Политолог Анатолий Цыганков по итогам кадровых перестановок в правительстве задал Худилайнену неудобные вопросы.
![]() |
Александр Худилайнен |
Некоторые кадровые перемены в правительстве Карелии вызывают недоумение и вопросы
Кажется, это уже третье по счёту масштабное кадровое поновление правительства Худилайнена. В самом факте подобных преобразований нет ничего удивительного, поскольку меняются управленческие задачи, а под них подыскиваются и новые специалисты. В нашем случае обращает на себя внимание лишь то обстоятельство, что давно обсуждаемые – и подготавливаемые – кадровые замещения произошли после того как глава Карелии побывал на приёме у президента страны В. Путина. И это надо понимать так, что получив положительную оценку своей деятельности на губернаторском посту (возникали сомнения?) А. Худилайнен взялся перелицовывать правительственную команду. С точки зрения персонального обновления мало новых лиц возникло, преимущественно с одного на другое место пересадили госслужащих, но пару реорганизационных эпизодов стоит заметить и обсудить. Они более всего и не понятны.
Что высевают?
Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Карелии с 2009 г. возглавлял Григорий Мануйлов. Если оценивать динамику развития агропромышленной отрасли за время его руководство министерством, то совершенно очевидно, что экономические показатели хуже не стали, напротив, фиксировался даже некоторый рост отчётных показателей. И если, например, говорить о кризисных точках в экономике республики, то это скорее будет лесопромышленный комплекс, а не сельскохозяйственный. Потому и не ясно: почему министр Г. Мануйлов стал нехорош как руководитель, а ряд его коллег, где в отраслях которыми они рулят ситуация гораздо хуже обстоит, остаются на прежних должностях? То есть финансово-экономической целесообразностью сложно произошедшую отставку объяснить. Значит, надо искать какие-то другие причины.
![]() |
Григорий Мануйлов |
Главный мотив для удаления Г. Мануйлова с министерской должности, который сегодня довольно активно обсуждается в стенах правительства, – это желание А. Худилайнена, а ещё больше, как проговариваются некоторые, его первого заместителя по экономике О. Громова, поставить на руководящее место абсолютно доверенного им человека. Было бы наивно утверждать, что прежний министр сельского хозяйства Мануйлов мог возражать управленческим решениям, принимаемым в кабинетах Громова и Худилайнена, но он всё же оставался небезопасным каналом коммуникации. В силу должностных полномочий слишком много знал человек. И судя по тому, что губернатор демонстрирует неуёмное желание как можно скорее подыскать всем сельскохозяйственным предприятиям Карелии, пока ещё государством контролируемых, новых частных собственников, то возможно медленное развитие при министре Мануйлове именно этих процессов и становится нетерпимым для заказчиков имущественных "преобразований".
План правительственной приватизации, касающийся четырёх совхозов республики, из которых специалисты лишь один относят к числу экономически неэффективных, вызывает массу вопросов. Главный из них: почему столь дорогостоящий имущественный актив государства (орудия и предмет труда) по столь смешной цене, практически бросовой, правительство жаждет продать коммерсантам? Напомним, что в программе приватизации четыре совхоза вкупе с одним хлебозаводом в сумме оцениваются в 167 миллионов рублей, эти деньги правительство Худилайнена желает выручить от их продажи.
![]() |
Всеволод Телицын |
Новый министр сельского хозяйства Карелии В. Телицын вряд ли станет сомневаться в разумности подобных сделок. Возможно, его и садят на должность, чтобы процесс приватизации прошёл как можно быстрее. Разумеется, это не утверждение, а лишь допущение. Можно было бы поверить в управленческий талант нового министра, если б на прежней своей работе бывший теперь генеральный директор ОАО "Корпорация развития Республики Карелия", с 2012 года возглавлявший данное предприятие, доказал свою эффективность. О достижениях корпорации говорить не приходится, потому что их нет. За почти пять лет нахождения в должности гендиректора ничего не сделано В. Телицыным, что бы обнаружило инвестиционный бум в Карелии (ради поиска инвестиций и создавалась ведь корпорация). Не станем спорить, у человека есть набор прошлых мест служб, позволяющих ему возглавить министерство сельского хозяйства, но за всё время своего пребывания в Карелии, куда Телицын был приглашён губернатором Худилайненым, он своей профессиональной успешности не доказал даже на малом участке работы. Тогда почему Худилайнен с Громовым решили, что ему по плечу целая отрасль? Что они от него ждут?
За кем контроль?
Второй загадкой от Худилайнена следует назвать учреждение нового государственного контрольного комитета. Оставим за скобками фигуру специалиста, посаженного на руководство данным комитетом, возможно В. Галкин, вчера являвший заместителем министра юстиции Карелии, и в самом деле классный аппаратный работник и толковый юрист. С возникшим комитетом в принципе ничего не ясно: для чего он создаётся?
![]() |
Виталий Галкин/фото: petrozavodsk.rfn.ru |
Губернатор, формулируя задачи, которые он ставит перед вновь образуемым комитетом, сообщил, что этот контрольный орган призван бороться с коррупцией, вникая в фискальные и имущественные дела, где представлено государство. Новый орган власти – а это в самом деле "орган власти"? – по словам А. Худилайнена должен стать (цитируем его выступление на заседании правительства) "надёжным заслоном от коррупции", ему отводятся полномочия контроля за расходованием бюджетных средств, за использованием муниципального имущества и даже пригляд за земельными сделками. Губернатор сообщил, что у нового комитета будут очень широкие полномочия, но это, оговорился он, не карательный орган, а тот который станет помогать руководству республики бороться с коррупционными явлениями.
При том что государство, напомним, уже имеет достаточное число контролирующих и надзорных органов, создавать им в помощь за республиканский бюджетный счёт ещё один контрольный институт с широкими надзорными полномочиями, как минимум странно.
Зададимся самым безобидным вопросом: в бюджете Карелии заложены денежные средства на текущий год для функционирования государственного контрольного комитета? Не трудно догадаться, что ответ будет отрицательным. Бюджет еще осенью прошлого года был свёрстан и утверждён. Следовательно, деньги на существование его работников – а, видимо, предполагается, что в комитете возглавляемым В. Галкиным будут работать и другие сотрудники кроме него самого – в республиканском бюджете 2015 года не заложены. Значит их нужно с кого-то снять, чтобы новому госкомитету отдать. Всё иное будет нарушением финансовой дисциплины, с чем призван бороться контрольный комитет.
Ещё один вопрос: зачем создавать дублирующие органы в республике, если вполне дееспособны в Карелии прокуратура, следственный комитет, налоговые органы, ФСБ и т.п.? Все те задачи, которые А. Худилайнен ставит перед республиканским контрольным комитетом вполне успешно выполняют перечисленные выше силовые органы. Более того, у них в отличие от госкомитета во главе с Галкиным есть именно карательные полномочия (закон им то позволяет). А что будет делать республиканский контрольный комитет? Собирать информацию, присматривая за сотрудниками республиканской исполнительной власти? Если – да, то для чего, коли дальнейшая работа с подобной информацией в обход всех иных силовых органов будет квалифицироваться нарушением закона? А желание Худилайнена, чтобы республиканский контрольный комитет вмешивался в работу местного самоуправления (отслеживал как на муниципальном уровне распоряжаются имуществом и даже землёй) и вообще незаконно и надзорные органы от имени государства обязательно предупредят об этом В. Галкина (о превышении должностных полномочий). И если В. Галкин действительно опытный юрист, то он сам не позволит себе нарушать федеральное законодательство.
И совсем уж простым вопросом зададимся: каким образом увеличение числа структур исполнительной власти согласуется с установкой федерального центра на сокращение бюджетных расходов на аппарат управления, его оптимизацию? Или те самые 10 процентов зарплатной экономии, полученные от всего состава правительства, пущены будут на содержание комитета во главе с В. Галкиным?
И мы задали отнюдь не все возникающие вопросы в связи с учреждением контрольного комитета. А самое главное тут: нет никакой ясности о практической пользе от подобного утяжеления региональной власти.
Не исключено, что если не ответить внятно на сформулированные вопросы, то может лучше и отложить воплощение задуманного.
Анатолий Цыганков
Источник: politika-karelia.ru
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание