"Работал в Москве" - "просил денег"
21 июня 2018, Капитал
Поделиться

Выйти из режима постоянного выпрашивания федеральных средств стало для Карелии практически невозможным.

Отсутствие увеличения объёмов бюджетного финансирования мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года" в текущем году, актуализирует целый комплекс проблем. Ряд из них, конечно, связан с качеством принимаемых карельским правительством управленческих решений. Хромает исполнительская дисциплина. У многих руководителей органов исполнительной власти республики нет чёткого понимания того, какие параметры региональной эффективности являются для федерального центра приоритетными.

Отдельную группу проблем формирует крайне ограниченный лоббистский потенциал карельского представительства в Москве. Дело не в персоналиях (хотя и в этом отношении у внимательного наблюдателя уже появились вопросы), а в самой системе выстраивания диалога. Чиновничья формула "работал в Москве" фактически означает "просил денег". Выйти из режима постоянного выпрашивания федеральных средств стало практически невозможным.

Современные федеративные отношения – это, по сути, переплетение взаимозависимостей: региональные политики, по крайней мере, в некоторых сферах, получают полномочия действовать самостоятельно, в то время как в других сферах они выступают в качестве зависимых агентов федерального центра. С другой стороны, федерализм требует взаимности, и федеральные политики также находятся в определённой зависимости от регионов и их представителей в столице. Регионам, помимо этого, необходимо найти баланс взаимоотношений с местными властями, особенно крупных городов, обеспечивающих поступление налогов в региональный бюджет. В федерации баланс взаимоотношений подвергается постоянному пересмотру, фактически каждое поколение политиков считает необходимым в той или иной степени реформировать отношения между центром и регионами для решения возникающих проблем.

Таким образом, федерализм не только подразумевает, но и требует реформ, и в гибкости заключено одно из основных преимуществ подобной формы политического управления. Однако в эффективных демократических федерациях это реформы крайне сложные, требующие долговременного процесса переговоров и согласования интересов, причем не только центра и регионов, но и других заинтересованных сторон – политических партий, обеих палат парламента, институтов судебной системы (в частности, Конституционного суда) и других. Важно и то, что реформы федерализма касаются не изменения числа субъектов федерации (такая реформа – совершенное исключение) и ни в коем случае не отмены региональных выборов, но преимущественно вопросов разграничения компетенций между центром и регионами в различных сферах. Поскольку обе стороны взаимодействуют на равных, результатом переговоров не может быть "игра с нулевой суммой": теряя что-то в одной сфере, регионы получают что-то в другой, и наоборот.

Для России сюжет "реформы федерализма" тоже не является чем-то особенным, однако выстроен он принципиально по-другому. В 2000-е годы окно возможностей резко сузилось – единственным реальным реформатором федерализма (и всего остального) в России стал главный актор – президентская администрация. Реформы, включающие разного рода институциональные преобразования, мотивировались исключительно задачей сохранения и укрепления власти президента.

Однако это процесс долгий и сложный, поскольку речь идёт о пересмотре контракта в процессе своеобразного торга между центром и регионами. Длительный торг подразумевает компромиссы и взаимные "жертвы" в различных областях – и со стороны регионов, и со стороны федерации. Успешная реформа подразумевает обязательное согласование позиций двух сторон, и ещё до реформы начинается дискуссия с привлечением экспертов не только по федерализму, но и по применению бюджетов.

Как известно, Владимир Путин быстро и эффективно решил проблему политической автономии глав регионов, которые в предшествующий период получили слишком большое влияние на национальный процесс принятия решений. Реформы Путина описаны многократно: это создание института федеральных округов, выведение глав исполнительной власти регионов из Совета Федерации (с потерей ими депутатской неприкосновенности), наконец, возможность смещать глав регионов. Эти реформы превратили губернаторов из независимых политиков в чиновников, полностью зависимых от благорасположения Москвы. В 2004 году с отменой прямых выборов губернаторов (которые ещё в конце девяностых официально считались одним из главных завоеваний российской демократизации) прошла вторая волна путинской реформы. Надо отметить, что формально попятное движение – возвращение выборов губернаторов в 2012 году, но с жёсткой системой фильтров – не привело к восстановлению политической автономии регионов.

Следствием стал высокий уровень межрегиональных диспропорций. Сейчас в России чрезвычайно большое количество регионов-реципиентов, получающих средства из федерального бюджета, и это обусловливает необходимость больших объёмов финансового перераспределения через центр. Собственно говоря, финансирование карельской целевой программы, носящий статус федеральной, – самая яркая иллюстрация сложившейся картины. Вот только появилась новая проблема, она заключается в том, что, сохраняя достигнутый уровень централизации, уже больше невозможно поддерживать слабые и проблемные регионы. Именно такие, как Карелия. Поддержка идёт только в направлении "локомотивов роста".

Обсудить (0) в ленту



Годовая инфляция в Карелии в июле замедлилась
08:00 Экономика
Спасатели отказались от эвакуации застрявшей в горах российской альпинистки
07:00 Происшествия
В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение