Тернистый путь к красивому водопаду

Аналитика. Капитал
11:09, 19 Мая 2022
фото: © Правительство Карелии / Паблик ВК краеведческого клуба «Оберег»

Как власти Карелии в течение долгих лет пытаются проложить дорогу к водопаду «Белые мосты», на пути к которому буксуют в грязи машины туристов.

Дорогу, ведущую к водопаду «Белые мосты» в Питкярантском районе, отремонтируют за 1,5 млрд рублей. Такие планы были озвучены правительством республики в мае. Трассу решено построить с нуля, приступив к работам в четвертом квартале этого года. Сейчас подъезд к территории природной достопримечательности региона находится в жутком состоянии, в межсезонье дорогу приходится штурмовать. Власти обещают все исправить в 2024 году.

Впрочем, путь к «Белым мостам» региональные чиновники пытаются проложить уже в течение долгих лет. Еще летом 2015 года экс-губернатор Карелии Александр Худилайнен с восхищением рассказывал журналистам о посещении «Белых мостов». Он даже запечатлел себя на айфон на фоне чуда местной природы. Карельский водопад Худилайнен назвал «прелестью», правда, также сообщил, что добраться к нему можно только на «джипе». С тех пор прошло семь лет и почти ничего не изменилось: водопад по-прежнему прекрасен и недоступен.

Недоступная красота

Сейчас дорога к водопаду «Белые мосты» разбита. Доступ к объекту для посетителей на стандартных легковых автомобилях закрыт. Трасса фактически превращена в болото. В Сети появились кадры, на которых по пути к «Белым мостам» в грязи «тонет» «Нива».

«Прокачай тачку! Белые мосты!» — пишут очевидцы.

Желающие увидеть карельский водопад консультируются в Сети, можно ли сейчас проехать к «Белым мостам» на машине «Chevrolet Niva».

«Можно, если есть лебедка, 2–3 часа времени, голова на плечах и пара лопат. И нет страха подзамять кузов», — гласил ответ.

Власти Карелии заявляют, что на сегодня к водопаду ведет бывшая лесовозная дорога, которая является «бесхозяйной». По данным правительства, трасса никому не принадлежит и, соответственно, никем не обслуживается. В связи с этим дорога к «Белым мостам» в межсезонье становится непроходимой.

В настоящее время акцент сделан на предстоящий дорогостоящий ремонт трассы, который по плану должен начаться уже в этом году. Десять километров дороги покроют асфальтом за 1,5 млрд рублей.

История неудачных попыток

О том, что к водопадам «Белые мосты» проложили некую дорогу, сообщалось еще осенью 2017 года. Власти утверждали, что туристические объекты Приладожья с тех пор стали доступнее для туристов. В тот период ход строительства инспектировал нынешний глава Карелии Артур Парфенчиков. Отмечалось, что водопад «Белые мосты», а также горный парк «Рускеала» входят в туристско-рекреационный кластер «Южная Карелия». На развитие инфраструктуры этих объектов были выделены федеральные деньги.


фото: Сентябрь 2017. Строительство дороги на Белые мосты. Фото: «Республика» / Николай Смирнов

Весной 2019 года появилась информация, что Управление автомобильных дорог Карелии выбрало подрядную организацию для разработки проектной документации для строительства дороги к водопаду «Белые мосты». Было заявлено, что проект строительства обойдется в 6,7 млн рублей.

Однако проект по обеспечению дорожной инфраструктурой территории с водопадами все никак не реализовывался. Так, в конце лета 2020 года губернатор Артур Парфенчиков признал, что до «Белых мостов» по-прежнему не добраться.

«Специально, чтобы увидеть мощь падающей с высоты 19 метров воды, в Питкярантский район приезжают жители Карелии и других регионов. Водопад «Белые мосты» — это одно из самых красивых мест в районе. Но добраться сюда пока непросто — нужно довести до ума дорогу. Сейчас завершается ее проектирование, к концу текущего года надеемся получить заключение экспертизы», — заявлял Парфенчиков в августе 2020 года. В тот период публике представили план — дорогу предполагалось сделать двухполосной, с большой парковкой перед водопадом на 194 легковых автомобиля и 25 автобусов.


фото: © Правительство Карелии

Спустя еще пару лет, в 2022 году, машины по-прежнему буксуют в грязи на подступах к «Белым ключам». Однако у чиновников появились уже новые планы — создать на данной точке карты национальный парк водопадов.

Судебные тяжбы

Оперативному строительству дороги к «Белым мостам» помешали судебные тяжбы с компанией-подрядчиком, работа которой не устроила заказчика. Об этом сообщили в Минтрансе Карелии, отвечая на запрос «Столицы на Онего».

В декабре 2016 года учреждение «Управтодор РК» заключило госконтракт с компанией «Стройком» на выполнение строительно-монтажных работ на объекте «Строительство автомобильной дороги «Подъезд к памятнику природы «Белые мосты», км 0–км 6+569». Контракт был подписан на сумму 169,2 млн рублей.

Министерство сообщает, что в октябре 2017 года заказчик приостановил работы «в связи с нарушением требований нормативных документов, проекта и технологических правил по устройству земляного полотна на объекте».


© «Столица на Онего»

Заказчик обвинил подрядчика в недобросовестном выполнении работ и в феврале 2018 года в одностороннем порядке расторг с ним контракт на строительство автодороги. Дальше стороны погрузились в судебную тяжбу, которая длилась ровно четыре года.

«С марта 2018 года по март 2022 года велся судебный процесс по иску ООО «Стройком» о признании одностороннего расторжения госконтракта недействительным и взыскании убытков с КУ РК «Управтодор РК». Арбитражным судом Республики Карелия было вынесено решение, в соответствии с которым иск ООО «Стройком» удовлетворен частично», — заявили в Минтрансе Карелии.

Суд постановил взыскать с «Управтодор РК» 9,9 млн рублей в пользу компании «Стройком», которая должна была построить дорогу к карельскому водопаду «Белые мосты».

Александр Гнетнев

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Кинотетрис

22.11.2024 13:20
Кинотетрис
Фильм о легендарной фотомодели и корреспондентке Ли Миллер уже на широком экране.

Чтиво

05.11.2024 11:26
Без политики
Татьяна Колехмайнен работает в «Кареллестрансе» всего третий год, но уже с должности сменного диспетчера выросла до старшего техника.