И что делать, чтобы на тебя обратила внимание самая красивая девочка в классе.
В кино с 6 февраля показывают приключенческий фильм немецко-итальянского происхождения «Дети леса» (6+). На первый взгляд ничего не сулящая картина об оборотнях-подростках оборачивается крайне поучительной историей, которую стоит посмотреть как родителям с детьми, так и учителям с учениками.
Отрок по имени Джей (Эмиль Шериф) растет в образцовой, но приемной семье: отец, мать, старший брат и младшая сестра, но все не родные. И как часто бывает в приемных семьях, его появление на свет покрыто мраком. Единственная улика — красочные сновидения Джея, в которых он видит себя горной пумой на скалистых просторах Америки.
Мальчишеские сны родители трактуют как тягу к горным вершинам и предлагают поступить юноше в школу-интернат, затерявшуюся среди живописных гор. Однако вскоре выясняется, что проблема лежит глубже. Ведь школа с говорящим названием «Кристалл» предназначена для ребят, которые «нигде не чувствуют себя своими». Джей скромный мальчик и послушный ребенок, но пробуждающаяся в его душе мощь требует всё больше и больше усилий на сдерживание. Директриса как опытный педагог сразу распознает за скромностью и послушностью целеустремленность и энергетику пумы. Да, мальчик-оборотень, наполовину зверь наполовину «ничто человеческое не чуждо».
Уши метафоричности торчат здесь в каждом кадре, но линия с переносным смыслом выстроена добротно и проработана тщательно. Например, вплоть до того, что Джей наконец-таки станет самим собой, но жить одновременно в двух мирах — его крест до гроба. Такова уж участь тех, кому обычная жизнь не мила.
Очевидно, антураж с оборотнями — лишь приманка для юных умов эпохи массовой культуры. У «Детей леса» хорошая литературная основа в виде одноименной серии книг, сравнимой по популярности чуть ли не с «Гарри Поттером». Автор «Детей» — немецкая писательница Сильвия Энгерт, которая во многом наследует традициям немецкой литературы. Юность, пробуждение внутренней силы, устремленность к горным вершинам и вершинам духа — неизменная тематика немцев от первых романов Германа Гессе до «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше.
Очень скоро на экране появляется спонсор школы Эндрю Милек (Оливер Мазуччи), и первая ассоциация — да это же Илон Маск. Те же ямочки на щеках и тот же горящий взгляд, и действительно — директриса сообщает, что «он ещё электрокары выпускает». Его появление не случайно: школа — главный инвестиционный проект миллиардера. Он наблюдает, ему интересно, в какой человеческий капитал он вкладывает деньги и какова будет отдача.
Тем временем главный герой Джей делает первые успехи. Выстроившись на уроке в кружок, ребята переминаются с ноги на ногу и стесняются своих подростковых тел. Но педагоги настойчивы. Они знают, что принять звериное обличие — читай стать самим собой — самый главный урок. И выучить его стоит в канун второго рождения — то есть на заре пубертатного периода. Куй железо, пока горячо, момент лучше не упускать. У Джея получается, и самая красивая девочка в классе (по имени Лу) сразу обращает на него внимание.
А дальше следуют урок за уроком. Индивидуальность в «Кристалл», конечно, не подавляется, а пестуется — как и положено на Западе, где она вечная ценность, однако вечная ценность на Западе и res publica. Общее дело с латинского. Поэтому метить территорию в «Кристалл» никому не разрешается. Нельзя, иными словами, присваивать газон во дворе под персональное парковочное место и не отличать бюджетные деньги от ничейных. Частные интересы — не фетиш и не идол, их следует ограничивать не только внутри школьного пространства, но и снаружи. Поэтому и социальный активизм юным оборотням не чужд — они начинают кампанию против постройки шахты по соседству с национальным парком.
Школа как модель взрослого мира — сюжет, хорошо изученный в нашем советском кино и на наш отечественный лад, нового здесь ничего. Вот что в «Детях леса» действительно в новинку — уроки драки. Я против насилия и я пацифист — знакомый мотивчик пока еще звучит в голосах воспитанников «Кристалл», но уже неуверенно. Пацифизм отменяется, разговорчики про маскулинность тоже, в жизни снова есть место риску, а небинарному трансгендеру снова нет места в армии Соединенных Штатов. И даже вегетарианству пришел конец — киношный Илон Маск делает в фильме эпатажные заявления по соответствующему вопросу. Прямо как в жизни.
Уже одна эта школьная жизнь превращает историю в полноценное кино, но сюжет движется дальше. Инвестпроект школьного спонсора оказывается одновременно и одной из ячеек фронта освобождения животных — на Западе есть и такой. Эмансипация братьев наших меньших, как и классовая борьба, ведется в правовом и неправовом поле, но миллиардер представляет её боевое крыло. Поэтому предпочитают действовать они как диверсанты.
Уничтожения людей как класса экстравагантный инвестор не желает — желает просто поставить их на место. Однако если оборотни всё ещё метафора, то можно делать далеко идущие выводы, отсылающие, к примеру, к «Восстанию масс» Ортеги-и-Гассета. Масса, посредственность, одолела, она навязывает себя повсюду и утверждает свою посредственность как норму, и ничего не остается, как поставить её на место. Потому что когда люди (читай массы) занимают территорию, остальные должны исчезнуть, говорит миллиардер из фильма. Но, подразумевает он, кто тогда изобретен айфон и инвестирует в электрокар?
И здесь миллиардер, как лидер анимал-экстремистов, ставит юного Джея перед выбором. Выбор вполне из мира людей, и чаша весов у ещё неокрепшего умом парня неоднократно успеет склониться в ту и другую сторону. В конце концов, опытный миллиардер-вербовщик поставит своего подопечного перед дилеммой, известной как дилемма вагонетки. Как её разрешит главный герой — в этом и заключается главная мораль фильма о совсем, как выясняется, не оборотнях.
Продолжительность: 103 минуты. Год выпуска: 2025. Дата выхода: 6 февраля 2025 года. Режиссер: Дамиан Джон Харпер. Сценарий: Дэвид Сандрёйтер, Катя Брандис. Роли: Вив Ли Томас, Эмиль Шериф, Оливер Мазуччи, Мартина Гедек, Лилли Фальк.
В кино ходил Антон Соловьев.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание