Любишь кататься – купи троллейбус

Аналитика. Капитал
14:33, 04 Апреля 2006

Депутаты Петрозаводского горсовета заглянули «внутрь» тарифа на проезд в городском общественном транспорте, с 1 февраля установленного ОАО « Троллейбусное управление», и выяснили немало любопытного.

Оказалось, что новые автобусы и троллейбусы покупаются отнюдь не на деньги инвестора, получившего в свое распоряжение все имущество муниципального предприятия, каковым до недавнего времени являлось Троллейбусное управление. Их приобретение, сами того, не ведая, оплачивают жители карельской столицы. Более того, депутаты подозревают, что в тарифы заложены не только прямые расходы на покупку машин, но и некоторые другие, о которых молчат и инвестор, и городская власть.

Чтобы было на кого кивнуть, если что

На прошлой неделе руководство ОАО «Троллейбусное управление» вместе с чиновниками петрозаводской мэрии предприняли попытку легализовать восьмирублевый тариф на проезд в автобусах и троллейбусах.

Этот тариф был установлен руководством предприятия самостоятельно два месяца назад, и вот сейчас депутатам Горсовета было предложено официально утвердить повышение цен. Факт обращения к депутатам сам по себе примечателен. С тех пор, как МУП «Троллейбусное управление» стало частным предприятием (в прошлом году решением городских властей без конкурса ТУ было передано ООО «Русские автобусы»), оно может устанавливать такие цены на проезд, какие захочет, и никакая власть ему не указ. Точно также, как это делают многочисленные частные перевозчики-«маршруточники». Тем не менее, руководство ОАО «ТУ» сочло необходимым согласовать повышение цен на проезд с депутатами. К чему был предпринят этот, казалось бы, лишний шаг?

Депутаты заподозрили, что под благовидным предлогом  «посоветоваться с горсоветом», причем, задним числом, скрывается неблаговидная цель: переложить ответственность за повышение цен на проезд  с руководства предприятия на Петросовет. Для того, чтобы потом с чистой совестью кивать на депутатов: это они, а не мы утвердили цены на билеты в размере восьми рублей. За утверждение повышенных цен на проезд проголосовали только шесть представителей депутатского корпуса. Все остальные депутаты, изучив составляющие тарифа, отказались «узаконить» рост цен на проезд в общественном транспорте.

Тем не менее, цена на проезд в автобусах и троллейбусах  останется на уровне 8 рублей. Льготники тоже будут платить на 2 рубля дороже. От Петросовета теперь ничего не зависит – мэрия отдала предприятие коммерческой фирме.

Инвесторы с пенсионными удостоверениями

Убеждая депутатов легализовать повышение цен на проезд в общественном транспорте, Андрей Афанасьев, директор ОАО «Троллейбусное управление», ссылался на результаты независимого аудиторского исследования, в котором названа себестоимость проезда: в троллейбусе 8 рублей 04 копейки, в автобусе – 9 рублей 20 копеек. Он уверял депутатов, что при такой себестоимости возить пассажиров за шесть рублей, как раньше, нет никакой возможности, повышение цены – настоятельная необходимость. При этом текста документа депутатскому корпусу предоставлено не было, предлагалось поверить на слово. Однако депутаты сумели получить документ и при внимательном его изучении открыли немало любопытного. Главное же в нем  - то, что в тарифы на проезд в автобусах и троллейбусах заложены расходы на покупку в лизинг новых машин и аренду. То есть то, что обещал купить инвестор, когда взял в свои руки транспортное предприятие, на самом деле покупают жители Петрозаводска, приобретая билеты. Если бы расходы на пополнение парка машин не были заложены в цену билета для населения, проезд стоил бы на рубль дешевле, не 8, а 7 рублей – посчитали депутаты.

«Администрация Петрозаводска раздает муниципальную собственность, заявляя, что обменивает ее на инвестиции, а что же мы видим на самом деле? Новые машины покупаются на средства населения города. Учитывая, что в автобусах и троллейбусах ОАО «Троллейбусное управление» ездят, в основном, пенсионеры, получается, что именно они и являются инвесторами этого частного предприятия. Если мы сейчас согласуем предложение директора ОАО «Троллейбусное управление» о повышении цен, мы узаконим петрозаводских стариков в роли инвесторов», - говорил на сессии Петросовета депутат Иван Петров.

С пассажиров возьмут в два раза больше?

Поневоле ставшие инвесторами жители Петрозаводска должны выложить из своих кошельков почти 50 миллионов рублей за покупку новой техники. Эта информация показалась депутатам весьма странной.

На прямой вопрос депутата Ларисы Ждановой, какова была сумма инвестиций в троллейбусный парк, ответчики долго мялись, пока откуда-то сбоку не прозвучала цифра: 25 миллионов. Ее никто не опровергал. «Но в общей сложности, плата за аренду и за лизинг составляет порядка 50 миллионов по году, - не унималась Жданова. – Это что же получается? 25 миллионов вложили, в конце года их себе вернули, а куда ушли еще 25 миллионов?» На этот вопрос внятного ответа получено не было. Говорилось о каких-то лизинговых фирмах, через которые покупался транспорт.

Если акционерное общество «Троллейбусное управление» и петрозаводская мэрия не представит иного объяснения, то получается странная история про инвесторов. В начале года они вложили 25 миллионов, в конце года получили 50? 100 процентов прибыли и никаких рисков, потому что предприятие уже в аренде у тебя самого?  Или все было по-другому - троллейбусы купили в два раза дороже их стоимости и эта «наценка» осталась в лизинговой фирме? Тогда очень повезло лизинговой фирме и тому, видимо, кто ее выбрал среди таких же фирм. Но, может, все было как-то иначе? Увы – депутатам пока толком никто ничего не рассказал.

Еще одна странность: часть автобусов почему-то куплена МУП «Автоспецтранс», которое занимается вывозом мусора, а не пассажирскими перевозками. Для совершения такой покупки администрация города, по словам депутата Петрова, даже изменила устав предприятия. И теперь «Автоспецтранс» сдает эти автобусы в аренду ОАО «Троллейбусное управление», а расходы по аренде также заложены в стоимость билета.

Странные схемы покупки автобусов и троллейбусов,  малопонятные цифры навели депутатский корпус на нехорошие подозрения – с какой целью совершаются все эти манипуляции?  Депутаты намерены потребовать подробных разъяснений от руководства ОАО «Троллейбусное управление» и администрации Петрозаводска, передавшей его в частные руки и, получив их, обратиться в прокуратуру с просьбой дать оценку действиям городских властей и приведенных ими инвесторов.

Анна Мельникова

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Аналитика

12.06.2025 18:35
Тема недели
Парламентарии Карелии призвали не допустить роста задолженности Олонецкого молочного комбината перед государственными совхозами и сохранить коллектив предприятия.

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение