Символ прошлого
06 марта 2019, Личное мнение
Поделиться

В этом году Петрозаводск отметит полувековой юбилей мемориального комплекса "Могила Неизвестного солдата с Вечным огнём Славы".

фото: Сергей Юдин / "Столица на Онего"

28 июня 1969 года, в день 25-й годовщины освобождения столицы республики, вспыхнул Вечный огонь, доставленный из города-героя Ленинграда с Марсова поля, и состоялось торжественное открытие мемориала.

Композиционно он решён в виде невысокой протяжённой панели из габбро-диабаза, в центральной части которой находится могила Неизвестного солдата. Над панелью возвышается прямоугольная площадка, в заглублении которой расположена пятигранная призма из малинового кварцита. В центре находится газовая горелка, символизирующая Вечный огонь Славы. Рядом с ней металлическими накладными буквами выложена надпись: "Имя твоё неизвестно. Подвиг твой бессмертен". Справа установлена 60-тонная глыба гранита с надписью: "Героям, сынам Октября, кто жизнь свою отдал за счастье народа, памятник этот воздвигнут".

50-летие мемориального комплекса – очередной повод обратить внимание на теорию и практику периодически проводимого пересмотра системы ценностей, во многом определяющей содержание как отечественной культуры, так и символической политики.

Связь между формой и способом репрезентации символа и кодом его интерпретации или понимания представляется исключительно важным аспектом современной символической политики. Во многом это определяется тем, что каждый памятник имеет свой жизненный цикл. Петрозаводский мемориал "Могила Неизвестного солдата с Вечным огнём Славы" – не исключение.

Культуролог, наверное, сказал бы, что подобные монументальные символические высказывания, коим, без всякого сомнения, является весь мемориал в целом, существуют вне времени. И если бы речь шла лишь об одном, отдельно взятом символе, то такая "внешняя" позиция была бы вполне приемлема.

Однако культурологу наверняка возразил бы социолог. Общество меняется, трансформируются его представления о войне и мире, о событиях, которые достойны быть увековечены в камне, бетоне и металле. Ведь памятники не только формируют пространство воспоминаний, они претендуют на присвоение ими смыслов и закрепление вариантов всё нового и нового прочтения прошлого.

В контексте символической политики жизненный цикл памятника может быть определён как период времени, в течение которого символ пользуется внутренним социокультурным спросом и эффективно применяется различными политическими силами в собственных целях. В этом случае жизненный цикл вполне укладывается в последовательность сменяющихся друг друга стадий, завершая свой путь своеобразным символическим "забвением".

Но ещё существует жизненный цикл символа как знака, который следует трактовать как период времени, в течение которого его значение воспроизводится в определённой системе ценностных координат.

К счастью, никому не приходит в голову определить петрозаводский мемориальный комплекс "Могила Неизвестного солдата с Вечным огнём Славы" в качестве бренда территории. Потребительский раж сразу бы сформулировал массу запросов на ребрендинг, поскольку "символ Победы – символ прошлого, а нужен символ будущего". Такие формулировки, например, всё чаще звучат применительно к монументу "Родина-мать зовет!" в Сталинграде-Волгограде.

50-летие мемориального комплекса в Петрозаводске – это ещё и повод задуматься об известном социальным антропологам феномене "активной памяти о трёх войнах". На нынешнее поколение их выпало уже четыре – афганская, чеченская, украинская и сирийская. Для каждой – свои мемориалы и свои памятники.

При наложении, напластовании символов всегда запускается механизм демифологизации и дегероизации, что, в конечном счёте, предполагает изменение глубины проникновения в прошлое – его "обмеление". Это довольно сложный и противоречивый процесс. Ведь он сопровождается интенсивной десакрализацией символического пространства. Память переходит в режим семейно-ностальгической, а власть и медиа бесконечно "производят" новых героев. В таких обстоятельствах для большинства горожан вчерашние символы лишаются своей аффективной составляющей, которая, кстати, и обусловливает устойчивость и значимость монументальной реальности.

Обсудить (0) в ленту



В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение