Воспоминая моду прежних времен, словно смотришь в волшебное зеркало. В отражении люди видят себя, и все они – молодые, красивые, наивные и восторженные.
Самому не верится: я жил во времена, когда у нас еще спорили, дозволительно ли женщинам носить мини-юбку или брюки. Под запретом женские штаны и мини в Петрозаводске начала семидесятых уже не были, но противников у этих нарядов оставалось немало, и сопротивлялись они новой моде не на страх, а на совесть. Провожая взглядом внучкиных подружек, старушки на скамейке во дворе взывали к совести модниц: "Вот ведь как вырядились, девицы: совесть совсем потеряли! У одной юбка едва стыд прикрывает, а другая в мужских штанах пошла!". Мини и брюки к тому времени уже победили в столицах, а провинциальные представления, во многом, определялись патриархальными табу.
Это сладкое слово – свобода
Мода времени семидесятых годов это преодоление запретов и табу. В моде брюки клёш, а в школе одинаковая для всех форма с прямыми, не расклешёнными брюками. И если в детстве мода не сильно нас волновала, то теперь, в школе, она становилась для нас все важнее – от класса к классу, и всем мальчишкам хотелось щеголять в клёшах – настоящих "ковбойских", "матросских" или даже "хулиганских".
А потом победили джинсы, и это была безоговорочная победа, настоящий культ. К девятому классу школьная форма перестала быть обязательной: ее заменяли мужские костюмы и строгие платья "делового" покроя. Перед началом учебного года мы с мамой сходили в универмаг "Карелия", и мне был куплен добротный черный костюм из шерстяной ткани. Хорошо его помню, и сейчас от такого костюма не отказался бы. Но это – сейчас. А тогда – джинсы, джинсы, только джинсы!
Это сейчас джинсы недорогая повседневная одежда, которой никого не удивишь, а для торжеств – дорогие костюмы и платья. В конце семидесятых было наоборот: джинсы были больше, чем штаны. Джинсы были олицетворение современности, избранности, связи с заграницей, Западом, и, конечно, символом свободы. Какой свободы, от чего и кого – об этом тогда сильно не задумывались. Легкая промышленность ССР предлагала покупателям "классические" костюмы, платья, брюки и юбки, но молодежь хотела именно джинсы, и добывали их, кто как мог. Джинсы привозили из заграницы, покупали с рук у спекулянтов или знакомых.
Отменить школьную форму джинсам было не по силам. Так возникало сочетание джинсов и пиджака, к которому, совсем уж эклектично, добавлялся мужской галстук. На первом уроке начальной военной подготовки в девятом классе наш военрук скомандовал: "Юношам обязателен галстук! Галстук дополняет опрятный внешний вид: брюки отутюжены, все пуговицы аккуратно застегнуты. А галстук делает юношу настоящим мужчиной – будущим защитником Родины!". Для комсомольцев обязательным был комсомольский значок на груди. Галстучная обязательность нам очень понравилась: она олицетворяла взрослость, самостоятельность.
Но джинсы, джинсы! По торжественным случаям, например, в театр, на праздник или в гости, надевали джинсы и пиджак в сочетании с галстуком. Тщетно шутили про стиль "все лучшее в гардеробе" мамы и старшие сестры. Мы не уступали: галстук и джинсы – наш стиль!
У юношей в моде были длинные волосы – "как у битлов". Учителя эту моду не одобряли, и даже отправляли учеников с уроков в парикмахерскую, стричься. Не знаю, почему, но мне и моим одноклассникам удавалось ходить с длинной прической без особых гонений за это.
В семидесятые годы в моде были яркие, пестрые расцветки и орнаменты, синтетические ткани и материалы, фольклорные мотивы, одежда из вельвета, кожи и замши, например, кожаные и замшевые пиджаки и пальто, прессованная марля, обувь на платформе, женские сапоги-чулки и деревянные сабо, длинные многоярусные юбки, водолазки – свитера грубой вязки и джемперы. Водолазки были в подражание старине Хэму, как тогда называли Хемингуэя. Почему-то именно за ним закрепилась слава культового писателя, и во многих домах появились портреты Хемингуэя, как правило, в грубом "рыбацком" свитере, а еще портреты Сергея Есенина, часто, с трубкой в зубах.
В сочетании с пиджаком было модно носить тонкую водолазку, как у Геши Козодоева, вернее, Андрея Миронова из "Бриллиантовой руки": имена популярных актеров были на слуху, и они часто "заменяли" имена персонажей кино. Геша был жулик, а Миронов – кумир. Новогодний концерт телевизионного фестиваля "Песня года" был, как парад мод: какой костюм у Льва Лещенко, и в чем выйдет на сцену София Ротару? Помню красивые снимки из журнала моды конца семидесятых годов. Советский глянец. Стильные мужские костюмы-тройки, изысканные платья и костюмы для модниц. Такие модели предполагали пошив на заказ. Индпошив – черта того времени. Тут было важно не ошибиться с выбором мастера или ателье. Великолепный мастер Сергей Паншин работал в петрозаводском Доме быта, и он сшил мне красивую темно-синюю тройку. Это было в начале восьмидесятых.
От индпошива – к секонд хенду
Люди постарше, за исключением богемы, джинсовой одежде предпочитали обычно традиционные наряды. Костюмы и галстуки, платья и пальто наших соотечественников могли показаться архаичными на фоне спортивных курток и потертых джинсов приезжавших к нам иностранцев. Знакомый журналист, работавший тогда в Финляндии, шутил: "Если летом в Хельсинки увидишь человека в галстуке, это или иностранный посол или советский турист".
В начале восьмидесятых годов в моду вошли портфели-"дипломаты", или как их называли "кейсы". Покрытие "кейса" было виниловым или кожаным, из натуральной или искусственной кожи. Шиком считалось, войдя в аудиторию или кабинет, положить на стол кейс и щелкнуть замками, открывая его. Солидные джентльмены, старшеклассники и студенты, стильные дамочки – все шли по улице с "дипломатом", иногда весьма внушительных размеров.
"Статусными" были дубленки. Аккуратно сшитая из выделанной овчины дубленка (не путать с тулупом), как правило, указывала на успешность обладателя. К дубленке "полагалась" норковая шапка, тоже "статусная". В СССР верхняя одежда и шапки из натурального меха были в моде, и, по-моему, дорогих шуб и шапок, было тогда больше, чем сейчас. Дубленки часто привозили из Болгарии, которая была популярным место отдыха жителей СССР.
К середине восьмидесятых годов на Калининской швейной фабрике наладили выпуск джинсов "Тверь". Говорят, их шили из индийской ткани с использованием импортной фурнитуры, и только нитки были отечественные. Хорошие были джинсы, и по цене доступные. Потом началась "перестройка", и "Тверь" куда-то пропала, как и многое-многое другое. А еще в середине 80-х ценилась сделанная в Таллинне обувь с надписью "EESTI KING". По созвучию с английским словом эту обувь в шутку называли "эстонский король". Прибалтика считалась законодательницей моды в СССР.
Из стран социалистического лагеря, например Польши и Чехословакии, в СССР поставлялись добротные, пользовавшиеся спросом товары. Лучшим "импортом" считался, конечно, тот, что с Запада. Однажды, в начале 80-х годов наш пожилой знакомый из Финляндии увидел большущую очередь во дворе универмага "Карелия". Когда гость узнал, что это очередь за женскими сапожками финского производства, он сказал: "Производитель был бы счастлив, будь у нас такие очереди. А почему все женщины хотят купить сапоги именно этой модели?". Про дефицит товаров финн знал наверно понаслышке.
Со временем все сильнее становилась тяга ко всему западному, а отечественное или произведенное в соцстранах попросту не воспринималось. С "перестройкой" исчезали табу и запреты. Появились "неформалы" – хиппи, панки, металлисты, и заговорили об особой молодежной культуре. В Петрозаводске неформалы "тусовались" перед входом в здание железнодорожного вокзала и рядом с Кафе-мороженым на площади Кирова (сейчас кафе "Яблочное").
"Перемен! Мы ждем перемен!", – созвучно общему настрою взывал голос из магнитофона. Страна жила ожиданием: перемены изменят всю жизнь, включая гардероб советских людей. В начале девяностых у девушек вошли в моду лосины, обязательно ярчайшего цвета, под тунику, а у мужчин "вареные" джинсы. Сначала "варенками" торговали кооператоры, потом вьетнамцы на рынках. Расплодившиеся с началом "шоковой терапии" мини-рынки стали местом, где большинство людей покупало одежду, обувь и другие товары.
Бывшие советские люди ждали прихода "мировых брендов", "настоящей Америки", а оказались покупателями дешевого азиатского ширпотреба – спортивных штанов из тончайшей синтетики, "одноразовых" кроссовок и клеенчатых курток и туфель. По привычке советских времен любой импорт поначалу считался престижным – "брендовым". Несколько позже дешевую одежду и обувь сомнительного качества, которую приходилось покупать из-за нехватки денег, стали с иронией называть "рыночной" по месту ее приобретения.
Дешевые джинсы больше не были символом счастья и свободы.
Армас Машин
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание