Ни нефтяного завода, ни морского порта

Аналитика. Капитал
14:00, 02 Февраля 2021
фото: © istockphoto.com/kodda

В перечне крупных инвестиционных проектов в Арктической зоне России, которые получат государственную поддержку, не оказалось ни одного из Карелии.

Первого февраля российский премьер Михаил Мишустин утвердил перечень крупных инвестиционных проектов в Арктической зоне страны, которые получат государственную поддержку. В него попали строительство горно-металлургического комбината в Мурманской области, освоение Сырадасайского каменноугольного месторождения на Таймыре, добыча и переработка свинцово-цинковых руд на архипелаге Новая Земля, создание специализированного глубоководного терминала для перевалки минеральных удобрений в порту Мурманска и завода на Кольском полуострове для разведения лосося и форели, а также техническое перевооружение порта Витино и Беломорской нефтебазы.

Нетрудно заметить, что в этом перечне не оказалось ни одного проекта из Карелии, почти все северные районы которой входят в Арктическую зону. Даже техническое перевооружение Беломорской нефтебазы затронет Кандалакшский район соседней Мурманской области, а не карельский город Беломорск, где еще несколько лет назад планировалось строительство нефтеперерабатывающего завода с ежегодной мощностью 600 тысяч тонн. Напомню, проект этого завода был включен в Федеральную целевую программу развития республики до 2020 года, а его стоимость оценивалась ни много, ни мало в 6 миллиардов рублей. На эти деньги в Беломорске предполагалось построить не только нефтеперерабатывающий завод, но и нефтебазу с портовым хозяйством для того, чтобы отправлять карельские нефтепродукты по всему миру. Как и многие другие проекты ФЦП, переработка нефти в Карелии так и осталась на бумаге, а в Беломорске сегодня нет даже действующего причала для отправки туристических судов на Соловки.


Беломорск. Фото: © Сергей Юдин

Можно вспомнить еще о планах открытия глубоководного морского порта в Кеми, который, по замыслу карельских чиновников, должен был стать крупным транспортным узлом в торговле все теми же нефтепродуктами, углем, железной рудой и удобрениями. Этот проект, который также попал в ФЦП развития Карелии до 2020 года, стоил вдвое дороже, чем строительство нефтеперерабатывающего завода в Беломорске – около 12 миллиардов, но судьба его оказалась схожей. Правда, республиканские власти все еще надеются включить глубоководный морской порт в Кеми в Федеральную программу развития Соловецкого архипелага, однако в правительстве России пока предпочли заняться техническим перевооружением порта Витино, расположенного неподалеку от Кандалакши. В ближайшие несколько лет в нем планируется открыть нефтяной терминал, который позволит пропускать не менее 4 миллионов тонн нефтепродуктов.

И ладно бы Карелия не смогла предложить федеральному центру крупные, но вполне реальные инфраструктурные проекты в Арктике. Но соседней Мурманской области удалось даже заручиться государственной поддержкой строительства закрытого бассейнового рыбоводного хозяйства по производству посадочного материала лосося и форели с объемом 7 миллионов тонн особей в год, хотя республиканские власти позиционируют регион как российского лидера в товарном рыбоводстве.

Примечательно, что Михаил Мишустин объявил о поддержанных инвестиционных проектах в Арктике на совещании с вице-премьерами, которое глава федерального правительства начал с небольшого подведения итогов своей рабочей поездки в Карелию. И на этом совещании российский премьер дал ясно понять, почему он, собственно, приезжал в республику, часть территории которой также включена в Арктическую зону.


Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами. Фото: правительство.рф

"Карелия входит в число десяти регионов с наиболее сложной ситуацией в экономике, – сказал Мишустин. – Для таких субъектов Российской Федерации были разработаны индивидуальные программы. И государство ежегодно выделяет этим регионам по одному миллиарду рублей на развитие инфраструктуры, образования, здравоохранения, улучшение условий жизни и труда. И здесь, конечно, очень важно контролировать эффективность расходования бюджетных средств". 

Фактически Мишустин признал, что Федеральная целевая программа развития Карелии до 2020 года, которая считалась в республике едва ли не главным подарком к ее столетию, не помогла вывести регион из числа территорий с "наиболее сложной ситуацией в экономике". Ответом на вопрос, почему это произошло, отчасти могут служить упомянутые выше проекты нефтеперерабатывающего завода в Беломорске и глубоководного порта в Кеми. В Москве не раз обращали внимание республиканских властей на отсутствие или некачественно подготовленную проектно-сметную документацию объектов, включенных в ФЦП, и на ее низкое кассовое исполнение. Достаточно сказать, что, по данным российского министерства финансов, кассовое исполнение Федеральной целевой программы развития республики за 2019 год составило 1,3 миллиарда рублей, или 40% от уточненной росписи в размере 3,3 миллиарда. В прошлом году в федеральном бюджете были заложены 4,1 миллиарда рублей на реализацию мероприятий ФЦП, но к концу декабря кассовое исполнение оказалось еще меньше – всего 29,7%, или 1,2 миллиарда рублей.


© правительство Карелии

Впрочем, это не помешало главе республики Артуру Парфенчикову попросить в минувшую пятницу у премьер-министра России Михаила Мишустина 6,4 миллиарда рублей на … завершение Федеральной целевой программы развития Карелии до 2020 года. А в республиканском правительстве между тем рассказывают о первых карельских резидентах Арктической зоны, которые намерены построить в ней дата-центр, собирать гагачий пух, выращивать мидии и даже открыть "резиденцию шведского посла". По словам правительственных чиновников, частные инвесторы готовы вложить в реализацию своих планов десятки миллиардов рублей, но в утвержденном Мишустиным перечне инвестиционных проектов, которые получат государственную поддержку, ничего этого почему-то нет. 

Валерий Поташов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

05.11.2024 11:26
Без политики
Татьяна Колехмайнен работает в «Кареллестрансе» всего третий год, но уже с должности сменного диспетчера выросла до старшего техника.