Кто пиарится на плохих дорогах?

Аналитика. Тема недели
12:08, 13 Мая 2009

Регулярные акции протеста автомобилистов Петрозаводска наконец заметили республиканские власти. Сначала глава Карелии Сергей Катанандов заподозрил организаторов в политическом пиаре, чем вызвал еще большее возмущение автомобилистов, а затем был вынужден устроить для них личную встречу. Итогом стали "пасторальные картинки" на официальном сайте правительства и в проправительственных СМИ о том, как организаторы преисполнились благодарности к чиновникам. Так кто же на самом деле "пиарится" на плохих дорогах? Пусть читатели сами делют выводы. А мы лишь предлагаем две версии "исторической встречи" губернатора с представателями "Авторадиоклуба" Петрозаводска. Первая – подготовленная пресс-секретарем главы Карелии Максимом Тихоновым. Вторая – членом Общественного Совета РОО "Авторадиоклуб-Петрозаводск", главным редактором "Авторадио-Петрозаводск" Григорием Воеводиным.


Не любые дороги дороги

7 мая Глава Республики Сергей Катанандов провел встречу с автолюбителями Петрозаводска. Тема – самая что ни есть "больная": состояние дорог в столице Карелии.

Дороги в Карелии давно уже перестали быть категорией хозяйственно-экономической и стали главным предметом как политики, так и всевозможного политиканства. Именно это Глава Республики и привел в качестве одной из основных предпосылок для состоявшейся встречи: "Слишком много вокруг этой темы политики и слишком мало реальных дел, – сказал он. – Пора уже и общественным организациям, и населению разобраться, кто тут реально за что отвечает".

На встречу с Главой Республики пришел председатель общественной организации Авторадиоклуб-Петрозаводск Антон Филиппов и несколько членов общества, среди которых был Григорий Воеводин – главный редактор Петрозаводского "Авторадио". В последние месяцы "Авторадио" провело весьма заметную акцию под лозунгом "Нам нужны нормальные дороги", которая вылилась в обращение к Президенту России с просьбой «приезжать почаще», чтобы наши дороги ремонтировались быстрее. Услышал ли этот зов Президент, сказать трудно. Но Глава Республики не только услышал, но заставил услышать и собраться вместе всех, кто имеет отношение к ремонту и содержанию городских дорог – представителей Минстроя, городской администрации, ГИБДД, ГорДЭУ. Во встрече также принял участие председатель Законодательного Собрания РК Николай Левин.

Выражая общую точку зрения автолюбителей, Григорий Воеводин назвал основные претензии общественности к республиканской власти. Средств на дорожную сеть выделяется мало. Принципы расходования этих средств неясны обществу. Контроль за качеством выполняемого ремонта отсутствует. В результате, по мнению автолюбителей, средства бессмысленно «закапываются в землю», а по городу, между тем, уже не проехать.

Интересно было наблюдать, как по ходу разговора таял первоначальный агрессивный настрой автолюбителей в отношении Сергея Катанандова – по мере того как к ним постепенно приходило понимание, где же надо искать истинных «героев» дорожной истории. По всем законам ответственность за состояние дорожной сети лежит на местном самоуправлении города. И, как показала встреча, у Петрозаводска вполне достаточно средств на то, чтоб хотя бы ликвидировать ямы и колдобины на улицах и во дворах. Республиканский бюджет из года в год исправно выполняет свои финансовые обязательства, предусматривая расходы Петрозаводска на ремонт и содержание дорог строго по нормативу. И из года в год городские власти направляют эти деньги на иные, не связанные с дорогами, цели. Все, что в последние годы сделано хорошего на городских дорогах, сделано преимущественно за счет средств и сил республики и федерального бюджета.

В попытке перевести разговор в практическое русло Сергей Катанандов долго пытался выяснить, сколько же средств необходимо на элементарный «ямочный ремонт» городских улиц – хотя бы тех, которые стали практически непроезжими. «Кто может мне сказать, сколько километров у нас таких улиц, сколько квадратных метров требуют ремонта?» – раз за разом задавал один и тот же вопрос Глава Республики. Ответом ему было молчание, наглядно демонстрирующее полное невладение ситуацией со стороны тех, кто, по идее, обязан знать всю эту историю с точностью до метра. Не смог Глава Республики выяснить и того, почему ГИБДД разрешает эксплуатацию дорог, которые давно не соответствуют никаким нормам и стандартам. И уж совсем смешно было спрашивать, почему на улицах отсутствует дорожная разметка, а на вошедшем уже в анекдоты Гоголевском мосту одни и те же колдобины исправно появляются на своих местах уже через неделю после «ремонта»…

По итогам встречи Глава Республики и руководители Авторадиоклуба пришли к общей позиции: раз специалисты-профессионалы не хотят или не могут решить проблему, контролировать их должна автолюбительская общественность. По предложению Сергея Катанандова при Законодательном Собрании РК решено сформировать Общественный совет по дорогам, в который войдут активисты организации автолюбителей. Этот орган будет призван оперативно реагировать на дорожную ситуацию, жалобы населения и направлять действия чиновников в соответствующее русло. Кроме того, автолюбители-общественники войдут в составы городской и республиканской комиссий по безопасности дорожного движения, а также в состав конкурсной комиссии, выбирающей подрядчиков для проведения ремонтных работ на дорогах. Администрации Петрозаводска поручено во взаимодействии с ГИБДД и Авторадиоклубом в недельный срок оценить масштаб и стоимость «ямочного ремонта», который требуется в городе. А к сентябрю – подготовить и согласовать Программу развития дорожной сети Петрозаводска.

Надо полагать, что на этой основе проблема городских дорог может быть решена и без визитов Президента. Просто во главе Петрозаводска должен встать человек, который видит в дороге путь сообщения, а не поле для политических игр.

Пресс-секретарь Главы Республики Карелия Максим Тихонов


Как это было на самом деле...

Акция "Нам нужны нормальные дороги" в апреле 2007 года
Акция "Нам нужны нормальные дороги" в апреле 2007 года


Предыстория встречи известна всем: Акции 2007 и 2008 гг, прошлогоднее молчание властей, Обращение, мощная информационная кампания и сбор подписей 2009 года...

В итоге нас заметили. Поначалу обвинили в преследовании неких предвыборных целей и попытке «дестабилизировать ситуацию». Потом все же были достигнуты договоренности о встрече с Главой республики.

С чем мы шли к Сергею Катанандову? Вот несколько тезисов из документа, подготовленного нами к этой встрече. На наш взгляд, сегодня сложилась ситуация, при которой действующие структуры исполнительной и законодательной ветвей власти обоих уровней (регионального и муниципального) не могут наладить должный контроль за расходованием средств, выделяемых на текущий и капитальный ремонт дорог Петрозаводска и за качеством проведенных работ. Надзорные органы тоже здесь не переусердствовали, хотя мы убеждены, что налицо – как минимум нарушения технологии работ, а, возможно, и иные нарушения, связанные с распределением выделяемых средств.

Что тому виной – некомпетентность, нежелание или иные, скрытые причины – судить не беремся.

Мы убеждены, что в сложившейся ситуации необходимо создание Системы контроля с привлечением широкого круга специалистов, независимых экспертов и общественности. Далее были прописаны конкретные предложения по составу Общественного Совета и по плану его действий

Сергей Катанандов начал встречу в традиционно жесткой манере. Сначала он заявил, что ему надоело, насколько много политики вокруг «вопроса о дорогах Петрозаводска», выразил удивление, «насколько мощны структуры, которые паразитируют на этой теме». Возникло ощущение, что камешек был брошен в наш огород, что если даже мы сами не являемся «этими структурами», то, вольно или невольно, льем воду на их мельницу. Мы попросили Сергея Леонидовича не уходить снова в политическую плоскость и перейти к конкретике...

Катанандов пытался добиться от представителей городской администрации конкретных данных: сколько на сегодня в городе ям и аварийных (читай — непроезжих) дорог и улиц. Здесь в стане городских чиновников возникла заминка. Они неплохо подготовились к встрече, но все их данные были чересчур общими: километры дорог, тысячи квадратных метров аварийных участков, миллионы выделенных и освоенных/неосвоенных рублей и т.д. К конкретному вопросу «Сколько же ям, какие улицы нуждаются в самом срочно ямочном ремонте, чтобы по ним можно было проехать?» они готовы не были. Впрочем, здесь следует оговориться, что, возможно, вопрос был поставлен не совсем корректно, учитывая, что есть улицы с ямами, а есть дороги, требующие полной замены полотна.

Позиция Сергея Катанандова была предельно ясной: в нынешних условиях надеяться, что найдутся деньги на более качественный ремонт ВСЕХ дорог, нуждающихся в этом — утопия. По его мнению, необходимо для начала добиться хотя бы, чтобы дороги эти стали проезжими и на них появилась нормальная разметка. Губернатор вопрошал: «Так что будем делать? Вы против ямочного ремонта? Ответьте!» Мы заявили о том, что не имеем ничего против ямочного ремонта как такового, нас не устраивает его качество. Городские чиновники и дорожники снова начали уверять всех, что вопрос качества не стоит, что заплаты на ямах, заделанных по «новым технологиям», выдерживают гарантийный срок, а то, что при этом рядом появляются новые — так то законы физики и природы.Анатолий Булдаков, к примеру, сообщил, что по их расчетам, к осени в городе появятся порядка 5000 кв.м. новых ям, которые необходимо будет заделывать, и на это уже сейчас необходимо резервировать деньги.

Далее Сергей Катанандов обратил свой взор на ГАИ и обрушился на Олега Занасия с критикой: «Почему не закрываете аварийные дороги, не вывешиваете знаки у каждой ямы? Почему до сих пор нет нормальной разметки?» Олег Занасий заявил, что его проблема дорог волнует ничуть не меньше. Ежедневно регистрируется более 40 ДТП, где основной или косвенной причиной становятся «дорожные условия», рост количества таких ДТП по сравнению с прошлым годом — почти в 2 раза. Начальник ГАИ посетовал, что как такового собственного контроля со стороны города за состоянием дорог нет, нарушения устраняются лишь по предписаниям ГИБДД, и таковые предписания выдаются постоянно. Закрывать дороги, конечно, можно, и такие полномочия у ГАИ есть, однако если сейчас закрыть все аварийные участки, город просто «встанет» в пробках. Что касается разметки, то это еще одна головная боль ГАИ. Система конкурсов, как и везде, предполагает, что подряд получает тот, кто запросит меньшую сумму. В итоге разметка делается дешевой краской, которая держится на интенсивных участках от силы месяц. Здесь мы снова вступили в дискуссию и предложили городской администрации включить в конкурсные условия пункт о качестве материалов, чтобы разметка наносилась не краской, а, как и во всех нормальных городах — полимерными материалами. Замечание о том, что полимер в 2,5 раза дороже краски нами было услышано, но аргументом для нас не стало. Понятно, что полимерная краска простоит гораздо дольше обычной, да и кроме того, более чем двукратное увеличение стоимости материала вовсе не означает такое же повышение стоимости работ по контракту, поскольку стоимость материалов — лишь часть расходов подрядчика. Как говорится, посмотрим...

Далее пошел разговор о конкурсах и контроле за их проведением, а также контроле за качеством работ. Первый замминистра строительства Александр Ефимов сказал, что создавать некую новую структуру для контроля за качеством работ, по его мнению, не имеет смысла, однако необходимо усилить претензионную работу в отношении подрядчиков, ввести представителей общественности в конкурсные комиссии.

Что касается проведения конкурсов, то наши предложения включали в себя участие общественности в конкурсных комиссиях, установление понижающих коэффициентов для фирм-подрядчиков, в работе которых в прежние был выявлен брак, изменение схемы оплаты подрядов (приемка поэтапно, оплата не более 75% по окончании работ, остальное — в течение гарантийного срока)

Первое не вызвало никаких возражений, остальное, по словам чиновников, надо прорабатывать, поскольку, по их мнению, эти предложения не совсем укладываются в рамки законов. Но поскольку подобный опыт уже существует в российских городах, будем добиваться, чтобы у нас это применялось, в рамках Общественного Совета (о нем чуть ниже).

Возник вопрос, а какие же конкретно улицы города нуждаются в первоочередном ремонте. У нас был свой список, у чиновников города — свой. Решили «сверить списки» и провести до 19 мая совместное обследование городских дорог на сей счет.

Как выяснилось, программа развития дорог Петрозаводска, принятия которой мы добивались еще в прошлом году, существует. Правда, ей уже более 2 лет, и сейчас она нуждается в серьезной корректировке. Немалую роль в разработке и корректировке программы додлжен сыграть Общественный Совет, про который мы также вели речь еще в прошлом году, и который было решено создать. В Совет должны войти, помимо представителей автомобильной общественности, специалисты-дорожники, экономисты, независимые эксперты. Полномочия Совета пока не определены, ясно лишь, что они будут достаточно широкими.

Встреча длилась 2,5 часа, и понятно, что передать в этом отчете весь накал страстей — довольно трудно. Ложкой дегтя стала попытка Сергея Катанандова периодически уводить разговор в политическую плоскость, хотя изначально он сам заявил о том, что в этом вопросе «слишком много политики». Именно поэтому нам приходится еще раз совершенно ответственно заявить: нам не нужна политика, нам нужны нормальные дороги, и в этой части мы готовы встречаться и максимально плотно сотрудничать со всеми ветвями власти.

Подводя итог встречи, еще раз попробую по пунктам обозначить достигнутые на ней договоренности. В ближайшее время — обследование дорог города с участием общественности, составление списка самых аварийных и нуждающихся в первоочередном ремонте участков. Вхождение представителей общественности в конкурсные комиссии, в городскую и республиканскую комиссии по безопасности дорожного движения. Участие общественности в определении дорог (улиц), которые будут отремонтированы на федеральные деньги. Создание Общественного Совета, наделение его полномочиями по контролю за расходованием средств, выделяемых на ремонт дорог. Разработка программы «Дороги Петрозаводска» при непосредственном участии общественности

Мне кажется, для одной встречи это внушительный список. Но пока лишь список договоренностей... Как оно будет на самом деле — посмотрим.

Специально выношу за рамки отчета о встрече недоумение, которое вызвали у меня официальные тексты и сюжеты, подготовленные по итогам встречи Пресс-службой Правительства. Особенно здорово смотрелось мое «полное удовлетворение» в сюжете, тогда как в действительности я несколько раз повторил корреспонденту: разговором как таковым — да, доволен, но сказать, что удовлетворен, смогу лишь тогда, когда достигнутые договоренности начнут реализовываться. Чудны дела твои, Пресс-служба!)))

Григорий Воеводин, главный редактор «Авторадио-Петрозаводск»,
член Общественного Совета РОО «Авторадиоклуб-Петрозаводск»

(Полный текст размещен на сайте «Авторадио-Петрозаводск» http://avtoradio.ptz.ru/3910/4075/)

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Аналитика

12.06.2025 18:35
Тема недели
Парламентарии Карелии призвали не допустить роста задолженности Олонецкого молочного комбината перед государственными совхозами и сохранить коллектив предприятия.

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение