Карельским предпринимателям, готовым предложить свою продукцию на экспорт, есть куда обратиться за безвозмездной помощью — в региональный Центр поддержки экспорта.
Смотрят ли они в сторону турецкого берега или прищурились в направлении Китая — помощь пригодится. Нюансы налогообложения и таможенные тонкости, поиск зарубежных покупателей, переговоры и составление документов на иностранном языке, участие в зарубежных выставках, выстраивание логистики — все эти непростые и важные моменты малый и средний бизнес может пройти с Центром поддержки экспорта Республики Карелия. А есть те, кто уже прошел и готов поделиться тем, чего удалось достичь благодаря поддержке. Мы пообщались с заместителем генерального директора компании «Карельское лето» Натальей Рекуновой.
— Ваша компания работает в сфере пищевой промышленности. Что производите?
— Один из символов Карелии — ягоды. Вот уж этим регион богат. А мы занимается переработкой дикорастущих ягод. Наш продукт — основы для морса, ягодные соусы, концентрированные морсы и джемы в упаковке дой-пак. Компания на рынке с 2017 года. И экспорт всегда был одним из приоритетных направлений.
— Почему понадобилась поддержка со стороны государственных структур?
— С наступлением санкций у нас чуть ли не все рухнуло и перевернулось. Нам пришлось искать новые рынки сбыта и полностью менять логистику. Вот в этом и помог Центр поддержки экспорта. Осенью прошлого года наша продукция попала на выставку в Шанхай, и не просто на выставку, а на крупнейший в Китае вернисаж импортных товаров. Наши продукты приглянулись жителям Поднебесной. Теперь «Карельское лето» можно найти на полках китайских магазинов.
— Вы считаете это большим успехом?
— Не считаю, что это успех. Это просто наша работа. Но отрадно, что удалось не свернуть со своего пути и продолжить делать любимое дело. Мы модернизировали производство, развиваем новые продукты. Удалось в трудные времена сохранить коллектив.
— С какими сложностями вы сталкиваетесь в вопросах экспорта?
— Бывают сложности с платежами из Китая из-за так называемых вторичных санкций. Например, какой-то китайский банк отправлял платежи в Россию и вдруг перестал. Правила игры меняются постоянно. Бывает дефицит свободных контейнеров, очереди и задержки товара в пути - логистика удлинилась и усложнилась. Осталось мало контейнерных перевозчиков. В наше время экспорт — дело непростое.
— Какой совет вы бы могли дать начинающим экспортерам?
— Верить в себя и любить свой продукт, именно любить всей душой! Мы сами едим наши ягоды и пьем морсы. Гордимся тем, что мы делаем, занимаемся тем, что любим, участвуем в различных конкурсах. Наши продукты всегда получают высокую экспертную оценку жюри и призовые места. У нас уже есть 4 медали дегустационных конкурсов.
Самое приятное, когда я вижу обратную связь от людей. Пищевка – это как у рестораторов: накормил человека и ты рад. Покупатели часто пишут отзывы: «Какой замечательный натуральный продукт», а 99% людей, попробовав, говорят, что напоминает морс, как делала бабушка. Вот это успех.
Реклама. Фонд «Центра поддержки Экспорта Республики Карелия». ИНН 1001350200