Правительство Карелии более трех лет в ФАС России и арбитражных судах трех инстанций доказывало частным совхозам, что имеет право поддерживать государственных сельхозпроизводителей. Все суды выиграны.
На протяжении десятков лет Карелия доказывает, что по праву может считаться сельскохозяйственным регионом. Конечно, наибольшую часть экономики региона составляют доходы от горной и лесной промышленности, а наша республика официально признана «зоной рискованного земледелия» из-за северного климата.
И тем не менее, сельское хозяйство Карелии развивается. Очень важное условие – при поддержке государства. И это очень хорошо понимают в действующем правительстве. При главе республики Артуре Парфенчикове, который год за годом поддерживает многие начинания нашего Минсельхоза, выработан и действует целый спектр мер государственной поддержки сельского хозяйства.
Форелеводы, «клубничники», пасечники – все имеют право получать бюджетные субсидии на покупку техники, оборудования, есть льготы на выделение земель. Естественно, мерами господдержки пользуются и производители сырого молока республики.
В Карелии сегодня производят молоко совхозы, находящиеся как в госсобственности, так и в частных руках. Все они пользуются самыми разными мерами поддержки, как по линии Минсельхоза Карелии, так и например по линии регионального министерства экономического развития и промышленности. Это и субсидии для подготовки к посевным работам, и на покупку техники и удобрений, есть мера поддержки по мелиорации земель. Список обширный.
К сожалению, до прихода в республику команды Артура Парфенчикова, не у всех владельцев получилось эффективно вести дела. Так, частные хозяева совхоза «Искра» в олонецкой Туксе в конце концов приняли решение прекратить производственную деятельность. Бизнесмены закрыли ферму в карельской деревне и собирались вывезти молочное стадо в другой регион. Тогда вовремя вмешалось республиканское правительство. По поручению Парфенчикова, скот выкупили в собственность республики, а фермы арендовал образцовый в нашем регионе совхоз «Ильинский».
Другие два примера не менее печальны. Когда-то вполне успешные государственные совхозы «Толвуйский» и «Ведлозерский» ближе к концу прошлого десятилетия пришли в полный упадок. Правительство Карелии искало инвесторов для улучшения работы предприятий, но, к сожалению, поиски не увенчались успехом. Поэтому правительству пришлось изыскать дополнительные средства на поддержку предприятий в виде адресных субсидий, которые и направляют совхозам.
«Соответственно этому были приняты решения поддержать государственные совхозы и сохранить рабочие места на селе», - рассказала СМИ руководитель отдела Минсельхоза Карелии Мария Першина.
АО «Совхоз Ведлозерский», АО «Совхоз Толвуйский» и АО «Племенное хозяйство «Ильинское» находятся, соответственно, в Пряжинском, Медвежьегорском и Олонецком районах, программы социально-экономического развития которых определяют одним из основных направлений развитие сельскохозяйственного производства.
Таким образом, указанные хозяйствующие субъекты, кроме функции по производству основного вида продукции – молока, оказывают серьезное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных образований.
Однако, как выяснилось, не всем сельскохозяйственным предприятиям понравилось такое решение. Резко против выступили три частных молочных совхоза, мотивируя свою позицию тем, что на адресные субсидии могут претендовать только конкретные предприятия, находящиеся в государственной собственности, частные предприятия доступа к этому направлению государственной поддержки не получили, что, по мнению «жалобщиков» является нарушением закона о защите конкуренции.
Ситуацию осветили в региональной прессе. Волны расходились все более широкими кругами, несмотря на все доводы правительства республики в лице Минсельхоза. Например, вот как комментировали в министерстве принятое решение в мае 2019 года.
«У нас из 27 направлений поддержки 26 мер предусматривают абсолютно равный доступ всех участников процесса. Есть только одна мера, где мы отдали преференции государственным предприятиям».
Арифметика вполне очевидна. Тем не менее, в том же году два частных совхоза, «Маяк» и «Эссойла», направили жалобы в Управление антимонопольной службы по республике (далее УФАС).
«Они посчитали, что это нарушает их права, уменьшает доступ к мерам государственной поддержки», - отметила Мария Першина.
При этом часть частных предприятий перестали заявляться на меры государственной поддержки, предоставляемые по линии министерства, искусственно создавая негативную ситуацию по дискредитации правительства республики среди жителей региона.
Спустя некоторое время, свою жалобу в УФАС республики подает третий частный совхоз - ООО «Янишполе».
Фактически, все три коммерческие предприятия требовали двух вещей: ликвидировать сами порядки предоставления адресных субсидий и отменить требование о необходимости заключать соглашение с региональным Минсельхозом о реализации госпрограммы республики «Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов» для получения иных мер государственной поддержки, которым сельскохозяйственные товаропроизводители декларировали планы предприятия на соответствующий финансовый год.
Получается, что показывать планы своего развития частники не хотят, но порядок распределения бюджетных средств все равно оспаривают. Скажем мягко, поведение странное. Вполне допускаем, что у руля этих предприятий стоят опытные бизнесмены, которые и без всяких там Минсельхозов понимают, как им развиваться и делать деньги. Очень хорошо, только наш с вами бюджет тут при чем?
Тем не менее, маховик государственной надзорной машины был запущен, жалобы написаны и отправлены. Региональные антимонопольщики суммируют все обращения и принимают решение не рассматривать их самостоятельно, а направить в Москву, в Федеральную антимонопольную службу.
Между строк здесь добавим, что разработать порядок поддержки государственных совхозов государство не только может или хочет, но и обязано. Как минимум, в целях реализации регионального закона о бюджете. Законодательная власть сказала свое слово, а исполнительная власть должна исполнять. И никакого другого инструмента господдержки в этом случае, кроме субсидий, не предусмотрено.
Тем не менее, жалобы частных предприятий в ФАС России признали актуальными и выдали правительству Карелии предостережение о недопущении нарушения законодательства о защите конкуренции.
«Естественно, правительство Карелии не согласилось с наличием в своих действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства и направило соответствующие возражения. В которых указало на то, что оспариваемые ФАС России нормы регионального законодательства не противоречат требованиям закона о защите конкуренции, поскольку не содержит норм, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также создают дискриминационные условия, а направлены на реализацию регионального закона о бюджете. Федеральная антимонопольная служба с доводами региона не согласилась и возбудила дело о нарушении закона «О защите конкуренции», - отметила Мария Першина.
Началось долгое и, думаем, мучительное рассмотрение. Ведомственная комиссия заседала не чаще одного раза в месяц, и весь процесс растянулся на годы. В результате только 4 мая 2022 года ФАС вынесла решение, в котором признала правительство республики нарушителем того самого закона «О защите конкуренции». Правда нарушением были признаны только действия правительства региона по установлению порядка предоставления адресных субсидий, требования региона о заключении соглашений о реализации государственной программы признаны обоснованными.
Власти нашего региона подали иск в свою защиту в Арбитражный суд города Москвы. Там полностью признали законность действий карельского правительства и отменили решение ФАС.
«На нашей стороне в суде также выступил Минсельхоз России и Минфин РФ», - подчеркнула начальник отдела республиканского Минсельхоза.
Начался новый виток процесса. Кроме суда первой инстанции есть ведь ещё апелляционные и кассационные. ФАС России прошли каждую из них. И в каждой проиграли.
«В последнем заседании, которое состоялось 1 июня уже этого года, участвовал представитель Генеральной прокуратуры РФ, который тоже подтвердил законность действий правительства Карелии», - заявила Першина.
В сухом, но эмоциональном остатке имеем три с лишним года разбирательств, в том числе на федеральном уровне, потраченные время и репутационные издержки. Так как вряд ли у заявителей хватит достоинства, чтобы также громко осветить в СМИ информацию о собственной неправоте.
А можно было просто пользоваться оставшимися мерами господдержки, признав право государства самому решать, как развивать свою собственность? Адресные субсидии придуманы не просто так: все государственные совхозы республики сегодня – «Мегрега», «Ильинский», «Толвуйский» и «Ведлозерский» - фактически градообразующие предприятия, где работают, содержат свои семьи и платят налоги сотни человек.
Вопрос, пожалуй, риторический. Хотя бы потому, что ООО «Маяк» снова подало иск в Арбитражный суд (Карелии). Бизнес требует возместить убыток, вернуть неполученные им деньги от адресных субсидий. На которые и права не имел, как показали три суда. Вот такой полет фантазии.
Александр Батов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание