Что на самом деле происходит с "ТехРентом"

Аналитика. Тема недели
14:00, 02 Марта 2021
фото: © "ТехРент"

Собственник компании "ТехРент" Евгений Гарюткин рассказал о сложностях, с которыми подрядчик столкнулся этой зимой.

В последнее время в СМИ появляется много публикаций, связанных с работой компании "ТехРент" и уборкой Петрозаводска. В частности, появилась информация о миллионных штрафах, наложенных на подрядчика в связи с некачественной работой по содержанию городских дорог, и неудовлетворительной оценке, которую дала "ТехРенту" администрация Петрозаводска по итогам зимы.

"Столице на Онего" удалось поговорить с собственником компании Евгением Гарюткиным, который согласился дать эксклюзивное интервью о сложившейся ситуации.    

- Евгений Валерьевич, насколько я понимаю, это первое Ваше интервью с того момента, как компания "ТехРент" вышла на контракт по содержанию дорожной сети Петрозаводска?      

- Да, это так. Слишком много внимания в СМИ в последнее время уделяется компании "ТехРент", и информация не всегда корректная, о чем и хотелось бы поговорить.

- Председатель комитета ЖКХ администрации Петрозаводска Андрей Бекелев в недавнем телеинтервью дал предварительную оценку по уборке города в зимний период – неудовлетворительно. А как Вы считаете, компания справляется с возложенными на нее обязанностями? 

- Если говорить в общем, так сказать на "взгляд со стороны", с точки зрения обывателя, то, конечно, можно согласиться с этой оценкой. Но если же углубиться в изучение самого контракта – кратности, исполнения, посмотреть на расценки, которые не менялись с 2013 года и при пятилетнем контракте не индексируются из года в год, – то ситуация в оценке поменяется.

За те деньги, которые заложены в контракте, мы работаем удовлетворительно. Нельзя требовать высокого качества (которого на сегодняшний день все больше и больше требует заказчик) в отсутствии надлежащего финансирования.

При этом, я не хочу сказать, что контракт экономически не выгоден. Выгоден. Но при определенных условиях в работе, о которых я еще скажу, а также при конструктивном взаимодействии и полном взаимопонимании между подрядчиком и заказчиком.

Я уверен, что в тех климатических условиях, которые в определённые промежутки времени были у нас этой зимой, выполнить работы на "пятерку" или даже на "четверку" своевременно не смог бы никто и ни за какой бюджет. 

Конечно, мы делали расчеты, когда заходили на контракт, и понимали, что зимой выпадает снег. Ключевое слово – выпадает, а не валит нон-стопом лавиной. А потом резко наступает весна – в январе, на несколько дней, и уходит обратно в сильный минус. Дороги (внутриквартальные, в основном), "проваливаются" и потом этот накат встает колом… 

Но это не первая такая сложная зима, – с таким количеством осадков за время нашей работы с 2014 года мы уже сталкивались. Но раньше заказчик с пониманием относился к таким периодам.  

- То есть, Вы хотите сказать, что не согласны с реакцией сотрудников администрации и таким количеством штрафов, выписанных вашей компании?    

- Я не хочу комментировать их действия. Они вправе делать то, что считают нужным – штрафовать, расторгать контракт и т.д. 

Объясню сперва как формируется система штрафов по госконтракту. Идет привязка к начальной максимальной цене контракта, и она неизменна. В данном случае это 4,2 млн рублей единоразово. Также заказчик может "наказывать" подрядчика путем выставления неустоек. Отсюда и сложилась такая сумма в 7 млн рублей.

В свою очередь, у нас есть право согласиться и добровольно оплатить штрафы, либо же уйти в судебные разбирательства. Часть штрафов мы признаем. Но, что такое 4,2 млн штрафа при сданном выполнении работ по контракту в 25 млн рублей (на примере декабря 2019 года)? Тогда мы подали в суд, и больше года длился судебный процесс. В итоге, нам присудили выплатить 5% от выполнения контракта (порядка 1,3 млн рублей). То есть мы почти четверть штрафа отбили в суде. 

Когда контракт на такую сумму как у нас, на один год заключается, это хоть как-то можно понять. Но, когда это пятилетний контракт, а сумма такая же за нарушение каждый год, то это противоречит здравому смыслу.

- Было отмечено, что из года в год уборка становится все хуже. Хотелось бы услышать Ваше мнение.

- Тут я не согласен. Мое мнение: чем лучше становится уборка – тем выше становятся требования у заказчика. Это, в принципе, логично и закономерно.

В предыдущие годы особое внимание уделялось дорогам общегородского местного значения. Как сказал председатель комитета ЖКХ, с ними легче справляться. Но, было время, когда и с этой задачей не справлялись. Сейчас упор делается на внутрикварталки. Требования выросли в разы по сравнению с прошлыми годами. Большое внимание стало уделяться качеству уборки и эстетике.

Теперь нужно вручную вычищать снег в мостовых ограждениях после вывозки снега, обходить вручную припаркованные "подснежники" и столбы при вывозке снега. Это усложняет и замедляет выполнение работ. Раньше таких требований не было. Да и в видах работ, и в расценках такого тоже не заложено. При этом мы выполняем огромное количество просьб заказчика, но это почему-то остается "за кадром". Те же "белые пятна", про которые упоминалось, тоже убираем мы.

- Что можете сказать по поводу большого количества обращений жителей города по уборке снега? 

- Хотел бы донести до жителей города, так сказать, "картинку изнутри".  Ведь именно в ответ на их жалобы администрация не бездействует. По сути, штраф, – это проведенная работа с подрядчиком. Людям, как правильно было сказано, не интересно, сколько техники у подрядчика, должно быть убрано и все!

Много можно сказать в свое оправдание, например, про припаркованные машины, которые мешают очистке. Но я хочу сказать про уборку снега. Много жалоб от горожан поступает по вывозке снега и связанным с этим заужениям проезжих частей городских дорог. На этот год по контракту запланировано на вывоз снега порядка 56 тысяч тонн. На сегодняшний день, за два месяца этого года (январь и февраль) вывезен почти весь объем. За сутки (в основном, это ночная работа), вывозится до 1700 тонн снега. В прошлые годы таких темпов и близко не было. 

И, как вы видите, снега в городе огромное количество остается, и проделанная работа мало заметна. Но скажу вам честно, при таком количестве выпавшего снега никаких денег и никаких объемов не хватит! Много слышу отзывов: такие им деньги платят, а они ничего не делают. Поверьте, если бы ничего не делали, то картина была бы совсем иная. 

Хочу привести в пример города с большим бюджетом. В Санкт-Петербурге после обильного снегопада неделю не могли привести город в порядок. Через три дня после снегопада, что там было!.. Уверяю вас, такого в Петрозаводске еще не видели. И речь сейчас только про центр, куда в первую очередь стягивают все силы коммунальщиков. И это с их заявленным огромным количеством техники! Губернатор Санкт-Петербурга заявил в прессе, что невозможно убрать город после больших осадков за 2-3 дня. Какой тут ГОСТ, о котором зачастую пишут в комментариях?

Далее, Московская область – там все дороги обязательно содержать в асфальте. Но выпал снег и -25 температура воздуха. Больше недели в снежном накате дороги были, пока температура не пошла на повышение. И никому из подрядчиков штрафов не выписали. Знаю не понаслышке – мы тоже там работаем. 

Это говорит о том, что ни один подрядчик не наведет порядок за короткое время в сложных погодных условиях. Вопрос лишь в том, есть понимание сложной сложившейся ситуации, или его нет.

В столице Карелии выпало в январе не меньшее количество осадков. Плюс все усложнилось резким потеплением в середине месяца, когда все начало таять и сменилось новыми заморозками. Мы своевременно не успели убрать шугу с внутрикварталок, и появился ледяной накат, который приходилось отдирать ковшами и тратить на это огромное количество времени. Мы не успевали выполнять предписания и получали за это огромные штрафы.

Но, несмотря на все это, никакого коллапса на дорогах не было. Опять же приведу в пример Москву, где просто замкнулся МКАД после обильного снегопада, и люди ночевали в машинах.

Отсюда непонятны становятся разговоры о расторжении контракта с нами. Точнее сказать, что заказчик рассматривает такой вариант. Да, согласен, что у нас много недочетов в работе, но это не от нежелания работать. Тому есть объективные причины.

В этом году мы столкнулись со многими проблемами, которых не было раньше. В связи с бесперебойной работой не выдерживает техника при таких морозах. Еще большей проблемой является ситуация с пандемией. Люди один за другим выбывают из строя на длительный период. А работа специфическая, и не так просто сиюминутно найти замену. А если на это все не обращать внимания, то со стороны можно показаться, что "ТехРент" расслабился. Я вам ответственно заявляю: наши работники работают на износ. За что я им крайне признателен!

- Прокомментируйте вчерашнюю информацию в СМИ о пожарной машине застрявшей во дворе Петрозаводска

- О, это отдельная тема для обсуждения. То, что во всем виноват "ТехРент", мы уже привыкли. Но, мы не содержим ни дворовые территории, ни объекты внешнего благоустройства. Также не все тротуары в городе относятся к нашему контракту. И даже не все улицы, а также заезды и проезды. А сколько "вбросов"!.. Поступает жалоба по адресу, что ни пройти, ни проехать. Выезжают наши сотрудники, а там все в порядке.

- С какими трудностями столкнулась ваша компания за осенне-зимний период? 

- Компания столкнулась с рядом всевозможных проблем: экономических, технических, эпидемиологических, политических. Плюс – погодные условия. Мы прошли столько всевозможных проверок, что даже не хочется вспоминать.

Мы оказались в сложной финансовой ситуации. В основном, из-за лизинговой нагрузки. На сегодняшний день все судебные дела с нашими контрагентами, а также лизинговыми компаниями, либо завершены и оплачены, либо заключены досудебные урегулирования. Мы вышли в рабочий режим. У нас полностью официальные выплаты сотрудникам. Все они являются местными жителями, налоги платятся в местный бюджет. И с этого месяца мы повысили ставки стоимости часа машинистам и механизаторам. Так что приглашаем опытных сотрудников на работу. 

- Можете ли Вы сейчас работать лучше и более качественно? В чем состоит экономический смысл при действующих условиях контракта? 

- Лучше работать можем и сможем еще лучше. Финансовое состояние компании стабилизировалось. А это главный фактор в бизнесе. При этом, нам сейчас не нужно нести огромные затраты на создание нового бизнеса, нет необходимости влезать в огромное количество лизингов. А главное – есть большой опыт в этой сфере и желание в ней работать. Немного организационных моментов, увеличить и обновить парк техники. Ну, и конечно, взаимодействие с администрацией наладить.

А экономический смысл для нас в том, что первые четыре года мы работали, отрабатывая купленную технику в лизинг. И сейчас мы получаем прибыль, имея свой парк в собственности. И готовы дальше развиваться и закупать технику.  

- Какую технику и в каком количестве планируете закупать в этом году?

- Хотел сперва сказать о действующем парке. Всего у нас для города с учетом зимнего и летнего содержания порядка 60 единиц техники (это включая прицепное оборудование, вакуумные пылесосы, экскаваторы и т. д).

У нас уже стоит в планах приобретение 10 КДМ, часть из них (порядка 5 штук) придет в начале апреля и остальные ближе к осени. Весной их будем использовать как самосвалы для усиления вывозки смета. Также заказан прицепной пылесос для очистки тротуаров. Тракторов МТЗ у нас достаточное количество. 

- Ранее Вы участвовали в разных социальных программах. Планируете продолжать работу в этом направлении? 

- Да, конечно. В основном, наша социальная ориентированность направлена на спорт и помощь детям. Ранее, совместно с детским фондом World Vita, мы осуществили поставку дорогостоящего переносного детского аппарата УЗИ, в котором нуждалась детская больница, помогли совместно с администрацией ребенку с приобретением протеза. Также, по мере возможности, спонсируем спортивные клубы, закупаем оборудование, спортивную форму и поддерживаем различные спортивные соревнования.

В данный момент, ведем переговоры о ремонте парка техники государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия.

Беседовал Максим Иванов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Кинотетрис

Сегодня 13:20
Кинотетрис
Фильм о легендарной фотомодели и корреспондентке Ли Миллер уже на широком экране.

Чтиво

05.11.2024 11:26
Без политики
Татьяна Колехмайнен работает в «Кареллестрансе» всего третий год, но уже с должности сменного диспетчера выросла до старшего техника.