Девлет Алиханов, первый вице-спикер Законодательного Собрания Карелии о том, почему закрыли Гоголевский мост и как ускорить его открытие и ремонт.
– Девлет Медетханович, по поводу истории с Гоголевским мостом хочется задать два классических вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». На ваш взгляд, почему ситуация зашла так далеко, что мост закрыли?
– Мое мнение однозначно – виновато правительство Карелии. Сейчас у нас наблюдается такая нехорошая тенденция, когда во всех провалах на местах крайними делают мэров. Но в ситуации с Гоголевским мостом все очевидно: городу своими силами реконструкцию не провести никогда. И если не будет финансовой помощи со стороны республики, и если республика не добьется финансирования из Москвы – ничего не будет. Потому что только руководство Карелии может выходить на федеральный центр и просить деньги на дорогостоящие проекты, с которыми самим не справиться.
![]() |
Главным распорядителем бюджетных средств в республике является губернатор и подчиненное ему правительство. Почему на протяжении стольких лет деньги не выделялись? Этот вопрос мы должны задать нашим руководителям, Сергею Катанандову, Андрею Нелидову.
Власти Петрозаводска были готовы к началу реконструкции с 2008 года. Город вложил 20 миллионов рублей и сделал проект. Но Сергей Катанандов, а позже и Андрей Нелидов не предприняли никаких мер, хотя ничто не мешало выделению средств из республиканского бюджета. И даже экономическая ситуация в Карелии была достаточно благоприятной, не как сейчас… В итоге прошли годы, изменилось законодательство, изменилось состояние моста – и проект устарел. И администрации Петрозаводска пришлось его корректировать.
Сейчас город опять готов к реконструкции Гоголевского моста. Проект сделан заново с учетом технического задания администрации – провести реконструкцию без закрытия путепровода. Отремонтирована магистраль между Кукковкой и Древлянкой, фактически начат ремонт улицы Чапаева (его закончат будущим летом). Все эти меры предприняты, чтобы снизить нагрузку на мост.
Мы знаем, что федеральный центр выделяет средства только на условиях софинансирования. Это значит, надо, в первую очередь, показать Москве, что мы сами заинтересованы в проведении реконструкции. Нужно начать ее делать за счет собственных средств, и уже потом добиваться помощи. Приведу только один пример. Сейчас в пойме Неглинки у нас вовсю идет строительство спортивного ледового комплекса. Львиная доля средств выделена из федерального бюджета. А ведь Москва не сразу пошла нам навстречу. Только после того, как мы начали строить за свой счет, – на объекте пошло движение, – а потом съездили в Москву, все показали, – нам поступило федеральное финансирование. Так и с Гоголевским мостом – нужно начать самим, и тогда Москва поможет завершить. Именно поэтому еще осенью Законодательное собрание обратилось к новому главе Карелии Александру Худилайнену и попросило заложить в республиканский бюджет средства на ремонт Гоголевского моста. Мы предлагали – давайте начнем расселять деревяшки вдоль путепровода. Для этого ведь ни сам проект не нужен, ни его экспертиза, ни даже федеральные средства… А пока будем расселять, выиграем время, и уже можно и с Москвой потихоньку работать.
– Однако средства и в этот раз выделены не были. Почему?
– Я лично виню в этом министра строительства, потому что, по всей видимости, он не смог донести эту информацию до Александра Петровича Худилайнена, объяснить ему всю остроту ситуации и убедить в необходимости финансирования. Все понимают, что новый глава только-только начал работать, и наследство от прежних руководителей ему досталось тяжелое. Проблем в республике – вал. Настоящая беда в Кондопоге, Сегеже, Надвоицах… Все это губернатору приходится решать в срочном порядке. Но и Гоголевский мост в Петрозаводске – тоже чрезвычайный случай... И даже сейчас, когда дорога уже закрыта, выход я вижу только один – срочно выделять из бюджета республики средства на начало реконструкции. И уже потом, начав работу своими силами, обращаться в Москву.
– Как Вы считаете, закрытие моста было политическим шагом?
– Мне совершенно непонятна логика прокурора, который вместо того, чтобы вынести руководству республики предписание – заложить в бюджете деньги и провести реконструкцию, – пошел в суд и добился закрытия Гоголевского моста. Ведь от того, что мост закрыт, его ремонт не будет сделан быстрее. Последняя экспертиза показала – по мосту ездить можно, опасности для людей нет.
![]() |
– Какой выход Вы видите из этого положения?
– Алгоритм я бы предложил такой. Самое главное – нужно как можно скорее открыть мост. Поэтому первое предложение – к городским властям. Нужно срочно заказать и сделать новую экспертизу состояния путепровода. Мы знаем, что проект реконструкции не предусматривал закрытия Гоголевского моста, его собирались делать, как мост между Кукковкой и Древлянкой – по полосам. Пускать транспорт в объезд – это очень тяжело для города и жителей. Люди не должны эти два или три года мучиться. Поэтому если эксперты скажут, что нужно вложить определенную сумму, и это позволит устранить нарушения и открыть мост – городские власти это сделают. Я уверен, в бюджете Петрозаводска найдутся для этого резервы.
Второе, как я уже сказал, – нужно выделить средства на реконструкцию из республиканского бюджета. На ближайшем заседании Законодательного собрания мы повторно обратимся к главе Карелии Александру Худилайнену с просьбой по итогам первого квартала внести изменения в республиканский бюджет и предусмотреть в нем средства на начало реконструкции Гоголевского моста. Эти деньги в казне есть. И уже после этого начинать работу с Москвой.
Записала Наталья Захарчук
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание