Как стрессы влияют на болезни желудочно-кишечного тракта и что с этим делать — советы опытного врача-гастроэнтеролога из Петрозаводска в рубрике «Уроки выживания».
В России не любят обращаться к врачам. Тянут до последнего, хотя знают, что заболевание легче предупредить, чем лечить. Об этом говорят эксперты, врачи. В кризисное время эта ситуация усугубляется. На фоне стресса у человека снижается иммунитет, обостряются хронические заболевания. Особенно страдает желудочно-кишечный тракт. Во время сильных переживаний работа желудка и кишечника нарушается, человек может страдать от болей, дискомфорта и не понимать, что с этим делать. Для рубрики «Уроки выживания» поговорили с врачом-гастроэнтерологом Виталием Старченко, который уже 20 лет в профессии. Узнали, как последние стрессы — пандемия, СВО и мобилизация — влияют на болезни ЖКТ, и что с этим делать.
За последние годы количество заболеваний со стороны желудочно-кишечного тракта значительно возросло. Увеличилось количество воспалительных заболеваний кишечника, стало больше функциональных расстройств. Это когда человек жалуется на боли и дискомфорт в ЖКТ, на расстройство пищеварения, но в анализах, в результатах инструментальных исследований — УЗИ, гастроскопии, колоноскопии и других — нет каких-либо серьезных отклонений. Человек удивляется: «У меня же все хорошо, почему болит?». Причина кроется в нарушении связей внутри организма. Есть такая неврологическая ось голова / мозг–живот. Функциональные расстройства не представляют опасности для жизни, но создают постоянный дискомфорт, социальные неудобства. В результате снижается качество жизни. Человек обращается к медикам снова и снова. Найти лечение, вылечить такого пациента не всегда бывает просто. Подключается целый ряд специалистов. Терапевт, гастроэнтеролог, психотерапевт. Реагируя на последнего, люди обижаются, говорят: «Я что псих?». Конечно, нет. Просто для лечения функциональных расстройств часто требуется подключение противотревожных препаратов, антидепрессантов. Как правило, они очень хорошо помогают: убирают неприятные симптомы, боль и дискомфорт.
В южных странах и на юге России воспалительные заболевания кишечника встречаются значительно реже. Северная часть России, Канада, Норвегия — вот их основная география. По одной из версий, это связано с недостатком клетчатки в рационе. В исторической перспективе это формирует генетическую предрасположенность. В 2020 году на рост заболеваний ЖКТ повлияла ковидная инфекция. Коронавирус не только поражает бронхолегочную систему, но влияет и на другие органы: почки, ЖКТ, может приводить к функциональным расстройствам со стороны кишечника, вызывать СРК-подобные симптомы (СРК — синдром раздраженного кишечника — прим. ред.) Эти проявления становятся триггером для развития язвенных колитов. Их причина в сбое работы иммунной системы. Эти заболевания лечатся, но требуют постоянной пожизненной терапии. Большая работа по изучению причин таких заболеваний, помощи пациентам постоянно ведется. В том числе и в Карелии. На базе Республиканской больницы для этого создано специальное отделение. Что дает надежду, что лечение рано или поздно будет найдено.
Все знают, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Но наши люди не очень любят обследоваться. «У меня же не болит — чего я пойду», — думает такой пациент. Или «у меня изжога, я пью таблетки и хватит. Рекламу смотрел, что помогает». Или часто приходят женщины, которые пытаются спросить про мужа или про детей. Сразу охватить всю семью. Конечно, мы помогаем, стараемся убедить, что нужно пройти обследование. Особенно, если у ближайших родственников были онкологические заболевания, потому что речь может идти о генетической предрасположенности. Например, в Японии, тоже северной стране, регистрируется много онкологических заболеваний желудка. Поэтому на уровне государства было приняты необходимые решения о включении специальных исследований в систему медицинского страхования. Человек там не может получить страховку и устроиться на работу, пока не пройдет такое обследование. Японцы очень дисциплинированы, в результате исследования проходят все. Поэтому онкологию в Японии выявляют на ранних стадиях, когда лечение возможно по щадящим протоколам. У нас, к сожалению, пациенты обращаются, когда уже слишком поздно. Заболевания выявляются на 3–4 стадии, что требует серьезного лечения, калечащих операций. Чтобы избежать подобного, нужно проходить регулярные осмотры. После 40 лет необходимое минимальное обследование нужно сделать каждому.
Бывает, что человек сам себе назначил обследование. Например, сделал эндоскопию. Получил заключение, что есть признаки атрофии, посмотрел в интернете, что это значит. Испугавшись, пациент идет к врачу. Атрофия один из триггеров для онкологических заболеваний. То есть, с одной стороны, информация из интернета стала мотивацией для обращения к специалисту. С другой стороны, конечно, нельзя воспринимать всю информацию из интернета буквально. Только врач — клиницист может поставить диагноз на основе совокупности данных: анализов, обследований.
Еще сейчас популярно увлечение нутрициологией, здоровым питанием, прохождением различных интернет-курсов. Нутрициолог — это серьезный специалист с медицинским образованием. Это эксперт, который помогает врачам в условиях стационаров выхаживать тяжелых больных. У него должно быть глубокое знание фармацевтики, биохимии, понимание белкового, углеводного, жирового обмена. Месячного курса недостаточно, чтобы получить такую квалификацию.
Главное правило в работе врача — не навреди. Это основное правило медицины. Результат лечения может оказаться не таким, как хочется. Врачи разные, методики — разные. Но главное — не навредить. Я 20 лет в гастроэнтерологии. Начинал на скорой помощи. Это был очень важный этап, который дал огромный опыт. В работе на скорой помощи ты встречаешься абсолютно со всем. Инфаркты, кризы, ранения, отправления, все критические состояния. В работе здесь нужно иметь энциклопедические знания, уметь быстро принимать решения, когда под рукой нет специального оборудования. И сейчас, прежде чем назначать обследования, я смотрю на человека, говорю с ним. Почему это важно? Мы лечим не бумагу, не УЗИ, не протокол. Мы лечим человека. Нельзя механически переносить заключение обследования на диагноз. Сначала нужно посмотреть на человека, оценить его состояние, посмотреть на кожу, заглянуть в глаза. УЗИ, КТ могут сломаться, их можно сделать позднее, а внешний вид человека может сказать об очень многом.
1. Диспансеризация. Регулярные профилактические осмотры не реже одного раза в год со сдачей базового комплекса анализов: общий анализ крови, общий анализ мочи, копрограмма (анализ кала, в том числе на скрытую кровь). Флюорограмма.
2. Санация хронических очагов инфекции. Лечение зубов, хронических фарингитов, ларингитов, гастропатий, ассоциированных с бактерией хеликобактер.
3. Диеты только по показаниям. Главный принцип в питании — еда должна готовиться. Поэтому отказаться или ограничить полуфабрикаты. Уменьшить количество углеводного питания, сахара, соли.
4. Соблюдать водный режим, исходя из индивидуальных особенностей. Учитывать рост, вес, наличие хронических заболеваний, особенностей организма. Не заставлять себя выпивать 2–3 литра воды в день.
5. Не заниматься самолечением и обращаться к специалистам, когда есть жалобы.
Беседовала и записала Евгения Велева
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание