РЕКЛАМА
«Это ее бунт против мира»: в Национальном театре Карелии поставили «Леди Макбет Мценского уезда»
Сегодня Обществоведение
Поделиться

Драму по мотивам повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» поставил петербургский режиссер Егор Чернышов. Премьера пройдет вечером 21 ноября, а накануне журналист «Столицы» побывала на предпоказе.

фото: © Людмила Корвякова

Драматическую историю, описанную Николаем Лесковым в 1864 году, взяли за основу. Известный драматург Ярослава Пулинович написала сценарий. Вместе с уже знакомым петрозаводской публике режиссером из Петербурга Егором Чернышовым (он ставил «Волчицу» и «Гипербореец») и артистами его дорабатывали в процессе. В этом особенность проектного театра. Это своего рода эксперимент.

Повесть Лескова изучают в школе, но спектакль имеет возрастные ограничения — 16+. Оно и понятно. В купеческом доме разыгрывается ужасная драма с убийствами и суицидом — не для детских глаз и ушей. Напомним, это история о бедной девушке, которую выдали замуж за некрасивого, но богатого мужчину, много старше ее. Для него она вещь. Екатерина Измайлова живет и мается без любви и ласки. В отсутствие мужа от горького одиночества она бросается на шею приказчику, с отчаянной страстью и в прямом смысле пропадает: в угоду любимому убивает свекра, мужа и наследника — шестилетнего мальчика Федю.

— Очень страшное произведение, — признается в одном из интервью драматург Ярослава Пулинович. — Сцена убийства ребенка для меня — абсолютный хоррор. Даже не сама сцена убийства, а то, как герои решаются на него, как планируют все.

На такой сюжет даже идти страшно, но творческая команда решает его деликатно и тонко. С первых минут спектакля понимаешь, что это не классическая постановка. Из декораций — полная воды сцена («Мы же исходные события взяли, что она утопилась. Дальше понятно, что от этого родился образ спектакля», — поясняет режиссер Егор Чернышов) и деревянные балки, которые в процессе превращаются, то в кровать, то в стул, то в столб, возле которого плетьми секут Екатерину вместе с любовником. Все это, конечно, весьма условно. Никаких прямых жестоких сцен нет. Смысл, как и у Лескова, не смаковать подробности, а анализировать причины зла — почему Екатерина решается на убийства. Как говорит режиссер, это ее бунт против мира, в котором есть все, что угодно, но не любовь.

— Идея в том, что это такое общество тотальной нелюбви, общество, в котором есть все, что угодно: зависть, похоть, корысть, даже жалость местами, но любви нет. Это такой ее бунт против этого мира нелюбви. За этой нелюбовью она, понятно, видит несвободу, невозможность реализовать себя, из этого попадает страсть. В основном, мысль-то о том, что любовь-то она от Бога, а страсть-то она от дьявола. И тут вот, на самом деле, на этом делении в основном все и построено, — рассказал «Столице на Онего» режиссер Егор Чернышов.

Главные роли — купчихи и ее любовника — исполняют Ольга Портретова и Глеб Германов. Оба говорят, что пытались найти оправдание своим персонажам. Без этого никак.  Екатерина и Сергей ищут любви, хотят быть нужными, важными, заметными.

— Я старалась оправдать свою героиню только одним: это жуткой, вот этой страшной любовью, любовью, которая становится войной, любовь, которая перерастает в драку, в ненависть, в наваждение. И это такая любовь шизофрения: от голода, от голода, от томления взаперти, от невозможности проявиться никак, от непонимания, зачем ты появилась на свет, зачем ты пришла сюда. И, ну, это может быть единственным оправданием, потому что если не любовь, то ничто не может, такие страшные вещи, ну, хоть как-то, чтобы зритель понял, что в моменте, в аффекте, вот так сработало, - говорит Ольга Портретова.

— Да, история действительно страшная, но тем не менее мы как-то стараемся искать свет, потому что мне кажется, спектакль без света в конце — это грустно.  Нас всегда учили, что всегда должен появляться какой-то свет. А для меня это история про то, что любовь необходима всем, и там, где ее нет, там случаются какие-то страшные вещи, — говорит Глеб Германов.

В спектакле важен каждый персонаж. Для всех, даже для кухарки Аксиньи и конвойного написаны монологи, которые раскрывают отношение к главным героям. И это разные взгляды. Аксинья сразу определяет Сергея как красавца и льстеца, который может заговорить любую женщину. Конвойный видит насквозь Екатерину, говорит, что нет в ней смирения, сразу было понятно, как она кончит. Каторжница Сонетка глумится над купчихой, а Фиона жалеет, защищает ее. Свидетель тоже на стороне Екатерины, считает во всем, что произошло, виноват Сергей.

— В этом же есть, мне кажется, задача искусства. Нет каких-то правильных взглядов и неправильных. Искусство учит людей воспринимать этот мир во всем его многообразии, а не делить его на плохое и хорошее, правильное и неправильное. Поэтому мы даем каждому голос, мы просто эту ситуацию рассматриваем совершенно с разных точек зрения. И с разных точек зрения она выглядит по-разному, и это нормально, — говорит Егор Чернышов.

Еще один персонаж — хор, который в общем действе не участвует, но играет роль света в этом мрачном мире. Музыкальный руководитель Ксения Коган ставила номера, и для драматических артистов исполнение в многоголосье было непростой задачей, говорит она, но актеры справились. Чистое вокально исполнение стало отражением происходящего на сцене ужаса.

— Мне кажется, что режиссёр очень хотел сделать землю и сделать историю над землёй. Есть бытовые проблемы, выросшие из самых низменных человеческих желаний. А хор, он, как из космоса, на это всё смотрит. И как разрастается вся трагедия в размерах вселенной, мы видим. При этом хор — абсолютный свет, я считаю. Абсолютный свет именно потому, что он не участвует в этом впрямую, что он находится за историей. Оттеняет, в хорошем смысле все, что происходит на Земле, — поделилась Ксения Коган.

Сценография Марии Лукка и музыка Сергея Ушакова (оба автора уже тоже знакомы зрителю по спектаклям «Двенадцатая ночь, или Что угодно» и «Гипербореец») поддерживают режиссёрскую мысль, создавая одновременно мир тьмы и надежды на спасение души. Помогает в этом и свет (художник по свету Эмиль Авраменко) и хореография (хореографы Наталья Шурганова и Олег Щукарев). В спектакле занята почти вся труппа. Проект реализован с использованием гранта ООГО «Российский фонд культуры».

Спектакль сделан за короткое время, и, понятно, что впереди еще множество репетиций, где образы будут оттачиваться. На премьерные дни 21 и 22 ноября — билетов уже не достать. В следующий раз спектакль покажут уже в новом году. Ранее Национальный театр Карелии показал своего «Старшего сына»

Больше фото можно найти в репортаже Людмилы Корвяковой.

Обсудить (0) в ленту



Марк Вологдин
боец смешанных единоборств
Инстинкты включились, и я шел драться как в последний раз
О своем знаменитом бое, который он проиграл, но после которого все равно вошел в сильнейшую лигу ММА.

подробнее

В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.
Подписывайтесь на наш Дзен!
Подписаться

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение