На флейте водосточных труб

Чтиво. Частная жизнь
13:15, 11 Апреля 2005
Загрузка...

Государственный ансамбль «Кантеле» вернулся из гастрольной поездки в Вологду и Череповец. Наше правительство в официальном пресс-релизе написало про поездку так.

Государственный ансамбль «Кантеле»
Государственный ансамбль «Кантеле»
«Теплые слова благодарности и восхищения звучали после концертов, подкрепляя горячие аплодисменты во время выступлений: «Браво!», «Спасибо! Я неделю буду жить на подъеме!», «Самый лучший ансамбль всех времен и народов!». А ведь за день до нашего ансамбля в этом же зале выступал Борис Гребенщиков». А вот, что написали про гастроли карельских музыкантов в самом Череповце. В местной газете «Речь» 7 апреля была опубликована такая заметка.

Чтобы получить работу, череповецким близнецам пришлось стать карелами. Вчера малая родина впервые смогла оценить их работу. Традиционный карельский барабан никак не пролезал в дверь Дворца культуры «Аммофос», пришлось открыть вторую створку. Вносили через центральный вход, на черный времени уже не оставалось: в зале стучали ногами самые нетерпеливые зрители на свете — дети. Государственный ансамбль Карелии «Кантеле» подъехал к череповецкому дворцу за две минуты до начала концерта — на полдень было намечено их первое выступление, детское; вечером — философское «Древо жизни». Прибыть вовремя помешал некстати сломавшийся автобус. Беготня и стресс не прошли даром — певица «Кантеле» рухнула в обморок прямо на сцене.

Сами концерты, на удивление, напряжения не вызвали — бывали в нашем городе коллективы специфического искусства малых народов, до конца выступления которых досиживала только уборщица. И то потому, что ей зал закрывать надо. Карелы оказались куда ближе, чем за географические 800 километров, отделяющие их от Вологодчины. Где они при этой самой близости почти полвека не бывали. Песни и танцевальные номера карелов, вепсов, финнов, ингерманландцев перемежались русскими запевками. По артистам было заметно, что последние они воспринимают как выдох или бег с горки, на которую тяжело поднимались. Что скрывать — истинных карелов или вепсов в ансамбле кот наплакал, финские речитативы учат через подстрочник: иностранные слова русскими буквами.

Не ушли артисты «Кантеле» без калинки-малинки всех финских народов — танца «Летка-енька», насмешили зал «Южнокарельским вальсом». Вообще-то, кантеле: это такой карельский инструмент вроде гуслей. В стародавние времена на нем игрывали герои карело-финского эпоса «Калевала», немало кантелистов и сейчас, даже фестивали проводятся. Промышленный выпуск местных «гуслей» так и не наладили — каждый инструмент уникален, мастеров «Кантеле» ищет по Интернету. Ансамбли типа нашего вчерашнего гостя пытаются спасти национальный музыкальный символ от устаревания. «В Финляндии сейчас популярно элетрокантеле, молодежь подсоединяет его к усилителю и играет рок, как на электрогитаре», — рассказывает худрук «Кантеле» Вячеслав Иванов. Больше всех из целого музея привезенных в наш город экзотических инструментов нам приглянулся карельский инструмент пяре. Стоит молодец и крутит толстую веревку, издающую странный звук при рассекании воздуха. Голос пяре придает оркестру особые басовые ноты, в удивительном гуле явно слышится что-то потустороннее. Уже в редакции, увеличив пяре на фото, мы обнаружили, что тысячелетний инструмент, в отличие от кантеле, уже давно выпускается промышленностью и является не чем иным, как гибким пластмассовым сантехническим шлангом. Музыкант так быстро ее крутил, что труба осталась неузнанной зрителями. Вероятно, карельскому коллективу пришлось покрутить в воздухе десятками предметов, прежде чем найти свой звук.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей