Путешествие за кулисы: в Музыкальном театре провели экспресс-курс для зрителей
23 сентября, Без политики
Поделиться

Раз в году Музыкальный театр открывает двери для зрителей на весь день. Юбилейный для учреждения год не стал исключением. Сотрудники подготовили большую программу и показали зрителям свое закулисье.

фото: © Людмила Корвякова

Зрители не просто наблюдали, но и участвовали. Учились хоровому пению, языку балета, бутафории и созданию сценических образов. А еще свободно гуляли по театру без обычных ограничений. Для желающих были организованы экскурсии. 

Балет, опера или детский спектакль — за каждым из театральных произведений стоит командная работа, зачастую не видная. Но в день открытых дверей сотрудники разных цехов выходят из тени.

Заведующая постановочной частью Кадрия Биккинеева провела мастер-класс по бутафории — созданию театральных декораций. Конечно, в миниатюре. Зрители своими руками создали маяк на скале в море. В ход пошли не только стандартный материал — дерево, но и пеноплекс, который используется в обычной жизни как утеплитель, а в театральной — из него создают даже камни, к примеру, лежащие на сцене валуны в «Руслане и Людмиле» сделаны как раз из пеноплекса. И на мастер-классе скалу тоже делали из этого легкого материала.

На занятии участникам предлагают готовые решения. В реальной жизни, когда готовится спектакль, то в цехе устраивают мозговой штурм, обсуждают эскизы декораций и материалы, которые будут использовать. Как правило, это металл, дерево, ткани. Но, бывают и новые вызовы, как в балете «Маскарад» — использовали поликарбонат, которым покрывают теплицы дачники.

— Часть декораций делалась в Петербурге, и надо было, чтобы все они были одинаковыми, поэтому мы делали по их технологии. То есть металлический каркас, обшивка поликарбонатом и оклейка тканью с печатью габардином. Это было вновь. До этого поликарбонат мы применяли в чистом виде, а так, чтобы использовать его вместо фанеры для обшивки декораций, такого не было. Но зато теперь мы знаем, как это делать, — говорит Кадрия Биккинеева.Рассказывает, что часто выполняют работу в сжатые сроки. По разным причинам. И тогда даже обычные горожане-умельцы приходят в театр и помогают. Как было и в случае с «Маскарадом».

В гримерном цехе к помощи зала не прибегают. Хотя тоже зачастую сроки поджимают. Для создания сценических образов готовят эскизы, закупают необходимые материалы. У каждого актера свои парики, шпильки, украшения для волос. Зрителям показали, как закрепляют искусственные волосы. Чтобы парик не слетел во время танцев, его фиксируют и неведимками, и тесьмой. И это достаточно больно, но красота требует жертв.

Солистам, к слову, которые танцуют больше партий, делают прически на своих волосах. Например, каре у Алисы из одноименного балета — отнюдь не парик. Блондинка Любовь Землянская, благодаря мастерству гримеров, превращается на сцене в брюнетку. На волосы рассеивают специальный спрей.

В День открытых дверей пригласили зрителей не только в цеха, но и в репетиционные залы. В балетном провели открытое занятие.

Показали традиционную растяжку артистов, без которой не обходится ни один рабочий день. Это азы мастерства, благодаря которым артисты буквально летают по сцене.

Понимать их движения учили сами артисты. На конкретных примерах Любовь Землянская, Денис Тарасов и Эдуард Демидов объясняли свой танцевальный язык. «Я» — жест, направленный на себя, «ты» — на собеседника, «люблю — две сложенные у сердца руки. Все эти движения есть в любимых зрителями постановках. Какие-то понимаются интуитивно, другие требуют подготовки.

Хоровому пению учили хормейстеры Юлия и Андрей Смолины. По их словам, хоровой коллектив театра небольшой — всего 28 человек.

— И таким небольшим составом мы поднимаем очень большие спектакли в нашем репертуаре. 17 больших оперных спектаклей, 4 оперетты, 8 спектаклей для детей и 12 балетов. Я вам хочу сказать, что наши артисты хора заняты во всём репертуаре театра. Артисты хора — это штучные экземпляры, все с музыкальным образованием, с большими актерскими способностями, мы, действительно, как одна большая хорвая семья. Мы много репетируем, много занимаемся, это действительно очень-очень большой труд, — говорит Юлия Смолина.

Ощутить его попробовали участники мастер-класса по хоровому пению. Прямо на сцене. За небольшое время их научили правильно дышать, распеваться, слышать друг друга и петь в унисон.

В День открытых дверей для зрителей организовали показ костюмов. В этот раз в экспозиции были костюмы из спектаклей, которые в данный момент не идут, а ждут своего часа.

Так бывает. Спектакли возвращаются. Сейчас, к примеру, идет рептиция «Фиалки Монмартра», которая ставилась в Музыкальном театре дважды. Спектакль восстанавливают к юбилею. Билеты уже в продаже.

День открытых дверей — это как театральный экспресс-курс. Зрителям он помогает глубже понять специфику работы театра. А это важно. Балет и опера — не просты, требуют работы в том числе от зрителя. Помимо практических советов, сотрудники дали и рекомендации. Так,  они радуются, когда посетители приходят на постановки нарядные — в платьях и костюмах. Также пояснили, почему не разрешают снимать и фотографировать во время действа. Во-первых, защищают авторские права, но это не главное. Свет камер мешает артистам, а на сцене нужна максимальная концентрация. А еще рассказали, что сейчас у зрителей есть уникальная возможность — в прямом смысле вложиться в будущую постановку.  Труппа Музыкального театра начала работу над новым спектаклем по мотивам произведений Антуана де Сент-Экзюпери. Необходимо собрать 700 тысяч рублей. Эта сумма не покроет полностью расходов на создание спектакля, но коллективный вклад неравнодушных друзей и единомышленников значительно расширит возможности. Поэтому музыкальный театр Карелии объявил краудфандинг.

— Краудфа́ндинг — это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций, — говорят в театре.

Это кстати фишка независимых театров, когда, не привлекая бюджетных средств, труппа ставит тот материал, который хочет. При этом в тесном сотрудничестве со зрителем. А именно на это нацелен Музыкальный театр. Поэтому и проводит День открытых дверей ежегодно, чтобы не только зритель учился понимать театр, но и театр был ближе к зрителю. 

Больше фотографий в фоторепортаже Людмилы Корвяковой по ссылке.

Автор: Любовь Трофимова

Обсудить (0) в ленту



В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение