Национальные интересы, видимо, не распространяются на объекты культурного наследия. В первую очередь – на исчезающие памятники деревянного зодчества. К такому невеселому заключению приходишь, когда видишь, как на протяжении последних десятилетий в России финансируются (вернее, не финансируются) работы по сохранению памятников, а также полностью отсутствет программа по подготовке реставраторов и программа помощи владельцам памятников. Особенно в этом смысле не везет памятникам культуры местного значения.
Год тому назад я по просьбе финского фонда Юминкеко приехал в рунопевческую деревню Панозеро, что в Кемском районе, чтобы помочь в работе фонда по сохранению и восстановлению деревенских домов, как объектов культурного наследия. Там начинали реставрацию дома Дементьева и приспособление его под сельский музей. Ильинская церковь с прохудившейся крышей не входила в планы работ фонда по причине того, что с министерством культуры Карелии, как мне объяснили, была некая договоренность, что фонд занимается частным сектором, а министерство – вновь выявленными памятниками. К тому же проект реставрации и смета на объект уже готовы. Я поинтересовался, когда же планируются работы на церкви? Ведь она с восстановленым шатром могла бы стать великолепной местной достопримечательностью, что немаловажно, например, для развития туризма. И тут оказалось, что есть непреодолимое препятствие – отсутствие хозяина. Клуб в «бывшей церкви» давно закрылся, а православная церковь не спешит принять ветхое здание под свое крыло. Единственный выход виделся в открытии в Панозере сельского прихода. Дескать, когда у храма появится хозяин, министерству будет с кем и о чем поговорить. Приход быстренько организовали, и не только на бумаге, но... ни в этом году, ни, боюсь, в будущем, денег на реставрацию здания церкви и даже на противоаварийные работы по ликвидации протечек выделено не было и не будет. А это равнозначно его смерти, как памятника материальной культуры, так как церковь попросту окончательно сгниет. В лучшем случае когда-нибудь на его месте поставят новодел, часовенку или памятный крест, как уже во многих местах повелось...
Весной этого года в Москве прошла Конференция по проблемам сохранения памятников деревянного зодчества «Возрождение деревянных храмов Русского Севера». Основным рефреном выступлений было, каким образом можно и нужно сотрудничать профессионалам с государством в деле сохранения исчезающего культурного наследия, как подвигнуть государство на активизацию этой работы. Очевидно, что необходимо принимать чрезвычайные, экстренные меры. Как сказал М.И.Мильчик, «мы являемся свидетелями надвигающейся национальной катастрофы – полного исчезновения в самое ближайшее время памятников русской традиционной деревянной архитектуры».
На конференции я и Андерш Хаслестат (Норвегия) говорили о том, как обстоит дело с сохранением культурного наследия у наших соседей в Финляндии и Норвегии. В этих странах только объекты национального значения реставрируются исключительно из государственного бюджета (в Финляндии их всего 200), а остальные, как правило, сохраняются совместными усилиями владельцев и государства. На церковные же объекты, как правило, у самой церкви есть достаточно средств, и только недействующие церкви охраняются государством.
![]() |
Частный амбар. Сейчас он не нужен хозяевам, но мог бы стать украшением любого музея под открытым небом |
То есть, частные лица, организации или муниципалитеты, в собственности которых находятся объекты, представляющие историко-культурную ценность для данного региона, получают финансовую и консультационную помощь от государства. В Финляндии такая финансовая помощь может идти из различных источников: по линии министерства образования и культуры, по линии министерства экономического развития или министерства сельского хозяйства, если речь идет, например, о сохранении исторических сельских ландшафтов и усадьб. Существуют также различные проекты сохранения наследия по линии ЕС и Министерства Северных стран.
В Норвегии в 2001 году была принята пятнадцатилетняя программа реставрации так называемых мачтовых церквей (stavkirke). В результате ее будут выполнены все необходимые, требующие высокой квалификации работы, чтобы затем передать памятники местным общинам или приходам в таком состоянии, когда местными силами нужно будет лишь обеспечивать регулярный уход.
Подобные долговременные программы есть и в Финляндии, например, для пяти из семи финских объектов всемирного наследия. В историческом деревянном квартале Старая Раума, где на 600 построек приходится около тысячи владельцев, уже отработан механизм оказания государственной помощи владельцам зданий на их ремонт и реставрацию. Сам процесс подачи заявок на оказание помощи максимально упрощен. Владельцу нужно предоставить оценочную стоимость предполагаемых ремонтных работ, указать номер банковского счета и подписать заявку. Архитектор-консультант реставрационного центра Старой Раумы заполняет необходимые данные заявления и также предоставляет приложения, где указываются технические данные постройки, строительная история и планы ремонтов на ближайшие годы.
Как правило, государственная помощь составляет 40% от стоимости работ, а при ремонте и реставрации старых хозяйственных построек доля государства может доходить и до 80%, чтобы стимулировать сохранение исторически ценных, но функционально мало привлекательных объектов общей застройки.
Для поддержания работ по сохранению и развитию Старой Раумы создан Фонд Старой Раумы, который осуществляет сбор средств на сохранение и развитие старого города, а также предлагает кредиты на ремонт исторических зданий по ставкам центрального банка.
Для любителей цифр сообщу, что в 2011 только по линии музейного ведомства Финляндии было выделено 1.489.000 евро дотаций на реставрацию и сохранение значимых историко-культурных объектов, находящихся в частной собственности. Из 445 поданных заявок было отобрано 164. Большая часть заявок касалась сохранения сельских усадеб и деревянных городских домов, единичные заявки касались исторических заводских кирпичных труб и ветряных мельниц, особую группу составили принадлежавшие ранее промышленным предприятиям и управлению железных дорог старые здания, перешедшие теперь в частные руки. Размеры дотаций варьировались от 400 евро на ремонт окон до 50.000 евро на ремонт кровли средневековой усадьбы.
Объекты Старой Раумы, тоже большей частью находящиеся в частной собственности, как принадлежащие всемирному наследию, шли по другому особому списку, но процедура отбора заявок почти такая же, и, как я уже отмечал, значительно облегчена, так как архитектурная служба там всегда на месте и готова оказать консультативную помощь. По отдельной статье финансируются работы по обследованию и документированию памятников, 150.000 евро на 2011 год.
При этом финны утверждают, что средств выделяется недостаточно, не в пример меньше, чем в других странах. Говорят, в нашем российском законодательстве пункты, касающиеся оказания помощи владельцам исторически значимых зданий тоже есть, вот только уже лет двадцать как не могут придумать механизм его реализации, и культурное наследие предается забвению, «проматывается наследниками», то есть нами с вами...
Сергей Куликов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание