И, кроме того, для получения этих выплат граждане не должны собирать кучу каких-то подтверждающих документов, что у них отсутствуют доходы!

Мне, к примеру, сейчас просто собирать нечего, и я не могу встать на учет в службе занятости как безработная, поскольку не подпадаю под их критерии.  И таких, как я, миллионы! Тех, кто печет торты, занимается хендмейдом, подушки шьет, делает ногти, ведет частные консультации и многое другое. Все эти люди сидят по домам, спрос на их услуги максимально снизился. Это все фрилансеры, которые остались без средств к существованию. Если вчера кто-то покупал у них торты и подушки, то теперь люди стали на всем экономить, ведь сейчас никто не знает, что будет завтра.

– А почему государство должно вам помогать?

– Во-первых, потому что все мы являемся гражданами Российской Федерации. У нас есть Конституция, которая гарантирует соблюдение прав всем гражданам страны. Во-вторых, у нас остался потребительский рынок и денежный оборот. Ко мне приходят клиенты, я получаю от них деньги, а потом трачу их в коммерческих организациях, которые выплачивают с этого налоги. Я вкладываю средства в их оборот, который в итоге приносит государству доходы, поэтому государство в свою очередь должно помочь сегодня и мне. Кроме того, фрилансеры способствуют поддержанию спроса и предложения: тот же частный пекарь закупает у торговых структур сливки и муку для своих тортов, но ему в условиях кризиса не помогает никто.

Интервью записал Валерий Поташов.

  

   

 

 

 

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей