Вопрос об аренде земли и арендных ставках в Карелии стал "больным" неожиданно. В октябре 2012 года, когда было издано правительственное постановление №306 о тысячекратном повышении арендной платы за землю, проданную без торгов. В феврале 2013 года Арбитражный суд Карелии отменил действие данного постановления. А республиканские власти решили: земля будет сдаваться по кадастровой стоимости. На этом, вроде бы, все и закончилось…
Но уже в июне появляется республиканский закон "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", который еще в мае одобрили депутаты Законодательного собрания. Документ гласил, что земля в республике будет передаваться в аренду тремя способами: через торги, по кадастровой стоимости и по рыночной оценке.
Но, как признают депутаты, документ еще тогда был несколько сырой и спорный, хотя работали над ним как парламентарии, так и представители правительства республики. Но закон следовало принимать, так как органы местного самоуправления до сих пор не знали, чем фактически руководствоваться при распоряжении муниципальными землями: как формировать, продавать и сдавать в аренду участки. Не было никакой методики. Единственно, что было 125 постановление.
"То, что предлагало министерство юстиции – платить по кадастровой стоимости – это бред. Никто на это не пошел. На тот момент в республике не заключались никакие договоры аренды. Бюджет нес потери", – говорит депутат ЗС Александр Федичев.
![]() |
Александр Федичев |
Закон в итоге был принят. Но тут же появилось представление прокуратуры Карелии, которая требовала исправить ряд положений.
"В представлении не ставился вопрос о том, что незаконно привлекать к формированию земельных участков, кадастровому учету иных лиц, в том числе, граждан и хозяйствующих субъектов. Мы обращаем внимание, что эти вопросы возможно решать в рамках действующего законодательства и говорим о том, что принятие такого закона – вне компетенции органов государственной власти субъекта РФ", – говорит представитель прокуратуры Карелии Алла Суханова.
В целом, надзорный орган оспаривал разброс при определении ставок арендной платы (в законе: 0,6%-15% от кадастровой стоимости земельного участка для индивидуального жилищного строительства). Таким образом, какую ставку использовать, должны были решать местные власти. По факту почти все муниципалитеты взяли минимальную ставку. Прокуратура оспорила данное положение, так как в законе "О введении в действие Земельного кодекса РФ" есть норма, в соответствии с которой порядок расчета арендной платы устанавливают органы государственной власти регионов. У органов местного самоуправления такого права нет.
Во-вторых, прокуратура оспаривала сроки договора аренды и привлечение иных лиц. Хотя здесь требования были уже не такие принципиальные. В законе было прописано, если земельный участок выставляется на торги, то срок действия договора составляет 25-49 лет. В то же время законодательный орган не имеет права выставлять ни минимальные, ни максимальные сроки действия договора.
После получения представления была создана рабочая группа, которой предстояло исправить оспариваемые положения и внести изменения в действующий республиканский закон. Первоначально рабочая группа внесла изменения в положения о сроках и по иным источникам оформления земельных участков. Противоречащие федеральному законодательству нормы просто были исключены. После чего законопроект с поправками был направлен в республиканский парламент для обсуждения. И 28 ноября Заксобрание приступило к рассмотрению… сразу двух, почти аналогичных законопроектов.
Выяснилось, что появился еще один документ, который в Заксобрание представил депутат Николай Афанасьев. Документ подробно расписывал финансирование расходов, связанных с проведением работ по формированию, образованию земельных участков, являющихся предметом торгов. Однако подобная процедура является нормой Гражданского права. В частности, в законопроекте прописывалось, что если работы по формированию участков были проведены за счет граждан или фирм, которые в итоге не выиграли торги, то победить аукциона возмещает все расходы.
"Законодательное собрание Карелии не может обязать кого-либо возмещать эти расходы, нет у нас таких прав", – пояснил Федичев.
За проект Афанасьева вступился министр юстиции Карелии Константин Этингоф, который попросил депутатов поддержать данный документ. В защиту законопроекта он привел несколько фактов.
"После принятия этого закона органы местного самоуправления получили тот долгожданный импульс, что можно использовать средства инвесторов, заинтересованных в приобретении земельных участков на торгах, для формирования этого участка. По сведениям, в Калевальском, Кондопожском, Муезерском, Олонецком, Пряжинском и Суоярвском районах, используя эти нормы закона, администрации и депутаты начали пополнять бюджеты", – сказал Этингоф.
![]() |
Константин Этингоф |
По его словам, за прошлый год бюджет Карелии от торгов получил 49 миллионов рублей, а с января по сентябрь 2013 года в казну поступило уже 85 миллионов рублей. Однако, по словам Константина Этингофа, это только вершина айсберга, и все "знают, о чем идет речь, но никто об этом не говорит".
"Закон вступил в силу в июне этого года. И на сегодняшний день есть только один субъект, который недоволен этим законом, который предпринимает отчаянные усилия для того, чтобы его отменить – ОАО "Карельский окатыш". Надо об этом сказать прямо. На сегодняшний день наши коллеги из Костомукшского городского округа применили этот закон, применили эту норму для того, чтобы рассчитать арендную плату. Они это сделали в размере 1,9 миллиарда рублей. "Карельский окатыш" оказывал беспрецедентное давление на костомукшских депутатов. Но они выстояли. "Карельский окатыш" пошел в Арбитраж, 26 ноября начались процессы. Это процесс не "Карельского окатыша" против администрации Костомукши, это, по сути, "Карельский окатыш" против республики. Как показывает опыт, когда возникают такие иски, все органы государственной власти должны консолидировано выступать в поддержку интересов республики. Цена вопроса 1,9 миллиарда рублей, я подчеркиваю. Что нужно сделать, чтобы развалить этот процесс? Нужно отменить этот закон. Любым способом, с помощью любых средств. При помощи различных мифов и запугиваний о приходе матросов из Кронштадта и разгоне депутатов Законодательного собрания. Кто бы что ни говорил, что этот закон не будет рассматриваться в суде – это неправда <…> Я полагаю, что вот эти спонсоры от "Карельского окатыша" – ребята очень не постоянные, не надежные. Вчера они ушли из Карелии в Вологду, сегодня они ушли из Вологды в Ярославль, где они будут в период очередных выборов, никто не знает, а карельский народ останется, поэтому предлагаю поддержать проект Афанасьева", – рассказал Этингоф.
В общем, спор о поправках к закону перерос в экономическое противостояние между Карелией и бизнесменами, которые не желают пополнять бюджет региона. Что, скорее всего, не далеко от истины. Однако прокуратура все обвинения, связанные с Костомукшским ГОКом приняла почему-то на свой счет.
"Все выступления по поводу "Карельского окатыша", на мой взгляд, нужно рассматривать с точки зрения следующей – замечания на проект этого закона прокуратурой были направлены до принятия этого закона. О каких договоренностях с "Карельским окатышем" здесь идет речь? Я понимаю, что обвинения высказаны в адрес прокуратуры. Что необоснованно. Мы действуем независимо, мы осуществляем контроль в рамках федерального законодательства", – пояснила Суханова.
Что получилось в итоге? В итоге Законодательное собрание не смогло принять решение ни по одному из законопроектов, хотя голосовали дважды. Ни аргументы Этингофа, ни доводы Федичева не позволили склонить чашу весов в сторону одного из документов. Таким образом, Карелия остается с сырым законом о земельных отношениях и с представлением прокуратуры Карелии, которое так и не исполнено.
Борис Романов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание