Известная петрозаводская артистка о театре, жизни без ролей, хождению по коридорам власти и вечном поиске материала.
Лица Столицы встречаются в "Москве"
"Лица Столицы" – наша новая рубрика, где самые известные, самые интересные, самые важные люди карельской столицы будут нашими гостями. Они ответят на самые актуальные, самые острые и самые интригующие вопросы журналиста "Столицы на Онего" Натальи Соколовой.
Ну а местом для встреч мы выбрали самое "столичное" кафе нашего города, название которого говорит само за себя – конечно, это кафе "Москва", где уютная атмосфера располагает к задушевной беседе.
Итак, "Лица Столицы" встречаются в "Москве".
Актриса театра драмы Карелии "Творческая мастерская" Людмила Баулина отмечает в этом году столетний юбилей. "Как уже 100?" – возможно, спросят те, кто мало знаком с этой прекрасной женщиной. "Не дождетесь", – ответят им почитатели таланта замечательной актрисы. Просто если сложить годы жизни Людмилы Баулиной и годы, прожитые ею на театральной сцене, то получится ровно век. Достойная дата, чтобы отметить ее в кругу друзей и зрителей.
"После 50-летия, когда мы сделали спектакль "Свободная пара", я ничего датского, связанного с возрастом, не отмечала и отмечать не буду, – сказала Людмила Баулина. – А этот "юбилей" я назову "100 лет Людмилы Баулиной. Пора мой друг, пора". Если это будет вечер в театре, то это должен быть новый спектакль. Мне есть еще что сыграть, есть, что сказать зрителю".
О том, куда пора ведущей актрисе "ТМ", что ее печалит и почему сегодня она просто "мать", Людмила Баулина рассказала нам в интервью.
Нежная история
– Людмила Ивановна, в апреле Театра драмы представил зрителям премьеру – постановку московского режиссера Вадима Мирошниченко "Про мою маму и про меня", где вы сыграли маму девочки-подростка. На каждом спектакле аншлаг, подростки и не только то смеются, то шмыгают носом. А вы как оцениваете премьеру? Спектакль получился?
– Знаете, пьеса Елены Исаевой "Про меня и мою маму" не всем понравилась. Не все понимали, что из нее можно сделать, но доверились режиссеру. А нас с Валерой (Валерием Баулиным, играющем в спектакле человека, с детства влюбленного в героиню Людмилы Ивановны– Прим. ред.) пьеса очень впечатлила. Мы увидели в ней очень нежную историю, которая по нынешним временам редкость. Нежность между дочкой и мамой. Нежность в отношениях мужчины, который всю жизнь любил одну женщину. Это все про нас. А я впервые играю героиню, не разглядевшую свою настоящую любовь. Она поняла, что просмотрела, упустила свое счастье. Думаю, что у этого спектакля хорошее будущее. Он нашел отклик у зрителя. Люди на следующий день после спектакля идут в кассу и спрашивают, когда следующий показ. Мамы покупают билеты дочерям, дочери – мамам. А наш режиссер Вадим Мирошниченко звонит после каждого спектакля, спрашивая, как все прошло. Мне хорошо с ним работалось. Он в прямом смысле демократ. У нас была доброжелательная обстановка. Можно было бесконечно что-то предлагать. А потом, почти на финише, когда мы стали переживать, что он не нервничает – осталось немного времени до сдачи, а не были готовы некоторые сцены, – режиссер сказал: "Я свою последнюю нервную клетку истратил очень давно".
– Значит, вы были уверены, что спектакль будет успешным?
– Уверенным в чем-то в нашем деле быть нельзя. Это все непредсказуемо. Можно взять крутой материал, работать и рассчитывать, что это выстрелит, а публику это не цепляет. А можно взять пьесу, которая на первый взгляд не представляет ничего особенного, и аншлаг каждый спектакль. И рекламной кампании никакой проводить не надо. Когда мы у нашего бывшего директора, друга, которого с нами уже нет, Гены Залогина спрашивали, а как же реклама, он говорил: "Какая реклама? Сарафанное радио – лучшая реклама. Если будет хороший спектакль. Будет полный зал". И это правда.
Блокнот разочарований
– На протяжении более 15 лет при главном режиссере Иване Петровиче Петрове вы были ведущей актрисой "ТМ". Интересные роли, полная занятость… А потом в театр пришли тяжелые времена, и вы довольно долго были без новых постановок. Как пережили этот период застоя?
– Без ролей любому актеру жить трудно. Есть классическая история про мхатовца Кторова. Он 25 лет оставался без работы. А потом Кторов со Степановой сыграли в спектакле "Милый лжец". И все сказали: "Боже мой! Какой актер!". А у человека 25 лет ушло. Чем он занимался? Наверное, делал какие-то программы для себя, читал. Но это был горький период. Вообще каждому творческому человеку нужно постоянно говорить, как он нужен, как он хорошо сыграл, спел, станцевал... У нормального человека крыша от этого не поедет. Это придает радость в профессии. Сейчас я такую радость ощущаю от зрителя. Хотя мне грех жаловаться – я всегда получала от публики положительные эмоции и в свой золотой период, и в не очень золотой.
– А когда театр простаивал из-за бесконечных ремонтов, чем вы занимались?
– Шли репетиции. Я репетировала Филумену, в пьесе "Филумена Мартурано" Эдуардо де Филиппо . Спектакль не вышел по разным причинам. Но я думаю, что этот спектакль мы доведем до конца.
А вообще я человек энергичный. Активно занималась общественной деятельностью. Ходила по различным кабинетам законодателей, чиновников, пытаясь добиться лучшей доли для Театра драмы. Кроме того, я полтора года работала заместителем директора нашего театра.
– Удалось чего-нибудь добиться?
– Мы с директором "ТМ" Александром Лазаревичем Побережным-Береговским создали Попечительский совет театра, который возглавил Сергей Леонидович Катанандов. Реконструкция театра попала в программу празднования 100-летия республики, но начало этих работ намечено только на 2018 год. И члены Попечительского совета понимают, что театру до этого времени еще нужно дожить. Свет, звук выходят из строя, ломается все. Ситуация в театре аварийная. И до 2018 года можно остаться у разбитого корыта. Мы надеялись, что руководители республики это поймут. Приглашали главу Карелии Александра Худилайнена в театр. Он пришел, увидел все своими глазами. Но и пока – ничего.
Когда я ходила в министерство культуры, у меня был блокнот "вопросы к министру". Я задавала вопросы, мне отвечали. Спрашивала, когда это будет, мне называли сроки. Я все фиксировала в блокноте. И что? Опять ничего. Я разочарована. Мне кажется, что чиновники должны биться за решение тех или иных вопросов. Биться до конца в республике, в Москве. А у нас этого не происходит. Не надо за нас болеть, нужно дело делать. Каждый день. И в этом самая большая проблема. Закрыв тот блокнот, я могу сказать, что по большому счету я мало чего добилась. Стулья в гримерках поменяли, попечительский совет создали, туалет отремонтировали (спасибо давнему попечителю театра Андрею Афанасьевичу Мазуровскому). Все. А на это уходят нервы. Хожу по всем комнатам с мобильным телефоном, потому что жду звонка от чиновников. Может быть, я чересчур ответственная. А сейчас успокоилась – я – актриса, просто актриса-мама.
Сытому голодного не понять
– А сейчас вы ушли из замдиректоров? Неужели в нынешний юбилейный сезон для театра никто не откликнулся на ваши призывы о помощи?
– С замдиректорством я действительно "завязала". И мне вручили Почетную грамоту президента России. Это награда не за профессию, а за активную деятельность. Я считаю, что за полтора года работы замдиректора получить такую награду, это неплохо. Президента при случае я бы поблагодарила за высокую оценку своего труда. Правда, мне такой возможности не предоставили, когда он приезжал в Петрозаводск.
А по поводу юбилея театра, куда я только не ходила. Просила, чтобы нам подарили то, что жизненно необходимо. Обращалась и к руководителю карельских профсоюзов, он мне сказал, куда надо пойти по таким-то и таким вопросам. Когда спросила его, что профсоюзы нам подарят, услышала в ответ: "У многих юбилеи, даты, что же мы будем вас выделять отдельно". В результате мы и грамоты от профсоюзов не получили. Так что никому мы не нужны. Только зрителям. И это единственное, что нас держит. Ну, мы заканчиваем свою деятельность. У нас билет в один конец. А молодежь, которая приходит в театр, Как дальше будет жить? Не знаю.
– Но ваши коллеги по цеху как-то не очень сочувствуют "ТМ"…
– Если взять руководителей других театров, то они всегда морщатся: "Ну, что вы там "ТМ" вечно недовольны?". Они нас не понимают. Они-то пришли на все готовое. А у нас директор – это и завхоз, и завпост, и прораб. Он бегает с утра до вечера по всем учреждениям и еще и все спектакли смотрит. Ведь Александр Лазаревич и художественную линию в театре ведет.
– Вы остаетесь членом совета по культуре при главе республики. Может, там с коллегами и чиновниками проблемы театра, который пытается выжить, и обсудить?
– Совет по культуре есть, но он работает странным образом. Я говорила министру культуры: "У нас столько проблем в отрасли, в искусстве, а мы ничего даже не обсуждаем". Нас собирают только для распределения премий. Я всегда прихожу, знакомлюсь с каждым номинантом, высказываю свою точку зрения и голосую. Но это разве только в этом работа совета по культуре? Это печально.
– И что же делать?
– Пора уезжать.
– Куда?
– На дачу, в путешествия. В позапрошлом году мы ездили во Францию. В этом году, если бог даст, отправимся в Италию. Во Франции мы провели неделю с американскими друзьями в Париже, а потом взяли машину и поехали в Канны. Мне даже не надо глаза закрывать, чтобы все это еще раз представить. Это была фантастическая поездка. Так что пока есть силы, нужно путешествовать.
И в творческом плане мы еще попутешествуем. Я активна в плане поиска материала. Наш домашний театр уже много лет не дает спектаклей в СТД, а люди иногда звонят и спрашивают, что идет у Баулиных. Значит, мы их зацепили материалом. Мне кажется, у нас есть слух на то, что сегодня актуально, важно для людей. Как говорил Товстоногов, ТЕАТР нужен для того, чтобы растревожить совесть, душу. Вот мы и тревожим. Готовим с Валерой новый проект, который повезем как обычно в Финляндию, где нас принимает наш давний друг Паули Ринне и его семья. Там у нас есть своя публика. Приходят как русскоязычные зрители, так и финские. Однажды подошла финка и сказала: "Я никогда в театре не плакала. Что вы со мной сделали?". Ой, мы еще не то можем сделать!!!
Редакция "Столицы на Онего" благодарит кафе "Москва"
(пр. Ленина, 35) за теплый прием и вкусный обед.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание