Работа команды Артура Парфенчикова "вахтовым способом" приводит в Карелии к первым конфликтам внутри элит.
Высказывания главы Карелии Артура Парфенчикова на политические темы всё чаще оказываются в центре внимания федеральных и региональных наблюдателей. Основная причина этого связана с тем, что губернатор отрицает – преднамеренно или по неосторожности – базовые категории современного политического процесса.
Как известно, в ходе выборной кампании-2017 Парфенчиков довольно редко выступал с развёрнутыми политическими заявлениями. На июльский этап конференции карельского регионального отделения партии "Единая Россия", от которой он был выдвинут кандидатом, врио главы республики и вовсе не пришёл. Хотя делегатами конференции утверждалась пятилетняя партийно-политическая программа кандидата.
В одном из своих немногочисленных интервью прошедшим летом Парфенчиов довольно неожиданно заявил: "Меня эти выборы как-то вообще не беспокоят, если честно. Меня волнуют вопросы развития республики, её экономики, промышленности, сельского хозяйства, привлечение инвестиций. Мне хочется двигать социальную сферу".
В этом можно было бы усмотреть ставшую сравнительно популярной позицию "я не политик, а хозяйственник". Однако она хороша для наёмного работника или, например, для сити-менеджера либо начальника отдела инвестиций в петрозаводской горадминистрации. Ведь при этом совершенно нивелируются такие аспекты реальной политики, как отставка предыдущего руководителя региона (причём с формулировкой "по собственному желанию"), февральское наделение Владимира Путина функцией источника политической власти (в сентябре источником власти карельского губернатора стали 29% избирателей республики). Кроме этого, - постоянная межрегиональная конкуренция и межгубернаторская борьба, видимыми индикаторами которой являются 5-6 общенациональных рейтингов, по результатам которых становится понятно, кто напишет очередное "по собственному желанию".
Конечно, можно было бы ситуационно закрыть глаза на политический контекст, но это имело смысл только в обстоятельствах реального "развития республики, её экономики, промышленности, сельского хозяйства, привлечения инвестиций". За последние девять месяцев заметного улучшения социально-экономического положения Карелии не произошло. Региональные реформы не начаты ни в одном секторе. Более того, складывается впечатление, что приглашённые из-за пределов республики и назначенные Парфенчиковым министры не очень представляют, какие именно институциональные изменения и в какой последовательности необходимо проводить, какую политику необходимо реализовывать.
И здесь самое время обратить внимание на обширное интервью, данное Парфенчиковым Интернет-изданию "Федералпресс". Оно вышло 19 сентября, ровно через неделю после объявления результатов губернаторских выборов, в его название была поставлена цитата: "Не с элитами нужно договариваться, а с населением".
Комментируя кадровые перестановки, избранный глава Карелии указал: "Для нас главное – это профессионалы и абсолютная уверенность в прозрачности и честности чиновников". На первый взгляд звучит очень "гладко", но если разбираться, то, конечно, возникают вопросы.
В апреле этого года руководителем Государственного комитета Республики Карелия по дорожному хозяйству, транспорту и связи был назначен Евгений Пыленок. Его переезд из Москвы в Петрозаводск бравурно комментировался: "Пыленок имеет уникальный опыт в сфере развития транспортной инфраструктуры. Он принимал участие в реализации крупнейших инвестиционных проектов, связанных со строительством автомобильных дорог. Его свежий взгляд и профессионализм, несомненно, пригодятся в Карелии".
Новый руководитель не проработал и полгода. Вероятно, что "свежий взгляд и профессионализм" не утратил, но с населением "не договорился". А ведь в более широком контексте это и означает – не смог вести заслуживающий уважения диалог с представителями предпринимательского сообщества, руководителями муниципального уровня, лидерами общественного мнения. Такой диалог возможен только в условиях понимания и разделения ценностей региональной идентичности. Когда работа в Карелии воспринимается как нечто временное, как вахтовый способ интенсивно послужить или освоить, а затем немедленно уехать, так как ни с жителями, ни с региональными элитами, по большому счёту, нет ничего общего, то выстраивание паритетного взаимодействия с теми, кто здесь родился, живёт десятилетиями и воспринимает республику своей, становится просто невозможным.
Когда Парфенчиков говорит: "Я не знаю таких понятий, как "варяги" или "свои". Мне главное, чтобы человек был профессионалом", то эффективность в достижении поставленных целей объявляется априорным приоритетом. Это похвально, особенно если профессионализм последовательно отделён от заискивания и проявления политической лояльности, часто прикрываемой формулой о "командной работе". Однако в современных условиях высокий уровень мастерства предполагает не только наличие компетенций по систематическому выполнению сложных заданий. Государственное управление на региональном уровне представляет собой многоуровневую систему, в которой интересы акторов могут не только не совпадать, но и вступать в естественные противоречия. В такой системе истинный профессионализм – это ещё и особенности профессиональной мотивации, структура устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека. Они раскрываются лишь в обстоятельствах актуализации коллективной – прежде всего, региональной – идентичности. Работая в национальной республике, но не принимая основы идентичности регионального сообщества, а напротив – воспринимая "карельскость" на уровне калиточных стереотипов и набора банальных курьёзностей, "профессионал-технократ" обречён столкнуться с социальной атомизацией и дефицитом межличностного доверия, а без последнего недостижима реализация действительно эффективной госполитики на вверенном ему участке.
В рассматриваемом свете показателен и недавний комментарий Парфенчикова: "Ни разу на встречах с простыми гражданами не услышал их обеспокоенности по поводу отсутствия политических танцев с придуманными "элитами"".
Или глава Карелии отрицает наличие тех, кто занимает высокое положение в обществе и оказывает на него непосредственное влияние, или просто лукавит, примеряя на себя квазипопулистскую позицию. "Встречи с простыми гражданами" – это языковой регистр просьб и прошений, во время которого именно Парфенсиков воспринимается как тот, кто взаимодействует с организованным меньшинством, обладающим реальной властью, то есть с той самой региональной элитой, от существования которой губернатор предпочитает публично отказываться.
Хотя всё-таки стоит считать, что Парфенчиков прекрасно осведомлён о наличии региональных (и при этом самых разнообразных – политической, управленческой, предпринимательской, религиозной, военной, научной, культурной, медийной) элит и контрэлит, равно как и об объединяющем их понятии политического класса. Их публичное игнорирование – не самый действенный способ выстроить долгосрочный и равноправный диалог. Поэтому стоит ли удивляться оценкам экспертов федерального уровня, которые уже сейчас фиксируют значительный конфликтогенный потенциал практик конфронтации внутри республики. Менеджерскими усилиями "профессионалов-технократов" ситуацию не разрешить. Здесь нужны новые смыслы, новые перспективы, новое видение будущего Карелии, которое формирует и формулирует именно интеллектуальное меньшинство.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание