В Карелии разразился скандал после принятия министерством образования республики приказа №302 об оптимизации и реорганизации образовательных учреждений.
![]() |
Школа в д. Великая Нива |
Как отмечается в документе за подписью министра Александра Морозова, "во исполнение плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов бюджета республики Карелия и совершенствованию долговой политики республики", под реорганизацию по приказу попадает 91 образовательное учреждение республики, из них 65 – сельские школы. Так, в некоторых из них придется объединить классы и разновозрастные дети будут учиться вместе, где-то сократить сотрудников, в нескольких случаях речь идет о закрытии школ.
Учителя этих школ, родители и общественники первыми забили тревогу и завалили карельских депутатов обращениями. После этого в парламенте созвали срочное совещание, где, по словам депутата Андрея Рогалевича, "кипел весь президиум". Сами депутаты опасаются, что принятие приказа может повлечь нарушение законодательства в области образования.
![]() |
Минобразования Карелии: "Все всё знали"
Как рассказала первый замминистра образования Карелии Татьяна Васильева, с приказом все могли ознакомиться на сайте ведомства. По ее словам, в документе нет принципиально новых мероприятий по реорганизации образовательных организаций, они все отражены в "дорожных картах" региона или муниципалитетов.
"В целом министерство образования Карелии также разделяет обеспокоенность профессионального сообщества, родительской общественности, Заксобрания Карелии и НКО по недопущению нарушений законодательства в области образования", - сказала Татьяна Васильева.
![]() |
Татьяна Васильева. Фото: gov.karelia.ru |
Она пояснила, что мероприятия по реорганизации учреждений обсуждались при принятии дорожных карт, на различных конференциях и мероприятиях несколько лет, но, видимо, эта работа была проведена недостаточно эффективно. Приказ, в частности, призван сократить неэффективные расходы на управленческий и вспомогательный персонал.
Кроме этого, по ее словам, существует стагнация образования. Она выражается в снижении показателей качества образования при значительных бюджетных затратах. Так, например, Медвежьегорский район получил в 2014 году средств сверх нормы, а качество образования там самое худшее в Карелии. Также существует небольшая наполняемость в школах.
"Для любой реорганизации нужна серьезная, основательная подготовительная работа. Там, где эта работа вовремя проводится мероприятия по реорганизации проводятся с планом и достигают эффективности результатов. Там, где эта работа начинает проводиться в мае месяце, в конце учебного года - эта работа обречена на провал", - сказала Татьяна Васильева
По ее словам, поэтому Минобразования продолжает свою работу по методическому сопровождению дорожных карт, принятых муниципалитетами.
Какой хозяин
Глава Великогубского поселения Медвьежегорского района Игорь Панкратов заявил, что в каждом поселении, где сейчас есть школы, они должны быть сохранены потому что, "деньги на образование – инвестиции в территорию".
Директор Шуньгской школы из Заонежья Марина Горячева призналась, что в ее учреждении действительно технического персонала больше, чем учителей.
"Ну, что сделать, если в школе организован подвоз детей из ближайших деревень. Поэтому есть два водителя и механик. В школе есть столовая, где работают повар, посудомойка и "калькулятор". Есть уборщица и вахтер. Сидела, думала, кого сократить и не знаю, что делать", - сказала Горячева.
По ее словам, предполагается, что ей нужно сократить расходы учреждения на три миллиона рублей.
"Я за разумную оптимизацию, но так, чтобы рубить с плеча... Хотелось бы, чтобы наша школа осталась средней. Мы объединим там все, что возможно, экономию сделаем, но не на три миллиона, как предлагается. Три миллиона – это мне полшколы сократить", - сказала Марина Горячева.
![]() |
Зинаида Ефлова. Фото: petrsu.ru |
По словам исполнительного директора Ассоциации сельских и малокомплектных школ Зинаиды Ефловой, сейчас по закону "Об образовании" при любых преобразованиях школ в селах нужно учитывать мнение местных жителей, а комиссия должна состоять не только из тех, кто заинтересован в экономии, но и из экспертов. Она уточнила, что в 302-м приказе ликвидация школы на острове Валаам "припрятана под переводом обучающихся в другие школы". По ее словам, у нее пачка писем по этому поводу.
"Почему-то Якутия позволяет себе модель школа-чум. Они везут учителя для того, чтобы он шел за стадом оленей, и школа ехала за ребенком. А мы, там, где хорошие школы, не брезгуем их закрыть и обвинить их в том, что они не создали нужные условия и дают не то качество образования", - сказала Ефлова.
Общественница заявила, что она против "филиализации" школ, так как в Карелии нет ни одного счастливого случая, когда базовая школа заботилась бы о своих филиалах. Так, школа-филиал в Великой Ниве, став придатком Великой Губы, практически исчезла, и что "в ней происходит, никто не знает и не ведает".
"Я за то, чтобы школа оставалась юридическим лицом, что называется, при минимальном минимуме. Тогда она будет признаваться, учитываться и педагогически, и экономически", - сказала Зинаида Ефлова.
Приказ приостановить!
Депутат Андрей Рогалевич предложил "заморозить" злополучный приказ до его обсуждения с общественностью и профессиональным сообществом.
![]() |
Андрей Рогалевич |
"К заседанию Заксобрания будет подготовлено обращение в адрес главы Карелии о приостановке действия 302-го приказа, подписанного министерством образования от 25 февраля 2015 года. На сегодняшний день процессы (оптимизации - прим.) ведутся без участников образовательного процесса", - сказал Рогалевич.
Далее, по его словам, должно появиться мотивированное решение о необходимости реорганизации, оптимизации или закрытия образовательного учреждения. В обсуждении должны принимать участие эксперты и родители детей.
"Только после этого в силу должен вступить приказ, когда все стороны образовательного процесса, родители, которые не могут повлиять на происходящие процессы, НКО и другие, будут в него включены", - сказал Рогалевич.
Школы это будущее
"Мы сегодня обсуждаем не просто реорганизацию школ на селе и в городах республики, мы обсуждаем судьбу Карелии. Потому что школы – это будущее, дети – это будущее. Во многих местах, поселках Карелии уже нет библиотек, домов культуры, ФАПов, а теперь мы говорим о школах", - сказала депутат Законодательного Собрания от Сортавальского района Ирина Семенова.
![]() |
Ирина Семенова |
Министерство образования Карелии, затевая реорганизацию, должно основываться на "научной мысли", отметила она.
"Минобр должен был к этому научно подойти, а не так, что по факту вы решите на уровне местного самоуправления и всё. Должны быть действия научно обоснованы", - отметила она.
По ее словам, все эти процессы просто-напросто могут привести к ликвидации поселков.
Игорь Тароев
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание