Реализовать эту модель для плательщика удается, благодаря активному использованию новых сервисов, улучшению качества налогового администрирования, переходу на практику "риск-менеджмента".
21 ноября налоговые органы России, значит, и Карелии отмечают не просто профессиональный праздник, но и важную юбилейную дату – 30-летие с момента создания как самостоятельной структуры.
Как изменилась налоговая служба за эти три десятилетия? Каких результатов удалось достичь? Как адаптировалось к условиям пандемии и каковы перспективы развития одной из крупнейших государственных структур?
Накануне Дня работника налоговых органов на эти вопросы ответила руководитель Управления ФНС России по Республике Карелия Инна Кравченко.
- Инна Васильевна, с какими итогами налоговая служба встречает свое 30-летие?
- За три десятилетия налоговая служба одновременно с государством пережила масштабные перемены. Как показывает история, за этот период мы столкнулись с немалым количеством вызовов, которые стали для налоговиков стимулом для преобразований и развития.
Сегодня это динамично развивающаяся структура, которая постоянно совершенствуется в сфере налогового администрирования. За эти годы накоплен уникальный опыт. Поэтому поздравляя моих коллег, я отдаю дань уважения всем ветеранам Службы - нашим предшественникам за их профессионализм и заложенные традиции. В юбилейные даты принято не только подводить итоги, но и обозначать перспективы. В этом смысле остается только процитировать руководителя ФНС России Даниила Егорова: "Скучно не будет": действительно, перед налоговиками стоит масса задач, главная цель которой – и далее совершенствовать модель взаимодействия с налогоплательщиком, наращивать цифровую базу, информационные реестры, сервисы.
- Сегодня ФНС успешно использует высокие технологии в повседневной работе. И все это произошло за короткий, по историческим меркам, период. В чем конкретно это выражается?
- ФНС постоянно совершенствуется: внедряются новые сервисы, инновационные инструменты, направленные на создание удобной и прозрачной налоговой среды. И как пример - внедрение совершенно нового института самозанятых граждан. С 1 июля этот режим налогообложения заработал у нас в республике. Число подключившихся за короткий период составило 2405 человек, которые уже получили доход на 148 млн рублей, средний доход на 1 чек - 719 рублей. Еще рано говорить о сумме уплаченных налогов, так как пока самозанятые пользуются льготами-вычетами, предоставленными государством на период пандемии и при регистрации. Вообще, как показала практика, самозанятые оказались более устойчивы к кризису, чем малый бизнес в целом.
За простотой и легкостью, с которой сегодня налогоплательщик может решить свои вопросы, стоит кропотливый труд сотен людей и передовые практики, использование которых сегодня не просто модный тренд, а необходимо условие для достижения высоких результатов. Налоговики работают с огромными массивами данных. Служба начала в 90-е с разрозненных программных средств. Культура цифровых ресурсов формировалась с учетом тестирования международных практик, апробации различных решений. Собственно сами налоговые поступления увеличились в течение этого времени более чем в 10 раз. Вклад налоговиков в валовой региональный продукт (ВРП) республики за 30 лет увеличился почти в 2,5 раза (с 6,1% до 14,8%).
Сегодня на портале Службы работает свыше 50 налоговых сервисов. Их оценил и бизнес: множество операций, начиная с регистрации и заканчивая поиском справочной информации, практически, по любому вопросу, без очередей, без визита в инспекцию доступны на сайте ФНС в любое время. Сегодня гражданин может заплатить налоги онлайн за считанные минуты и также оперативно получить многие услуги. Все это, в конечно счете, тоже приводит к положительной динамике поступлений в бюджет.
- В этой связи как оценивается роль Федеральной налоговой службы в период эпидемии коронавируса?
- Выстроив работу с использованием передовых технологий, ФНС оказалась готова к самым неожиданным вызовам, каким для всего мира стала пандемия. Неслучайно именно на Службу было возложено администрирование и доведение до налогоплательщиков мер господдержки, в которых остро нуждались представители бизнес-сообщества. И ФНС, располагая мощной цифровой платформой нового поколения, адаптировалась к новой реальности одной из первых: оперативно, адресно, в сжатые сроки направив помощь малым и средним предприятиям пострадавших отраслей, самозанятым. Всего в республике получили субсидии 18 тысяч предпринимателей на сумму 462 млн рублей. Мы до сих пор принимаем заявления на отсрочку налогов: сумма уже предоставленных рассрочек - около 50 млн рублей. Кроме выплаты субсидий налоговиками был реализован комплекс мер поддержки: вдвое снижены страховые платежи для МСП, перенесены сроки предоставления деклараций.
- Такое включение налоговиков в процесс поддержки связано только с сервисной составляющей?
- К своему 30-летию ФНС пришла с передовыми наработками в области хранения и обработки данных. Мы являемся операторами множества реестров, которые доступны пользователям онлайн, они постоянно проверяются и обновляются. Что это гарантирует налогоплательщику? Снижение рисков ведения бизнеса, прозрачность налоговой среды, сокращение числа фирм-однодневок с сомнительной репутацией, достоверность и актуальность данных для пользователя, на основании которых принимаются решения. В том числе и об оказании государственной поддержки. Кроме того, со временем значительно пересмотрены позиции в части налогового контроля: здесь акцент сместился в сторону оптимизации налоговых процедур для добросовестных налогоплательщиков. Это касается и разного рода проверок, и поиска решений при проведении досудебного аудита, и работы с задолженностью. Если в 2005 году налоговики провели тысячу проверок, то в 2019 уже 35. И вот так – шаг за шагом современная служба трансформирует работу по принципу "риск-менеджмента" - то есть предотвращение нарушений, без "загрузки" налогоплательщика ненужными действиями, "выстраиваясь" в его налоговую систему.
Мы работаем на предупреждение и профилактику возникновения проблем в любом блоке налогового администрирования, будь то регистрация и учет, досудебный аудит, правовая практика, налогообложение юридических или физических лиц и, конечно же, налоговый контроль. Например, многие слышали об АСК НДС 2. Это программа позволяет выявить сумму заниженных налогов при фактическом отсутствии сделки, установить "заказчика схемы". Мы полностью отслеживаем товарные потоки налогоплательщиков и осуществляем контроль за каждой операцией. Система сама "подсвечивает" и устанавливает роли предпринимателей на основании более 80 критериев, выстраивает схему связей налогоплательщика. Сигнал о наличии несопоставления или разрыва, налоговики получают незамедлительно.
Имея дело с информацией из разных источников, налоговики располагают объективной картиной в отношении налогоплательщика и пресекают попытки выстраивания незаконных схем работы, так как система видит "цифровой" портрет должника. В итоге реализуется концепция аккуратного и умного контроля. Жестким он становится, если налогоплательщик не услышал нас.
- Сегодня и простому человеку заплатить налоги стало проще – в налоговую инспекцию можно записаться онлайн. Теперь заплатить налоги можно в пару кликов?
- Да, в режиме онлайн, 24 на 7, из любой точки мира и даже из космоса, как это произошло на борту Международный космической станции в 2013 году. Наша цель – стать надежным партнером для налогоплательщиков – как юрлиц, так и физлиц. И не только заплатить, но и получить возврат НДФЛ, проверить, какие налоги перечисляет за плательщика работодатель, подать обращение - и все за пару кликов на сайте ФНС nalog.ru .
Для этого нам и далее необходимо работать, чтобы воплощалась в жизнь главная миссия налоговой службы — сделать так, чтобы уплата налога была неизбежной, но в то же время максимально комфортной.