"Все поняли, что от государства ждать нечего"

Аналитика. Капитал
16:00, 20 Мая 2020
фото: © Николай Смирнов / "Столица на Онего"

Известный карельский предприниматель Александр Лукьянов о том, переживет ли бизнес карантин и что останется на выходе.

Онлайн-встреча главы Карелии Артура Парфенчикова с предпринимателями длилась рекордные пять с половиной часов и закончилась тем, что республиканские власти определили, какие предприятия смогут открыться в ближайшее время, а кому придется ждать полного окончания карантина.

Находящиеся на грани катастрофы представители малого и среднего бизнеса заявили, что готовы выполнить любые требования правительства и контролирующих органов, лишь бы им разрешили возобновить работу.

Какие настроения сейчас царят в бизнес-сообществе и что на самом деле происходит в предпринимательской среде; переживет ли бизнес карантин и какие потери понесет экономика Карелии из-за введения властями ограничительных мер при отсутствии реальной поддержки компаний со стороны государства.

Об этом мы поговорили с Александром Лукьяновым, который 28 лет занимается бизнесом, и на сегодняшний день входит в многочисленную группу тех, чьи предприятия закрыты или терпят убытки. 


© Николай Смирнов / Столица на Онего

- Александр, какие сейчас настроения в предпринимательском сообществе? Довольны ли Вы и Ваши коллеги диалогом с властью?

- Настроения в предпринимательской среде очень разные сейчас. В бизнесе есть тяжеловесы, которые никогда не станут публично высказываться. Они привыкли дружить с властью, решать свои проблемы кулуарно, поэтому никогда не станут высовываться – они сидят и не напрягаются, хотя понятно, что и им нелегко. Есть предприниматели средней руки, типа меня, которые с 90-х годов научились переживать любые потрясения. Даже если нам не помогают, мы барахтаемся и возрождаемся сами. И есть мелкие ИП, которые появляются и исчезают без всякого коронавируса, они в бесконечной ротации.

Важно понимать, что у всех этих категорий бизнеса разные задачи, поэтому единого голоса предпринимательского сообщества вы не услышите.

Но даже то, что происходит сейчас, это, конечно, никакой не диалог с властью. Особенно это стало понятно после пятичасовой встречи с Парфенчиковым, которую на самом деле можно было уложить в сорок минут. Это был не диалог, а какой-то монолог начальника с подчиненными. Когда даже видимость демократии не соблюдалась. Да и решения по итогам онлайн встречи оказались, как говорится, пальцем в небо. Все меры, о которых говорилось, они, к сожалению, бизнес не защитят.

Главная ошибка чиновников в том, что они спускают свои требования или пытаются помогать, даже не спросив нас, предпринимателей, а что нам нужно, и как лучше сделать. Это, как если бы врач начал лечить, не поинтересовавшись у пациента, что болит, какие симптомы.

Если чиновники хотят предпринимателей поддержать, то нужно, как минимум, нас собрать и спросить: а чем вам помочь? И мы бы тогда рассказали, какие меры поддержки нужны и могут позитивно сказаться на ситуации.

Чтобы люди не занимались догадками, с предпринимательским сообществом нужно разговаривать – сесть за один стол, без посредников, и поговорить. Только с настоящими предпринимателями, а не с теми, кого назначат на Ленина, 19. Мы же все здесь, в Петрозаводске... Но какие-то шептуны навязывают Парфенчикову точку зрения, что с нами вообще не нужно разговаривать. Или составляют списки любимчиков, и только их приглашают.

А ведь эти люди во власти, всякие там министры, никогда предпринимателями не были. Получая зарплату из бюджета, они даже не задумываются, откуда эти деньги. Они не чувствуют пульса экономики. Откуда они знают, как надо?

- Вы считаете, что меры поддержки бизнеса в Карелии не работают?

- Абсолютно. Вся статистика делается на ИП, но даже они не довольны. Потому что изначально было выбрано неправильное решение – делить предпринимателей на ОКВЭДы (общероссийский классификатор видов экономической деятельности – прим. ред.) и оказывать помощь избирательно. Скажу честно, – ни одно из моих предприятий не попало ни под один вид поддержки. Ни кафе, ни аптеки, ни гостиница… Скажу больше – ни один из моих арендаторов не попал в эти списки. Поэтому я вообще не знаю людей в бизнесе, которые что-то реально получили от государства во время карантина.


© Николай Смирнов / Столица на Онего

При этом все мы плыли в одной лодке, налоговый котел был общим, но как только лодка перевернулась, кому-то спасательный жилет дали, а кому-то нет. Вам нет жилетки – вы не в том ОКВЭДе!..

- Насколько я знаю, такой механизм поддержки определили федеральные власти, и региональные не могли на это повлиять.

- Как это не могли? Нужно было у федералов запросить деньги на регион и дать всем, не только предпринимателям. Мы столько времени работали и платили налоги! Понятно, что губернатор выше крыши не прыгнет, но у него же есть диалог с главой государства! Почему бы не обратиться за помощью? Но мы этой позиции не слышим. Ни один губернатор не сказал: я считаю, что людям надо дать деньги!

- Вы считаете, что надо было их раздать, как это делают в других странах – всем без исключения?

- Да, потому что пострадали все без исключения. И финансовую помощь нужно было оказывать всем, только дифференцировав ее размер: безработным, допустим, одна сумма, пострадавшим предпринимателям – другая. А у нас государство интересно поступило. Как в военкомат призывать, так все нужны. А как эпидемия и кризис – извините, мы не можем!

- Сейчас предпринимателям вменяют в вину, что они не обеспечили себе "подушку безопасности" и только клянчат деньги у государства. Почему же ни у кого не осталось на черный день, чтобы обеспечить свои предприятия и работников?

- Нет никакой "подушки безопасности". И эта ситуация была создана задолго до коронавируса и карантина. Доходы населения и покупательская способность падают последние пять лет, кризис в экономике, о котором никто открыто не говорит, существует с момента, когда наша страна перессорилась со всем миром. Бизнес и до коронавируса еле выживал. Откуда взяться "подушкам"? Не мы же нефтью и газом занимаемся! Не мы занимаемся внешней политикой! Не мы создали эту ситуацию!

По всей стране идет миграция населения в крупные города. Маленькие города хиреют, возникает кадровый голод на всех уровнях. Происходит снижение уровня жизни и покупательной способности. Люди закредитованы, они в кабале. Соответственно, они не ходят в рестораны и кафе… Весь общепит был в кризисе задолго до коронавируса, он и так стоял на краю пропасти, а карантин его только подтолкнул с обрыва вниз.


© Николай Смирнов / Столица на Онего

- Но сейчас власти обещают постепенное ослабление ограничительных мер. Скоро откроются торговые центры, за ними – туристические объекты, индустрия спорта. Потом откроют и общепит…

- Я думаю, что открытие кафе и ресторанов ни к чему не приведет. Даже если все откроется, народ первое время раздаст долги, которые набрал, потом начнет создавать кубышку, потому что знает – это все может повториться. Люди начнут немного по-другому к деньгам относиться, еще меньше себе позволять. Поэтому никакого роста покупательной способности не будет, я считаю. Ну да, закончится карантин, человек выйдет на улицу, выдохнет после долгого застоя, сходит один раз в кафе – получить забытые ощущения, повстречаться с кем-то, выпить кофе с пирожным… И это все в первые две недели. А потом… – все. Я думаю, что государству так или иначе все равно придется помогать бизнесу, потому что в противном случае, он просто умрет.

Уже сейчас в малый и средний бизнес никто не идет – новых предпринимателей практически не появляется. А после карантина это вообще никому не будет нужно. Бюджетник сегодня хоть что-то, но получает. И повторяется ситуация 90-х годов: нет, лучше работать на государство, это стабильнее… Или иди на госслужбу, или останешься без штанов.

- Как Вы думаете, много будет таких предпринимателей, которые после карантина уже не смогут открыть свои предприятия?

- Я думаю, что почти все попробуют открыться. А вот кто останется через год? Думаю, что к новому году процентов 10-15 мы точно потеряем.  А это налоги, рабочие места… И я, если честно, особо не вижу света в конце тоннеля.

Знаете, каков главный результат борьбы с коронавирусом в нашей стране? Прибили весь патриотизм, который у народа начал складываться. Огромные силы и средства в последние годы тратились на то, чтобы вызвать у граждан чувство гордости за свою страну, и такое чувство, действительно, начало формироваться, особенно у молодого поколения. И что теперь? Теперь все поняли, что от родины, от государства ждать нечего. И те же молодые люди поедут учиться и работать за границу, в лучшем случае, – пойдут в полицию или на другую госслужбу, но никак не станут предпринимателями в родном городе. И уж точно не поедут работать в поля, как "нормальные мужики".

Вопросы задавала Наталья Захарчук

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

05.11.2024 11:26
Без политики
Татьяна Колехмайнен работает в «Кареллестрансе» всего третий год, но уже с должности сменного диспетчера выросла до старшего техника.