Зиме был рад и стар, и млад

Чтиво. Спецпроект
09:29, 29 Января 2014
Загрузка...

В минувшие выходные в Петрозаводске состоялись гонки на собаках "По земле Сампо". Руководители республики надеются, что в будущем наш город сможет принять у себя чемпионат мира по этому виду спорта, а название гонок, словно, подчеркивает: "собачий" спорт станет новым брендом Карелии. Никогда раньше у нас, по земле Сампо, на собаках не ездили, и не верится мне, что новомодная "собачья" забава сможет в Карелии привиться, стать массовым увлечением, народной традицией.

Чему быть, а чему нет – это время покажет. А пока можно вспомнить зимние увлечения и забавы прежних лет: что продолжается сегодня, а что осталось в памяти, в прошлом…


"Вот качусь я в санках"

В детстве нас радовали санки и горка, и почти каждые выходные мы ходили на горку. Большая горка была недалеко от нашего дома – в парке на берегу Онежского озера, в створе улицы Титова, рядом с Домом физкультуры. Чуть поодаль, в створе улицы Свердлова, был горка протяженностью поменьше и более пологая. Раньше катались на горке, что спускалась от площади Ленина в парк, который горожане называют онегзаводской ямкой. Это была наверно самая большая горка в центре Петрозаводска. В 1969 году на площади Ленина появился мемориальный комплекс с Вечным огнем Славы, а на месте бывшей горки построили лестничный спуск в "ямку".

Теперь главной горкой была "наша" горка под смотровой площадкой у Дома физкультуры. По выходным дням там было полным-полно народа – малыши, подростки и взрослые, кто с санками, кто на лыжах. В детстве горка казалась очень крутой, скоростной, и даже опасной, так что дух захватывало! Шиком считалось, хорошенько разогнавшись и подпрыгнув на "трамплинчике", докатиться до самого берега. Сейчас там смотровая площадка перед памятником рыбакам, закидывающим сети в Онежское озеро. А случалось, как в стихотворении Сурикова, которое учили в школе:

"Вот свернулись санки,
И я набок – хлоп!
Кубарем качусь я,
Под гору, в сугроб"

Нашей горки больше нет. Место это теперь огорожено забором. Летом прошлого года за забором должно было начаться строительство нового ресторана, да так и не началось. Забор перегородил путь лыжне, что в прежние годы прокладывали в парке. Накатанная лыжня проходила зимой по всему периметру нынешнего Парка Победы.

На ледяных горках вместо обычных санок – санки-ледянки. Металлические или пластиковые ледянки можно было приобрести в Детском мире или магазине спорттоваров, но у многих ледянки были самодельные, из подручных материалов. Ледянками служили всевозможные фанерки и картонки, например, от почтовых ящиков или больших пустых коробок, которыми можно было поживиться во дворе универмага "Карелия", а по пути из школы (если горка по дороге) – школьные портфели и ранцы. "Главную" ледяную горку заливали в Парке культуры и отдыха, и начиналась она там, где сейчас фонтан. Фонтан был там и прежде, только другой: в форме большой чаши. Ледяная горка в парке была "организованной", а в других местах такие горки возникали "самостийно", там, где удобный склон. Во дворах многих домов на зиму устанавливали деревянные горки: лестница, башенка с площадкой, чтобы усесться на ледянки, и ледяной желоб-скат. На такой горке днем всегда было оживленно. В "снежных" войнах горка служила одной из крепостей, а вторую крепость строили в самом большом сугробе, благо снега зимой в ту пору хватало. Со снежных войн домой приходили "снежные" люди.

 


Звенели коньки

В нашем дворе зимой также ставили и заливали хоккейную площадку, но надо признаться, заливали ее небрежно, и лед получался неровный, бугристый. Кататься на нем не получалось. Со временем его обычно просто заносило снегом. Зато оживленно было на настоящих катках – на стадионе "Юность", там, где сейчас футбольное поле, и в Парке культуры и отдыха, на площадке перед тогдашней летней эстрадой.

Коньки были всеобщим увлечением: в каждом доме у телеэкранов болели за советских фигуристок и фигуристов. На катке играла музыка, яркое освещение делало атмосферу приподнятой посреди зимнего сумрака. Там же можно было взять на прокат коньки, и надеть их в удобной теплой раздевалке. В Парке культуры и отдыха на прокат давали также лыжи и финские санки.

Лыжню прокладывали зимой не только в парке, но и на льду Онежского озера, в разных направлениях. В выходные дни на льду можно было видеть длинные вереницы лыжников и множество рыбаков с шарабанами – любителей подледного лова. По-настоящему массовыми были лыжные старты на льду во время спортивных праздников. Зимой на озере вставал прочный лед, и до Зимника, на другой берег Петрозаводской губы прокладывали современный "зимник" – дорогу, по которой можно было ехать на автомобиле.

В Зимнике и на Бараньем Берегу дачи многих петрозаводчан, и по льду озера туда можно было попасть на лыжах или пешком. А наш знакомый, зимницкий житель, ветеран Великой Отечественной войны Григорий Семенович Чурегин зимой приезжал в город по делам на санях, запряженных лошадью по имени Машка. Сани с лошадкой въезжали в наш тогдашний двор на пересечении улиц Титова и Куйбышева, дядя Гриша шел к нам на чай, а Машку с санями оставлял у большой рябины во дворе. Вскоре там собиралась детвора: кто-то хотел погладить лошадку, кто-то угостить сахаром, а кто-то просто поглазеть на чудо – конец ХХ века, а во дворе лошадка с санями – как в старой доброй сказке.

Финские санки были зимней приметой Петрозаводска. Сейчас их почему-то не почти стало, а в прежние годы было немало. Были финские санки и у нас, и хранились они в дровяном "сарае" в глубоком подвале дома. Когда в домах еще не было горячей воды, воду грели титанами, а дрова хранили в подземных каморках, которые звали сараями. Там же хранили разный скарб – нужный и не очень. Как-то раз вечером, под самый Новый год мы с мамой решили покататься на финских санках. Спуск по проспекту Маркса, ведущий от площади Кирова к Речному вокзалу, казался совершенно пустынным. "Новый год на носу. Кто тут в такое время станет ездить? Никто!", – решили мы и покатились вниз прямо по проезжей части. Быстро летели мы под горку на чудесных финских санках, и тут внизу под горкой ярко засветили фары. Хорошо все, что хорошо кончается. Больше по проезжей части мы никогда не катались.


"Ведь с нами Антикайнен"

Увлечение лыжами объединяло множество людей во время лыжных праздников и соревнований. Большой популярностью пользовались ежегодные заочные военно-спортивные соревнования молодежи Карелии "Лыжня Антикайнена" за переходящий приз редакции республиканской газеты "Комсомолец". Стартовала "Лыжня Антикайнена" в 1968 году.

В детстве услышал от комсомольцев переиначенные на "карельский" лад слова Песни красных кавалеристов:

Ведь с нами Антикайнен,
Первый красный офицер...
Это про "Лыжню Антикайнена".

"Целью соревнований провозглашалось воспитание молодежи республики на славных боевых традициях красных лыжников отряда Тойво Антикайнена и достойных преемников их славы – героев-пограничников и партизан Карелии, воинов Карельского фронта в годы Великой Отечественной войны, воспитание на революционных и боевых традициях разных поколений нашей республики. Непременным условием успешного участия в соревнованиях стала поисковая, следопытская работа всех участников "Лыжни Антикайнена", а также пропаганда революционных, боевых, трудовых комсомольских традиций края. Каждый поход должен был иметь четкую поисковую цель. От участников требовалось составление конкретного плана агитационной работы группы или отряда в походе: что намечалось сделать, какие и где прочитать лекции, с какими концертами выступить", – сообщает Н. Высокос на портале "Карелия официальная".

В "Лыжне Антикайнена" участвовали ученики 8-10 классов, учащиеся училищ и техникумов, рабочие и студенты. Они объединялись в лыжные группы не менее пяти человек или лыжные отряды, в которых обязательно участвовали девушки. Отряд выбирал командира, комсорга, оперативного связного и санинструктора. Соревнования "Лыжня Антикайнена" были заочными, и поэтому участвовать в них могли практически все желающие.

 

Проводы без печали

На севере зима долгая, холодная, темная, и она успевает изрядно надоесть северянам. Поэтому провожают матушку-зиму у нас без особой печали: ненадолго ведь провожаем, скоро она вернется.

В конце зимнего сезона в Петрозаводске отмечали Проводы зимы. Народные гуляния устраивали в выходные в парке, на берегу Онежского озера. Этот праздник был сродни Масленице. Горожане приходили проводить зиму целыми семьями. Всюду звучала бодрая музыка. Пели песни. На площадках выступали артисты в ярких масленичных костюмах. Праздничный народ зазывали на разные забавы. Так, в Парке культуры и отдыха ставили столб, и самые ловкие и сильные могли побороться за приз, что на том столбе. Неподалеку стояла снежная крепость, и в детстве она казалась нам такой огромной по сравнению с той, которую мы сами строили у себя во дворе.

Вдоль Онежской набережной во многих местах стояли прилавки с угощением. Публике предлагали отведать блинов и пирогов с ароматным горячим чаем. Горячительных напитков праздничной публике в то время не предлагали. Настроение Проводов зимы было веселым, радостным.

Зимние увлечения тех лет – будь то штурм снежной крепости во дворе или поход по "лыжне Антикайнена" – повсюду делали людей активными участниками. На "собачьих" гонках горожане, в лучшем случае, зрители.

Армас Машин

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Аналитика

24.12.2024 10:25
Обществоведение
Дело Евгения Яблокова, застрелившего во дворе своего дома гражданина Азербайджана и отправившегося на долгий срок за решетку, оказалось не таким простым, как мы себе представляли.