Карельские чиновники рассчитывают возобновить строительство Белопорожской ГЭС на реке Кемь с помощью чешских инвестиций. Ученые снова бьют тревогу за судьбу старинной деревни Панозеро, которой грозит затопление.
|
После того, как в прошлом году королева Испании София вручила карельской деревне Панозеро престижную медаль Европейской федерации частных ассоциаций по охране художественных, природных и исторических памятников и достопримечательностей Europa Nostra, многие в республике были уверены, что в борьбе за спасение исторического поселения поставлена точка. С середины 90-х гг. прошлого столетия к Панозеру было приковано внимание целого ряда российских и международных культурных организаций, обеспокоенных судьбой уникального памятника деревянной архитектуры, который оказался в планируемой зоне затопления Белопорожской ГЭС. Достаточно сказать, что такой влиятельный фонд, как World Monuments Watch, дважды включал старинную деревню в список ста памятников мировой культуры, находящихся под угрозой разрушения. К счастью для защитников Панозера, неоднократные попытки республиканских властей найти инвестора для возобновления "замороженных" работ по возведению гидроэлектростанции не увенчались успехом, на одном из заседаний местного правительства министр экономического развития Карелии Михаил Юринов был вынужден назвать Белопорожскую ГЭС в числе тех проектов, которые навряд ли будут реализованы в ближайшее время.
За годы противостояния между сторонниками и противниками строительства гидроэлектростанции в деревне Панозеро началась реставрация исторических зданий, которую активно поддерживал финляндский культурный фонд Juminkeko. На привлеченные фондом средства были организованы плотницкие курсы для местного населения и приобретена пилорама, которая позволила жителям деревни не только выпускать материалы для ремонта своих деревянных построек, но и возобновить изготовление домашней утвари и лодок. Кроме того, финны поставили в Панозеро станки для возрождения традиционного ткацкого производства.
Все это способствовало не только международному признанию усилий по сохранению старинной карельской деревни - а медаль Europa Nostra стала первой наградой, которая была присуждена этой европейской организацией российскому памятнику наряду с Акропольским холмом в Афинах - но и изменению настроения самих жителей Панозера. Если в 90-х гг. некоторые из них были готовы бросить свои дома и переселиться в обещанное энергетиками жилье в поселке Кривой Порог, то в 2003 году практически все панозерцы поставили подписи под обращением к президенту России Владимиру Путину с просьбой уберечь их деревню от затопления.
Тем не менее, это не помешало руководству карельского комитета по энергетике и регулированию тарифов вновь поднять вопрос о возобновлении строительства Белопорожской ГЭС при обсуждении протокола о намерениях в сфере развития мощностей электроэнергетики, который в ближайшее время должны подписать республиканское правительство и чешский энергетический концерн CEZ Group. Крупнейшая государственная энергетическая компания Чехии выразила готовность вложить в возведение электростанций на территории Карелии до 400 миллионов евро, и комитет по энергетике и тарифам тут же внес предложение включить в документ строительство Белопорожской и Сегозерской ГЭС, мощность которых должна составить 130 и 24 мегаватта соответственно. Между тем, стоит напомнить, что еще в 1998 году группа международных экспертов, изучавших в рамках проекта ТАСИС перспективы использования энергоресурсов Карелии, признала развитие гидроэнергетики в республике коммерчески невыгодным. Неслучайно, Белопорожская ГЭС не попала ни в одну государственную энергетическую программу.
Как утверждает председатель республиканского комитета по энергетике Юрий Ахтарин, гидростроительные работы на реке Кемь необходимо завершить, поскольку в них уже вложен значительный объем финансовых средств (подготовительный этап строительства Белопорожской ГЭС обошелся в 24,6 миллиона долларов США, это примерно 17 процентов необходимых капиталовложений, а полностью проект оценивается более чем в 130 миллионов долларов).
"Это готовый проект, и чем дольше мы затягиваем строительство, тем труднее будет его реализовать", - подчеркнул Ахтарин. При этом, руководитель правительственного комитета признал, что гидроэлектростанция мощностью 130 мегаватт не сможет решить проблему энергодефицита региона, но ее появление будет способствовать развитию экономики на севере республики.
Интересно, что в своем отношении к проблеме сохранения исторической деревни Панозеро карельский чиновник остался верен собственным убеждениям десятилетней давности и вновь заявил, что представляющие художественную ценность деревянные постройки необходимо перенести на другое место, а местных жителей переселить из зоны затопления, хотя даже президент Ассоциации строителей России Николай Кошман в своем прошлогоднем письме к полномочному представителю президента РФ в Северо-западном федеральном округе Илье Клебанову сравнил такой подход с культурным геноцидом.
В отличие от своего коллеги по республиканскому правительству Юрия Ахтарина министр культуры Карелии Галина Брун высказалась за сохранение деревни Панозеро на ее историческом месте и выразила надежду, что в случае принятия решения о возобновлении гидростроительных работ, замороженных в 90-е гг., их инициаторы разработают проект, который бы исключал затопление деревни. Галина Брун особо отметила, что Панозеро является единственным памятником такого значения на севере республики, и карельское министерство культуры предпримет все необходимые усилия по его спасению.
Очередная попытка представителей республиканской власти поднять вопрос о возобновлении строительства Белопорожской ГЭС не могла не вызвать возмущения известного карельского исследователя деревянного зодчества, академика Российской Академии архитектуры и строительных наук Вячеслава Орфинского, который много лет отдал изучению и спасению культурного наследия Панозера.
"Меня пугает отсутствие последовательности в действиях республиканского правительства, которое с одной стороны поддерживает сохранение исторической деревни Панозеро, а с другой снова ищет возможность возобновить строительство Белопорожской ГЭС, которое приведет к гибели деревни. Последовательность есть только в действиях нынешнего руководителя Госкомитета Карелии по энергетике Юрия Ахтарина, который на протяжении всей борьбы вокруг проекта строительства Белопорожской ГЭС вынашивал абсурдную идею спасения памятника культуры переселением жителей деревни в поселок Кривой Порог. Очередная попытка возобновить эту дискуссию приведет лишь к новым тратам времени и сил, которые можно было бы направить на возрождение деревни. Мы опять будем искать новые аргументы и переливать воду из пустого в порожнее, потому что строить Белопорожскую ГЭС и пытаться при этом сохранить уникальную деревню - задача бесперспективная. Я бы очень хотел, чтобы правая рука карельского правительства знала, что делает левая", - сказал ученый.
Вячеслав Орфинский весьма скептически отнесся и к идее возведения дамбы, которая бы позволила избежать затопления старинной карельской деревни при строительстве Белопорожской ГЭС. По мнению академика, окружение Панозера искусственным защитным сооружением станет глумлением над уникальной архитектурной средой деревни.
В начале мая проект протокола о намерениях между правительством Карелии и чешским концерном CEZ Group получил одобрение республиканского министерства строительства и был направлен карельскому руководству. До сих пор никто из местных чиновников не высказался против включения Белопорожской ГЭС в текст документа, хотя строительство этого объекта способно нанести серьезный удар по имиджу республики в глазах российских и международных культурных организаций. По всей видимости, члены карельского кабинета министров ждут, что глава региона Сергей Катанандов возьмет на себя ответственность за судьбу уникального памятника архитектуры.
Валерий Поташов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание