Как в Карелии делят транспортный пирог

Аналитика. Тема недели
15:15, 09 Октября 2020
фото: © Николай Смирнов / "Столица на Онего"

В Карелии чиновники городского и республиканского уровня не могут определиться, кому из них взять на себя миссию по спасению деградирующего общественного транспорта в Петрозаводске.

В конце сентября глава Карелии Артур Парфенчиков заявил о намерении республиканского правительства принять полномочия у городской власти по управлению общественным транспортом Петрозаводска. По замыслу Парфенчикова, эта мера необходима для того, чтобы направить в проблемную точку финансовый поток и "оживить" сектор перевозок.

Со стороны петрозаводской власти открытого сопротивления губернаторской инициативе нет, однако отсутствует и движение навстречу. Пока республиканская и городская власть разбираются в вопросах распределения полномочий, жители Петрозаводска написали письмо Владимиру Путину в надежде, что с живущими по своим законам маршрутками в карельской столице разберется президент страны.

"Столица на Онего" выслушала позиции сторон, ответственных за деятельность общественного транспорта, и выяснила, почему в ближайшее время горожанам не стоит надеяться на качественные улучшения в работе маршруток и троллейбусов в карельской столице.

"Обнять и плакать"

Общественный транспорт Петрозаводска в последнее время находится в центре исключительно негативных новостей. Так, в мае этого года троллейбус "потерял" колесо, которое на полном ходу разнесло ближайший пункт выдачи фастфуда. Зимой водитель маршрутки бросил в лицо пассажирам мелочь, а минувшей осенью по Петрозаводску курсировал автобус с дырой в полу.


© Николай Смирнов / Столица на Онего

В октябре жители столицы Карелии составили петицию в адрес президента России Владимира Путина с требованием наладить работу общественного транспорта в Петрозаводске. Ее автор на примере маршрутки №5 сообщила, как в целом деградировали услуги перевозок в главном городе республики.

"Давка, духота, ругань, грязь в салоне, запах табака, водители нарушают все возможные правила ПДД, грубят пассажирам, разговаривают по телефону во время вождения. И так каждый день без какой-либо надежды решить проблему силами перевозчика. И это я ещё не говорю о том, что регулярно и необоснованно поднимают стоимость проезда", – говорится в петиции.


© Николай Смирнов / Столица на Онего

В карельском правительстве заявили о значительном потоке жалоб горожан на деятельность петрозаводских перевозчиков. Об этом рассказал глава Карелии Артур Парфенчиков в ходе прямой линии, состоявшейся 29 сентября.

"К сожалению, наш общественный транспорт исторически превратился…. Как говорится, "обнять и плакать", вот по-другому не сказать. Много ко мне приходит обращений по общественному транспорту", – сказал Парфенчиков.

Масштабный передел сфер влияния

Власти Карелии предлагают решить проблему пассажирских перевозок в Петрозаводске радикальным способом: забрать полномочия по управлению общественным транспортом у муниципальных властей и затем нормализовать работу.

"Мы готовы сегодня взяться за общественный транспорт Петрозаводска, но для этого полномочия должны быть муниципалитетом переданы на региональный уровень. У нас есть ряд предложений в том числе и от ряда банков, и, в первую очередь, – от "Внешэкономбанка". Мы этот вопрос обсуждали. Есть различные программы. По-моему, если не ошибаюсь, в Твери соответствующая реформа была проведена. Но главное условие: полномочия должны быть переведены на региональный уровень. Мы соответствующее обращение практически год назад направляли в муниципалитет. Но пока решение депутатами Петросовета не принято. Поэтому здесь нужно решать вопрос в комплексе. Это большие деньги. И есть возможность кредитования. Но, конечно, тяжело работать, когда общественный транспорт представляет собой рой каких-то различных организаций, фирм", – заявлял Артур Парфенчиков на той же прямой линии.


© скриншот трансляции / ВКонтакте

Фактически нынешнее заявление губернатора частично дублирует его же слова, сказанные в декабре 2019 года на заседании Петросовета. Тогда Парфенчиков уже предлагал передать троллейбусный парк МУП "Городской транспорт" в собственность республики для финансового оздоровления.

"Пассажирский транспорт столицы находится в тяжелом состоянии. Он не отвечает современным требованиям и запросам населения, – заявлял Артур Парфенчиков. – А если говорить о проблеме троллейбусного управления, ее усугубляет длинный шлейф старых долгов и неэффективных решений. Правительство республики готово принять городской электротранспорт в республиканское ведение. Причем не навсегда, а временно, на срок до 3 лет. Нашей целью является проинвестировать и модернизировать сферу электротранспорта, восстановить ее платежеспособность и эффективность".

Однако в этом году республиканские власти увеличили аппетиты и заявили о готовности принять полномочия по управлению не только троллейбусным депо, но и сетью маршрутных автобусов. Как сообщила "Столице на Онего" пресс-секретарь главы Карелии Марина Кабатюк, в правительстве воспринимают маршрутки и троллейбусы как целостный комплекс, поэтому готовы взять их под контроль. В качестве положительного примера республиканские власти приводят ситуацию с междугородными и пригородными рейсами, которая подконтрольна республике и находится, по оценке чиновников, в адекватном состоянии.

Дефицит конкретики

Власти Петрозаводска, в свою очередь, не торопятся передавать управление городским транспортом в руки республиканских чиновников. Главный официальный аргумент муниципалитета – отсутствие конкретных документов и предложений со стороны правительства Карелии, которые бы описывали процесс передачи полномочий.

Председатель комитета ЖКХ администрации Петрозаводска Андрей Бекелев заявил "Столице на Онего", что под прямым контролем мэрии находится муниципальный троллейбусный парк, вместе с тем, существенного влияния на частных маршрутчиков администрация не имеет. При этом в мэрии заявляют, что не видели никакого конкретного проекта, который бы предлагал решение по передаче полномочий от города республике.


© Столица на Онего

"Решение принимается представительным органом власти, то есть в данном случае депутатами Петрозаводского городского совета. Но, насколько нам известно, официального предложения либо проекта закона о перераспределении полномочий до настоящего момента не поступало. Знаем, что он готовится. Но, тем не менее, официально, чтобы депутаты могли сказать "да" или "нет" – его пока не было. Вместе с тем, естественно, мы обсуждаем с коллегами этот вопрос и не видим здесь проблем, если все-таки проект закона будет подготовлен, поскольку все ведь направлено на улучшение жизни горожан", – сказал Андрей Бекелев.

Подобный проект закона, по оценке мэрии, должен быть подготовлен карельским правительством, к примеру, Минтрансом.

Андрей Бекелев пояснил, что администрация Петрозаводска не будет противиться передаче полномочий по управлению городским транспортом, если будет расшифрована модель нового распределения полномочий.

В Петрозаводском городском совете подтвердили "Столице на Онего", что не видели никаких документально оформленных обращений от республиканской власти о передаче полномочий в сфере распоряжения общественным транспортом. Как пояснили в горсовете, депутаты могут сформулировать позицию только в ходе работы комиссий, на которых будут рассмотрены все аспекты и последствия предлагаемых решений. При этом городские парламентарии не обсуждали и не рассматривали данный вопрос, заявили в Петросовете.


© Столица на Онего

Кроме того, городской парламент ссылается на Устав карельской столицы, который велит местной власти самостоятельно следить за транспортом Петрозаводска. Об этом рассказал председатель постоянной комиссии Петросовета по управлению муниципальным имуществом, землепользованию и транспортному обслуживанию Павел Сандберг.


© Леонид Николаев/ИА Республика

"Согласно статье 14 Устава Петрозаводского городского округа, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа напрямую относятся к вопросам местного значения. Поэтому организации регулярных перевозок пассажиров и работе общественного транспорта в рамках деятельности Петрозаводского городского совета и администрации Петрозаводского городского округа уделяется особое внимание", – заявил депутат Сандберг.

В чем опасность сделки

По информации "Столицы на Онего", вопрос о возможной передаче полномочий по управлению общественным транспортом в руки карельского правительства все-таки мог обсуждаться депутатами Петросовета и руководством города, однако никакого решения в итоге принято все равно не было. Представителей городской власти, вероятно, смутили некие обстоятельства сделки, предполагающей крупный передел влияния.

Депутат Петрозаводского городского совета от КПРФ Галина Васильева считает, что город, прежде чем отдавать полномочия по управлению сетью общественного транспорта, должен заручиться твердыми гарантиями со стороны республиканской власти по вопросу сохранности троллейбусного управления.


© Столица на Онего

"Тут на самом деле нужно знать истинные мотивы республики: что они хотят. Если они где-нибудь свернут и скажут, что "извините, не получилось", и мы останемся ни с чем, то это будет, я бы сказала, просто преступление", – заявила депутат Галина Васильева.

Александр Гнетнев

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Кинотетрис

22.11.2024 13:20
Кинотетрис
Фильм о легендарной фотомодели и корреспондентке Ли Миллер уже на широком экране.

Чтиво

05.11.2024 11:26
Без политики
Татьяна Колехмайнен работает в «Кареллестрансе» всего третий год, но уже с должности сменного диспетчера выросла до старшего техника.