Следующий год Карелии предстоит прожить с "кризисным" бюджетом. Законопроект главного финансового документа республики уже принят парламентом в первом чтении. Документ предполагает, что мы снизим расходы на 4 миллиарда рублей, а наш госдолг превысит предельно допустимое значение. Что ждет Карелию в 2015 году, на чем будет экономить регион, где взять дополнительные доходы, – эти вопросы мы задали директору Института экономики Карельского научного центра РАН Юрию Савельеву.
– Юрий Владимирович, после знакомства с бюджетом, парламентских обсуждений этого документа, как бы вы его охарактеризовали? Сможет ли бюджет 2015 года удовлетворить потребности Карелии?
– Бюджет следующего года можно охарактеризовать как кризисный. Об этом правительство и Законодательное собрание республики открыто говорят. Конечно, бюджет очень сложный и не позволяет удовлетворить всех потребностей Карелии. С другой стороны, нужно исходить из того, какие у нас есть финансовые возможности, а далее под эти возможности подстраивать потребности.
– А как мы сможем регулировать, сокращать долговые обязательства республики, которые к 1 ноября уже превысили 20,1 миллиарда рублей? И такой же размер госдолга прописан в бюджете-2015.
– Согласно Бюджетному Кодексу РФ размер государственного долга не должен превышать 100% от объема собственных доходов. В Республике Карелия на сегодняшний день размер госдолга уже превысил эту цифру. Да, если говорить про 2015-й год, то там госдолг планируется также в размере 20,1 миллиарда рублей. Если оценить его с точки зрения заложенных доходов, то, по сути, он должен составить 107,5% от собственных доходов, а значит, уже начинает превышать. То есть, мы выходим за границы предельно допустимых значений. И уже очевидно, что удержать госдолг в этих пределах в следующем году не получится. А, следовательно, можно ожидать его рост еще как минимум на 6 миллиардов рублей. В этом случае появляются определенные ограничения. Например, республика не сможет рассчитывать на привлечение на выгодных условиях различных бюджетных кредитов из вышестоящих уровней бюджетной системы.
– Из бюджета Российской Федерации?
– Да. А если и сможем, то будем вынуждены подписать соглашение, в соответствии с которым примем на себя обязательства вывести размер госдолга либо на уровень предельно допустимого, либо ниже. В любом случае, возможности для привлечения внешних бюджетных ссуд из бюджетов других уровней существенно ограничиваются.
![]() |
– Это как-то отразится на возможности заимствования из коммерческих банков?
– Скорее, нет. На заимствованиях может отразиться снижение кредитного рейтинга Карелии. Если мы говорим о государственном долге, то может быть всего четыре источника его финансирования: кредиты банков, кредиты бюджетов других уровней (они, как правило, даются под гораздо меньшие проценты), размещение государственных ценных бумаг и государственные гарантии. Последние закладываются на реализацию инвестиционных проектов. И если не наступает страховой случай, когда нарушаются обязательства перед кредитором, то эти деньги возвращаются в бюджет.
На сегодняшний день, поскольку мы имеем существенные ограничения по привлечению бюджетных кредитов из-за того, что превысили предельно допустимый уровень госдолга, остаются только два источника долгового финансирования (госгарантии не в счет – их всего немногим более 400 миллионов и они погоды не делают): кредиты коммерческих банков и размещение государственных ценных бумаг. Но это инструменты дорогие, так как требуют дополнительных трат из бюджета на их обслуживание – оплату процентов, эмиссию и размещение ценных бумаг и т.д. А гасить государственный долг необходимо.
Таким образом, сейчас в бюджете сложился системный кризис, из которого выходить достаточно сложно. Мы анализировали эту ситуацию. Получается, чтобы покрыть обязательства бюджета, правительство вынуждено будет занимать средства в банках и размещать государственные бумаги, и таким образом, увеличивать свой госдолг. Но при этом правительство принимает на себя обязательства снизить госдолг, чтобы была возможность привлечь бюджетные кредиты. Замкнутый круг получается: нам нужны деньги, чтобы покрыть обязательства, но занимая средства, мы опять выходим за предельно допустимые размеры госдолга. Тут только два инструмента нам могут помочь – либо сокращать расходы, либо увеличивать доходы. Причем существенно. Но второе быстро не сделать. Нужно увеличивать налогооблагаемую базу и налоговый потенциал. За один-два года не получится. Даже если прямо сегодня запустить десяток-другой инвестпроектов, то они начнут генерировать первые доходы не ранее, чем через 3-4 года.
– Сегодня эксперты, депутаты карельского парламента жесткой критике подвергли именно доходную часть бюджета. В частности, в 2015 году от продажи госимущества и земли планируется выручить, по словам депутатов, лишь 1 миллион рублей. Как это воспринимать? У нас есть инструменты, чтобы увеличить доходную часть, не привлекая кредиты из Москвы?
– Тут очень сложно говорить. Потому что ситуация стремительно меняется. И прогнозировать в этой сфере – неблагодарное занятие. Мы не можем даже с высокой достоверностью спрогнозировать, как будет изменяться количество убыточных предприятий и их прибыль. Мы не можем сказать, в какую сторону повернутся экономические санкции, как дальше поведет себя рубль. Единственно, если попытаться проанализировать прибыль предприятий, то очевидно, что сегодня не следует ожидать ее увеличения в 2015 году. Естественно, что она будет снижаться в таких неопределенных условиях.
![]() |
– Как сильно снизится этот объем?
– Могу предположить, что в 2015 году прибыль может снизиться на 10%. Следовательно, поступления от налога на прибыль тоже. Снизится и объем поступлений по НДФЛ. Сейчас произошло существенное снижение реальных денежных доходов населения. По сути дела, в результате быстрой инфляции и девальвации рубля, население активно аннулирует депозиты в банках. Снижается уровень накоплений, и уровень жизни, снижаются доходы. Можно ожидать снижения поступлений от НДФЛ на 6-8%. Снижение акцизов может произойти из-за снижения объемов реализации подакцизных товаров.
Ожидаем, что снизятся и поступления налога на добычу полезных ископаемых. Сложная ситуация в горнопромышленном комплексе сформировалась во многом благодаря внешним обстоятельствам. РЖД ввели новую методику расчетов перевозки грузов по фактическому расстоянию, а не по кратчайшему, как было ранее. Таким образом, они поставили на грань рентабельности многие горнопромышленные предприятия Карелии. Если по итогам этого года предприятия еще показывают положительный индекс промышленного производства и доходов, то это происходит, скорее всего, за счет запасов готовой продукции. Со следующего года затраты существенно возрастут, и можно ожидать сокращения добычи. Отсюда будет и снижение доходов и собираемости налогов.
Что касается планируемой выручки в 1 миллион рублей от приватизации госимущества – это крайне низкие показатели. Несмотря на то, что чиновники часто ссылаются на низкую привлекательность земли и недвижимости в Карелии. Конечно, при определенных усилиях можно увеличить объем реализации имущества и земли, по крайней мере, в несколько раз, Но с другой стороны, тут есть и естественные ограничения. Например, если мы говорим о приватизации земельных участков, то часто упирается все в их неподготовленность как инвестиционных площадок. Сегодня есть земельные участки, которые являются потенциальными инвестплощадками, но не могут быть реализованы по высокой стоимости, поскольку там нет подъездных путей, нет подвода электроэнергии и воды, не завершена подготовка кадастровых паспортов и т.д. Это то направление, в котором можно сейчас наиболее активно работать. И прежде всего, создать реестр таких объектов недвижимости.
– Есть какие-то другие направления для увеличения доходной части бюджета?
– По другим направлениям, честно говоря, сложно что-то решать в течение года, и я не вижу возможностей компенсировать все выпадающие доходы только за счет мобилизации внутренних ресурсов. Судите сами, у нас в 2015 году снижение доходов по сравнению с 2014-м на 4 миллиарда рублей. Это огромная сумма для Республики Карелия. Эта сумма почти в 2 раза превышает объем выпадающих доходов, которых мы лишились за счет ухода наших предприятий в консолидированные группы налогоплательщиков. Чем компенсировать? Сейчас нечем. Мина под сегодняшний бюджет была заложена еще 5-10 лет назад. Это все нереализованные инвестиционные проекты и не построенные предприятия, которые нужно было создавать для увеличения налогового потенциала. Плохую службу сыграли внешние факторы: опережающий рост транспортных и энергетических тарифов. Много средств требуется на выполнение "майских указов" президента – от этого никуда не деться, их нужно выполнять. Другое дело, что они практически не обеспечены финансово со стороны федерального бюджета.
![]() |
– Тогда закономерный вопрос – что делать? Или Карелии уже не выкарабкаться из этой финансовой ямы?
– Нужно искать альтернативные источники, например, та же приватизация. Нужно разбираться с вопросами налогового администрирования и выявления фактов нарушений налогового законодательства. Я согласен со многими депутатами, которые ставят вопрос, почему у нас множество горнодобывающих предприятий платят копейки транспортного налога. Потому что они работают на условиях аутсорсинга. Например, тяжелый грузовой автотранспорт находится в собственности у частных лиц, которые сдают его в аренду. А предприятия часть доходов списывают на затраты, снижая в результате и налог на прибыль. А собственниками транспорта, часто являются сотрудники предприятия и его руководители.
Кроме того, есть вопросы к лесопользователям. Сегодня большая часть их – убыточна. Но простой вопрос: как может компания работать, из года в год показывая убытки, но при этом еще и получать бюджетные субсидии и выигрывать конкурсы на распределение лесфонда? Это вообще нонсенс с экономической точки зрения. Нужно разбираться с конкретными случаями, усиливать налоговое администрирование. Здесь уже работа для правоохранительных органов, антимонопольной службы, налоговиков.
– В бюджете-2015 на 2,9 миллиарда рублей снижен размер межбюджетных трансфертов районам Карелии на выполнение своих полномочий. К чему это приведет на периферии?
– Для районов это космические суммы. Для района размер трансферта в 100-150 миллионов рублей позволяет решить проблемы, которые район не решит за счет собственных средств. А других выходов, на самом деле, я здесь не вижу. Потому что у нас в условиях выполнения "майских указов", на погашение текущих обязательств в социальной сфере уходит основная часть средств. Получается что, с одной стороны, мы преследуем благую цель, индексируя зарплаты бюджетникам, но, с другой стороны – это деньги, которые мы отвлекаем от решения проблем обустройства и развития территории. В результате территория начинает деградировать. Более того, те средства, которые мы направляем на повышение заработной платы и социальную поддержку, в долгосрочном плане, тоже себя не оправдывают. Человек, который будет получать нормальную заработную плату, но при этом, жить в поселке, где закрываются детские сады, школы, отсутствуют нормальные жилищно-коммунальные условия, естественно, будет принимать решение уезжать.
– Но федеральные СМИ уже пишут, что в 2015 году действие "майских указов" будет приостановлено, и индексации зарплат бюджетникам пока не будет. Это в финансовом плане как-то облегчит бюджет?
– В условиях такой инфляции, в условиях таких скачков рубля, понятно, что отсутствие индексации зарплаты скажется на уровне жизни бюджетников, и на поступлениях в бюджет. Потому что снизятся денежные доходы. Уже сейчас мы видим деградацию структуры потребления со стороны населения. Люди сегодня начинают делать упор на приобретении продуктов питания, а не дорогостоящих товаров длительного пользования. При изменении структуры потребления меняется структура и объемы налоговых платежей. В среднесрочной перспективе это скажется опять же на бюджете. Выигрыш тут будет краткосрочный. В результате такого снижения ситуация в следующем году только ухудшится.
Есть и опасность, когда мы сокращаем расходы на социальную сферу. Здравоохранение, образование и культура – это те сферы, которые создают условия жизнедеятельности на территории. Мы очень часто поступаемся этими средствами, особенно, что касается образования и культуры. Но мы должны понимать, что человек, проживая где-то в поселке, работая и получая зарплату, он все равно уедет из поселка, если там не будет нормальных условий для того же самого досуга. Здесь все взаимосвязано. Решая тактические задачи, мы упускаем стратегические. Здесь и заключается основная опасность разбалансированности бюджета.
Беседовал Роман Баландин
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание