Реставрация Преображенской церкви на острове Кижи началась со скандала.

|
Пожалуй, трудно представить себе более узнаваемый символ Карелии, чем величественный силуэт архитектурного ансамбля Кижского погоста. Двадцатидвухглавая церковь Преображения Господня, построенная в 1714 году, давно считается визитной карточкой республики и ее главной туристической достопримечательностью. Увидеть уникальное сооружение на Онежском озере, включенное еще в советские времена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, ежегодно приезжают свыше двухсот тысяч человек. Однако в конце августа-начале сентября самый знаменитый памятник русского деревянного зодчества представлял собой жалкое зрелище: при подготовке к масштабной реставрации церкви в ее трапезной была разобрана кровля, и оголенный храм мок под дождем на виду у многочисленных туристов. Как оказалось, перед началом разборки кровли реставраторы не удосужились установить на трапезной никакой защиты от непогоды, словно на заповедном острове никогда не выпадают осадки, к которым особо чувствительны трехсотлетние бревна. "На стройке даже кирпичи укрывают, а тут такой памятник!", – не смог скрыть своего изумления старший научный сотрудник Отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи» Юрий Наумов, который в прошлом сам работал плотником.
Как известно, осенью 2008 года премьер-министр России Владимир Путин утвердил план мероприятий по сохранению ансамбля Кижского погоста и развитию музейной инфраструктуры. Правительство РФ решило выделить на эти цели почти 3 миллиарда рублей, и реставрация Преображенской церкви фактически стала одним из крупнейших инвестиционных проектов, осуществляемых на территории Карелии. Достаточно сказать, что стоимость государственного контракта только на разборку конструкций трапезной и подготовку ее элементов к реставрации была оценена федеральными властями в 5 миллионов рублей. Неужели при таких ассигнованиях, выделяемых в условиях резкого сокращения бюджетных доходов, на объекте, находящемся под эгидой ЮНЕСКО, просто не обратили внимание на то, что исторические элементы деревянной конструкции храма нуждаются в защите от влаги?
![]() |
Внутри трапезной. Поврежденная гнилью древесина вбирает дождевую воду |
Известный исследователь деревянного зодчества, академик Вячеслав Орфинский оказался более жестким в оценке произошедшего. «Самое страшное, что реставрационный процесс споткнулся на ровном месте, в то время как реальные трудности еще впереди. Как отмечала в 2007 году совместная миссия ЮНЕСКО и Международного Совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), Преображенская церковь является одним из сложнейших деревянных сооружений в мире, реставрация которого, несомненно, требует абсолютной добросовестности и подлинного профессионализма. С этой точки зрения, ЧП на острове Кижи является серьезным предупреждением. В жизни все познается в сравнении, и будет уместно привести пример реставрации деревянной церкви Ильи Пророка на Цыпинском погосте в Вологодской области, которая велась по методу полной переборки под руководством самого авторитетного российского архитектора-реставратора Александра Попова, получившего международное признание. Во время переборки Ильинской церкви на объекте шли непрерывные исследования, и порой они требовали остановки работ. На этот период для защиты памятника от атмосферных осадков реставраторами была установлена временная кровля, которая несколько раз поднималась вместе с ростом сруба. А на острове Кижи реставраторы даже позволили себе покинуть церковь, оставив ее открытой дождям. Я считаю это откровенной халатностью, не допустимой к объекту хотя бы из-за соображений порядочности, ведь оплата за разборку Преображенской церкви несоизмерима с оплатой таких работ на других памятниках федерального значения», – заявил ученый.
Интересно, что в техническом задании, выданном музеем-заповедником «Кижи» реставраторам, консервационные мероприятия и, в частности, «устройство временных кровелек над стенами трапезной» были упомянуты следующим пунктом после разборки тесовой кровли. Не удивительно, что к концу первой недели сентября, когда в Преображенской церкви все же стали укрывать досками разобранную часть трапезной, деревянные конструкции успели впитать немало дождевой влаги. Такой факт не мог остаться незамеченным специалистами. Но когда о случившемся заговорили далеко за пределами острова, музейная пресс-служба распространила официальное сообщение о проводимых работах по реставрации памятника ЮНЕСКО, в котором было особо отмечено, что технология разборки трапезной Преображенской церкви «полностью соответствует установленным требованиям». «Разборка кровли трапезной проходила в ясную погоду, – утверждает пресс-служба музея.– Балки пола, стропильные ноги, верхние торцевые части сруба накрыты досками от намокания. Часть стены церкви, находящаяся внутри трапезной, после снятия стропильной конструкции трапезной готовится к прикрытию от дождя и прямых солнечных лучей строительными сетками».
|
Из музейного пресс-релиза также следует, что разборкой трапезной Преображенской церкви занимается ООО «Реставрация» из города Сортавала, которое выиграло тендер на выполнение этих работ. Своего «давнего подрядчика» администрация музея характеризует как «хорошо зарекомендовавшего себя на реставрации памятников деревянного зодчества, находящихся на территории музея-заповедника «Кижи», как, например, дом Березкиной в деревне Ямка и других». Правда, о том, что фирма «Реставрация» оказалась единственным участником этого тендера в пресс-релизе нет ни слова.
Кроме того, музейная пресс-служба подчеркнула, что все работы на памятнике ЮНЕСКО контролирует Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура). Однако, по свидетельству самих же музейных работников, последняя инспекционная поездка сотрудников Росохранкультуры на остров Кижи, состоялась в апреле. «Росохранкультура практически не способна сегодня контролировать сохранение культурного наследия огромной России, – считает академик Вячеслав Орфинский. – Это признал и руководитель ведомства Александр Кибовский, который в июне нынешнего года на страницах газеты «Культура» сообщил, что охраной памятников в стране занимается лишь одно управление численностью в 22 человека».
Между тем, глава Карелии Сергей Катанандов еще в начале лета предлагал Александру Кибовскому провести в Петрозаводске рабочее совещание с участием широкого круга специалистов в области деревянного зодчества, посвященное реставрации Преображенской церкви. На этом совещании республиканские власти планировали обсудить готовность музея-заповедника «Кижи» к началу реставрационных работ, а также методы этих работ и наличие специалистов для их выполнения. Но руководство Росохранкультуры сочло проведение совещания нецелесообразным и выдало музею официальное разрешение на производство комплексной реставрации на памятнике истории и культуры федерального значения, хотя этот проект в силу своей беспрецедентности по-прежнему вызывает немало споров в профессиональной среде. Похоже, реставрация самого знаменитого памятника деревянного зодчества России превращается в масштабный эксперимент, контролировать ход которого не могут ни власти, ни архитектурное сообщество.
Валерий Поташов