Путешественник, организатор мировых соревнований на собачьих упряжках Виктор Симонов о потерянной гонке, покорении Арктики и гурмане Федоре Конюхове.
В этом году Карелия потеряла знаменитую гонку на собачьих упряжках "По земле Сампо". Ее организатор, путешественник-полярник Виктор Симонов, сумевший добиться, чтобы соревнования с 2013 года получили статус этапа Кубка мира, в 2018 году заявил, что он не видит заинтересованности правительства в проведении этого мероприятия в Карелии. Оргкомитет по подготовке к гонке "По земле Сампо-2019" потерпел фиаско - Международная федерация ездового спорта отказала Карелии в проведении этапа Кубка мира. Но в Минспорта тогда заверили, что соревнования обязательно пройдут в год столетия республики. Приближаются новогодние праздники, после которых в Петрозаводск съезжались спортсмены со своими четвероногими со всего мира, но о подготовке к гонке сегодня никто даже не упоминает. Чтобы узнать о дальнейшей судьбе одних из самых ярких зимних соревнований в Карелии и других проектах путешественника, "Столица на Онего" поговорила с Виктором Симоновым.
- Виктор Альбертович, многие туроператоры до сих пор рассчитывают, что гонка "По земле Сампо" в 2020 году состоится. Они готовы формировать группы. И петрозаводчане ждут возможности устроить очередную фотосессию с хасками. А Вы, как идеолог гонки, чем обнадежите?
- Туроператоры мне звонят, интересуются датами гонки, но я всех разочаровываю: соревнований не будет и в 2020 году. Я уже два года назад сказал, что это были мои последние гонки. Проводить состязание так, как мы проводили, я больше не хочу. Нужна систематическая полноценная работа в течение всего года. Необходимо готовить землю, инфраструктуру, чтобы проводить серьезные соревнования. И это был серьезный бренд не только нашей республики, но и России. Собачьи упряжки – не традиционный для Карелии способ передвижения. Мы начали его развивать в 2009 году. Сейчас, спустя 10 лет, Карелия четко ассоциируется с местом, где можно покататься на собаках. Для развития таких направлений спорта и туризма нужна заинтересованность представителей власти. Именно об этом шла речь на форсайт-сессии по экологическому туризму. Мнение экспертов АСИ звучало на сессии однозначно: регион должен организовывать туристический поток, а бизнес - формировать инфраструктуру для реализации. В случае с гонкой "По земле Сампо" этот тандем был, к сожалению, разрушен.
Последняя гонка была проведена не благодаря, а вопреки. Хотя нашу гонку считали одной из лучших в России. Удалось поднять мероприятие на довольно высокий уровень. Но когда международные специалисты каждый год делают одни и те же замечания, касающиеся туалетов и трассы, а мы ничего не можем исправить, это тяжело. Устал воевать из-за трассы. У нас идеальная для гонок на собачьих упряжках трасса "Фонтаны". Неужели сложно закрыть ее во время соревнований на два дня? В Петрозаводске есть места, где можно на лыжах покататься. То же самое и с Курганом. Ради этапа Кубка мира можно перенести республиканские соревнования, тренировки на другое время. Но все тщетно. Чиновники боялись, что люди будут недовольны. А как проходит ежегодная гонка на собачьих упряжках Айдитарод на Аляске, когда центр города закрывают? А как в Москве организуют марафон, когда в центре кольцо в 40 км отдают бегунам? Понятно, что есть недовольные жители, им неудобно, но соревнования проводятся. Там понимают, что это действительно знаковые спортивные события, а у нас нет.
- Значит, Карелия окончательно потеряла гонку на собачьих упряжках?
- Пока потеряли. Для меня важно получать удовлетворение от того, что ты делаешь. А когда из года в год наступаешь на одни и те же грабли, когда о развитии гонки нет и речи, мне это перестает быть интересным. Возможно, кто-то поднимет флаг, но это буду не я. У меня есть новый проект, который занимает много времени.
- И чем же Вы теперь заняты?
- Мы создали Арктический центр. Занимаемся организацией экспедицией разного уровня сложности, исследовательской, апробационной работой, обучением, поскольку кадров для Арктики сегодня никто не готовит. В ближайших планах – в феврале планируем пересечь Берингов пролив, поведу экспедицию на лыжах. Это коммерческий проект. Кроме того, хотим на мотособаках отправиться на Северный полюс. В Москве познакомился с байкером, который загорелся этой идеей. До нас никто таких экспедиций не проводил. Думаю, что в такой поход отправимся позже и с арктическими бригадами Минобороны России. Мы взаимодействуем с министерством. Каждый год проводим по несколько экспедиций с арктической бригадой, которая находится в Мурманской области. Военные приезжают на обучение в Матросы, где у нас располагается питомник ездовых собак. Весной привезли еще 26 собак с Чукотки. Готовим их к путешествиям. Всего же в питомнике сейчас находятся 90 собак, которые тренируются специально для экспедиционной деятельности – пересечение длинных расстояний более 1 000 км. Держим, в основном, чукотских ездовых, но у нас есть и сибирские хаски, и таймырские ездовые, аляскинский маламут, самоедские собаки. Принципиально разный подход к содержанию собак. Рабочая собака должна быть приспособлена к морозам Крайнего Севера, должна уметь выжить в сложных экспедиционных условиях и при этом выполнять свою функцию. Наши питомцы – настоящие герои Арктики. Уже многие знают Черке, это единственный в мире пес, который пересек всю трансарктику от берега России до Северного полюса и далее до Канады и Гренландии. Это уникальное достижение! Сейчас он уже на заслуженной пенсии. Но мы готовим ему достойную смену.
- Артика – очень перспективное направление, судя по вниманию со стороны правительства России. Вы нашли свое место на этой территории возможностей?
- К сожалению, о развитии Арктики сегодня говорят много, но конкретики, как реально там будем работать, пока нет. Ни в Мурманской, ни в Архангельской области, ни в Карелии, ни в Москве реальных планов нет. Тот, кто что-то делает, он и раньше этим занимался. Просто сейчас эта деятельность проводится в рамках арктических проектов. Например, как ходил от архангельского университета теплоход, так и ходит. В Мурманске как был арктический флот, так и есть. В Карелии нет ничего. Поэтому мы создали Арктический центр. Доложили об этом главе республики. По идее нужно было бы собраться и обсудить, как будем его развивать. Пока не сложилось.
- Но Вы продолжаете работать и на территории Карелии какие-то мероприятия проводите?
- Конечно. Этой зимой организуем три экспедиции с немцами по Карелии. Разработали специальные маршруты по глухим местам, будем ночевать в палатках. Туристы из Германии хотят в карельскую тайгу. В прошлом году принимали две такие группы, где были немцы, австрийцы, швейцарцы. Ну а наша компания "Скифы-тур" как работала, так и работает как туроператор: экспедиции, трекинги, сплавы, различные туры по республике, даже на лошадях. К нам приезжают туристы со всей России и из других стран.
- Такие проекты обещают поддерживать в управлении туризма республики и в Министерстве экономического развития. Вы пробовали получить субсидию?
- Я, как ушел из советников главы республики по туризму, так больше и не сталкиваюсь с этими структурами. Никогда не ходил на тусовки, организуемые чиновниками, и не собираюсь. Не вижу смысла. Хотя какие-то виды поддержки действительно есть. Но мне жалко времени, которое уйдет на получение этой помощи. Может, я не прав. А может, просто разочаровался. Знаю, сколько кабинетов нужно обойти, сколько бумаг подготовить, чтобы чего-то добиться. Когда последнюю гонку проводили, мы три месяца готовили документы, чтобы получить 300 тысяч рублей от правительства республики. Три месяца ради 300 тысяч мой бухгалтер бесконечно переделывал бумаги! Но, наверное, если бы на месте руководителя Минспорта был не Александр Воронов, который нас поддерживал, мы бы и эти деньги не получили. Сложное это дело. Кроме того, я всегда очень аккуратно отношусь к бюджетным деньгам. Мне проще вести коммерческие проекты, когда люди знают, на что тебе дают деньги, а я всегда готов отчитаться за каждый рубль, и никакой бюрократии.
- А где Вы инвесторов сегодня ищете?
- Людей, "болеющих" путешествиями, много. Интерес к неординарным экспедициям с каждым годом только растет. Недавно на меня вышел человек, который посмотрел фильм "Великий северный путь", где мы с Федором Конюховым снимались. Нужно помочь ему провести экспедицию от Мурманска от Чукотки, используя разные виды передвижения. Мы уже разрабатываем маршрут путешествия, рассчитанного на два года.
- Продолжение экспедиции с легендарным путешественником Федором Конюховым так и не состоялось. Вы же собирались покорять Арктику, устанавливая очередные мировые рекорды. Планы изменились?
- Нет, подготовку к экспедиции мы не забросили. Мы хотели уже в следующем году стартовать с Чукотки и пройти Аляску, Северную Канаду и Гренландию с севера на юг на собачьих упряжках. Проект рассчитан на два года. И собственно, у нас все готово, но пока решается вопрос с финансированием. За 2020 год найдем деньги и в 2021 году отправимся в путешествие. С Федором мы постоянно на связи.
- Ваш знаменитый напарник по путешествиям на месте не сидит…
- Федор больше двух-трех месяцев в Москве находиться не может. Иначе закисает. В апреле он на воздушном шаре отправится в путешествие. Но такого рода проекты ему не очень нравятся. Две недели – это для него мелочь. Вот на полгода на лодке – другая история. И нашу масштабную экспедицию по северному полюсу путешественник ждет с нетерпением.
- В свое время Вы разработали набор продуктов для путешественников на Северный полюс. Вы запатентовали свое изобретение?
- Нет, мне это не нужно. Я работаю с карельским предприятием "Ярмарка", которое закупило оборудование для производства сублимированного питания. В России пока никто не делает того, что планирует выпускать "Ярмарка". Представители компании по моему совету съездили в Норвегию, где на сегодняшний день, на мой взгляд, производят лучшее сублимированное питание. Скандинавский сублимат Turmat всегда берет с собой в путешествия и Федор Конюхов. Когда Федор отправился покорять Тихий океан на весельной лодке, он стартовал из Новой Зеландии, куда запрещено завозить продуты питания даже в термоупаковке. В результате пришлось покупать новозеландскую еду. Он меня потом угостил, дав пару пакетиков. Невкусно! Как он выдержал полгода на такой еде?! Федор же гурман, любит вкусно покушать. Turmat – совсем другое дело. Надеюсь, что "Ярмарка" теперь будет поставлять нам продуты высокого качества. Договорились, что в следующем году предприятие подговорит для нас "тест-драйвы".
- А Вы любите вкусно покушать?
- Безусловно. И кухня – это одно из направлений, которое мы планируем развивать в нашем Арктическом центре. Мой старший сын - великий повар. В ресторане "Кухня" он был первым шеф-поваром, разработав первое меню. В течение девяти лет работает шеф-поваром на Барнео. Он был и в Антарктиде, и в Гренландии, и в арктической Норвегии. Вместе с сыном хотим открыть первый в Карелии ресторан арктической кухни. Для начала будем проводить два раза в месяц дни арктической кухни в нашем эко-комплексе Husky Moa в Матросах. Будем приглашать людей и угощать их необычными блюдами, например, мясом кита и т.д. Это мне интересно. Надеюсь, и жителям Карелии наша задумка придется по вкусу.
Беседовала Наталья Соколова
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание