Федеральную целевую программу к 100-летию Карелии продлят еще на один год, но на ее реализацию средства федерального бюджета привлекаться не будут.
4 сентября в Москве состоится итоговое заседание Госкомиссии по подготовке к празднованию 100-летия образования Карелии. Там оценят семилетнюю работу республики по реализации федеральной целевой программы по развитию региона. Судя по последнему заседанию рабочей группы Госкомиссии по транспорту, которое состоялось под руководством министра транспорта РФ Евгения Дитриха в минувшую среду в режиме видеосвязи, вопросы к властям республики-юбиляра остаются, а ФЦП будет продлена на один год.
Участники заседание рабочей группы Госкомиссии должны были рассмотреть и проанализировать результаты выполнения мероприятий в сфере развития транспортной инфраструктуры, объектов газификации, строительства и реконструкции пунктов пропуска. Выступление министра транспорта Евгения Дитриха в начале мероприятия было довольно позитивным.
"Проведена масштабная работа. В течение семи лет удалось достичь существенных результатов. Так, в рамках развития дорог регионального значения было реконструировано более 49 км трасс. Продолжается строительство автодороги Великая Губа – Оятевщина, реализуется второй этап строительства дороги Олонец – Вяртселя. Завершено строительство пяти мостов, реализован первый этап Гоголевского путепровода в Петрозаводске. Идет передача в федеральную собственность автодорог, протяженностью около 700 км", – заявил руководитель рабочей группы №2 Госкомиссии.
По словам главы Минтранса, особое внимание уделяется транспортной доступности, в первую очередь, объектов туристической привлекательности региона. Среди удач региона он перечислил завершение строительства нового здания столичного аэровокзала с пропускной способностью до 300 пассажиров в час, открытие авиасообщения из Петрозаводска в Мурманск, Калининград, Симферополь, Сочи и Анапу.
"Силами РЖД реконструированы здания железнодорожных вокзалов в Беломорске, Кеми и Петрозаводске. Обеспечено курирование поездов "Ласточка" сообщением Санкт-Петербург-Сортавала и Петрозаводск-Псков. В этом году планируется завершить реконструкцию автовокзала Петрозаводска и опорной сети автостанций республики. Она предусматривает, в том числе, реконструкцию автостанции в поселке Пряжа и Пудоже, а также зданий и сооружений автовокзального комплекса в самом Петрозаводске. В активную фазу перешла реконструкция пешеходного моста на станции Петрозаводск", – отрапортовал федеральный министр.
По всем направлениям, которые курировала группа Дитриха, отчитывалась премьер-министр правительства Карелии Оксана Чебунина. Но уже с первого вопроса о реализации ФЦП стало понятно, что все же не с блестящими результатами республика подошла к юбилею.
По словам Чебуниной, в рамках действующей редакции ФЦП предусмотрено строительство и реконструкция 53 объектов. В 2019 году завершены строительно-монтажные работы на 11 из них, а на 30-ти работы до сих пор продолжаются. По шести объектам государственные контракты на выполнение работ были расторгнуты. Планируется корректировка проектно-сметной документации и заключение новых госконтрактов. Причина – недобросовестные подрядчики, которые существенно снизили начальную максимальную цену контракта и не обеспечили выполнение работ.
"По реконструкции здания Национального музея и посадочной площадки в Сортавала, обеспечивающей функционирование воздушного транспорта на территории Карелии, отсутствует проектно-сметная документация. В связи с этим, в соответствии с решением, принятом на совещании у заместителя председателя правительства РФ в мае, эти объекты планируются к исключению из программы. Реконструкция причальной стенки в поселке Шальский и прокладка трубопровода в Сегеже, контракты по которым были расторгнуты в 2018 году, также исключили из программы", – заявила премьер-министр правительства Карелии Оксана Чебунина.
Еще один объект ФЦП – строительство блоков А и В районной больницы с поликлиникой на Древлянке в Петрозаводске – планируют начать возводить в этом году. Заключение госконтракта с победителем открытого конкурса на выполнение работ состоится до 24 августа.
До 20 августа ожидалось заключение контракта на реконструкцию улицы Куйбышева, от проспекта Ленина до набережной Варкауса в Петрозаводске. На проект получено положительное заключение экспертизы.
"Предлагаемая нами редакция ФЦП предусматривает перенос на 2021 год реконструкции автовокзала в Петрозаводске, Пудоже и Пряже и реконструкции улицы Куйбышева ", – отметила вице-премьер правительства Карелии.
Начальник департамента Министерства экономического развития РФ Игорь Егоров заявил, что скорректированная ФЦП развития Карелии в данный момент проходит согласование.
"Сейчас во исполнении поручений президента и правительства РФ министерством совместно с правительством Карелии обеспечена подготовка проекта постановления о продлении ФЦП на один год. Корректировка подготовлена исходя из решения, что на 2021 год средства федерального бюджета привлекаться не будут. Объекты доделают за счет средств региона. А в текущем году планируем выделить средства из резервного фонда. Это те деньги, которые в прошлом году не были освоены. Речь идет о 523 млн рублей", – сказал на заседании рабочей группы №2 Госкомисии Егоров.
По словам главы департамента Минэка, несмотря на то, что в 2020 году наметилась положительная динамика в реализации ФЦП и ожидается неплохое кассовое исполнение по итогам года, существуют проблемы по ряду объектов.
"Нас, как министерство, очень волнует объект, который в 2016 году запустили. Это инфраструктурное обеспечение промплощадки в Петрозаводске. Техническая готовность объекта – не более 60 процентов, хотя его должны были ввести в эксплуатацию в прошлом году", – отметил Игорь Егоров.
Руководитель рабочей группы Госкомиссии Евгений Дитрих был огорчен тем, что по многим объектам были расторгнуты контракты. При этом он напомнил руководству республики, что программа все же должна закончиться в этом году.
"На более длительные сроки переносить средства, которые не удалось использовать, будет трудновато. Поэтому надо очень подробно и внимательно отрабатывать с теми объектами, которые мы можем до конца этого года закончить. Подрядчиков потенциальных, которые могли бы эти контракты подхватить и продолжить работу, надо отбирать точечно", – посоветовал министра транспорта властям Карелии.
Проблемы возникли и с дальнейшей реализацией проектов по строительству и реконструкции канализационных очистных сооружений и водопроводных очистных станций в районах республики. Муниципалитеты, где неочищенные стоки, сбрасывают прямо в озера и реки, где люди берут воды для питья, ждут очистных десятилетиями. И подготовка документов для включения важных для районов объектов в число участников проекта "Чистая вода" вошла в план работы Госкомиссии в 2019 году. В рамках проекта для Карелии предусмотрено 1,3 млрд рублей до 2024 года.
"С 2019 году у нас идет реализация только одного проекта. По всем остальным объектам разрабатывается проектно-сметная документация. В настоящий момент документация, по которой должно начаться финансирование с 2021 года, не готова. Хотя наша задача – законтрактоваться в этом году, чтобы в 2021-м поступили денежные средства. Карелии необходимо ускориться с разработкой проектно-сметной документации, чтобы не упустить лимиты, которые уже есть в рамках "Чистой воды"", – отметил на заседании рабочей группы заместитель министра строительства РФ Юрий Гордеев.
Кроме того, Гордеев обратил внимание властей республики на качество подготовки ПСД, которое хромает.
"В 2020 году для Карелии предусмотрены средства федерального бюджета в размере 100 млн рублей, а освоено пока только 0,8 млн. И в настоящее время работы не ведутся, а происходит корректировка проектно-сметной документации, потому что были соответствующие ошибки. Со своей стороны, мы, конечно, можем оказать помощь в согласовании и проверке заданий на проектировку, заданий на корректировку ПСД. Мы можем посмотреть уже разработанную проектно-сметную документацию. И в принципе мы с такими просьбами выходили, чтобы вы нам все задания на проектирование предоставили, чтобы специалисты отсмотрели их на все объекты до 2024 года. Но у нас такой информации нет", – сказал заместитель федерального министра.
Глава Карелии Артур Парфенчиков напомнил критикующим регион на медлительность и качество подготовки документации, что к 10 регионам, включая нашу республику, у федеральных министерств должен быть особый подход.
"Все-таки, когда распределяются какие-то средства, какие-то программы, не забывайте о том, что есть 10 регионов, к которым определен соответствующий подход. Это касается не только индивидуального плана, где отражены конкретные проекты. На совещании в правительстве РФ было оговорено, что при равных прочих условиях выбор должен быть сделан в пользу регионов, которые включены в особый перечень. Они требуют особого внимания федерального центра", – уверен Артур Парфенчиков.
Глава Минтранса России согласился с руководителем региона в необходимости особой поддержки 10 регионов с низким уровнем социально-экономического развития. При этом он заметил, что никто не собирается выкидывать из программ отстающие субъекты, если они готовы к участию в проектах.
Заместитель премьер-министра правительства Карелии Оксана Чебунина, перечисляя объекты инфраструктуры, которые удалось возвести или привести в порядок за семь лет, заявила и о запланированных мероприятиях. Так, принято решение о проектировании и строительстве газопровода Сегежа-Костомукша, благодаря которому газ придет в Сегежский, Медвежьегорский районы и Костомукшский городской округ. Проектные работы с получением заключения госэкспертизы планируется завершить во втором квартале 2021 года.
Не отступились в правительстве республики и идеи развития перевозок пассажиров водным транспортом в акватории Белого моря, в том числе туристических перевозок, на Соловецкий архипелаг. Власти республики хотят реконструировать причал №2 на улице Водников в Беломорске. Министерство культуры Карелии включило данное мероприятие в проект комплексной концепции развития отдельных территорий республики, исторически связанных с Соловецким архипелагом.
"Необходимо отметить, что индивидуальной программой социально-экономического развития Карелии на 2020-2024 годы предусмотрена разработка концепции развития Беломоро-Балтийского канала. Данные мероприятия находятся в стадии реализации. Государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова готов заняться разработкой концепции. В Минтранс направлено обращение с просьбой рассмотреть возможность проведения данных научно-исследовательских работ за счет федерального бюджета", – рассказала Чебунина.
Власти Карелии планируют дальнейшее развитие аэропорта "Петрозаводск" и начало модернизации посадочных площадок в Костомукше, Сортавале и Калевале. Для воздушной гавани, оснащенной по всем современным требованиям, сегодня ищут другого оператора. И, как рассказала, директор департамента Минтранса России в области гражданской авиации Светлана Петрова, уже есть компании, готовые участвовать в конкурсе. По ее словам, будет также расширена и география полетов из аэропорта столицы Карелии. Скорее всего, появятся новый маршрут Петрозаводск-Череповец.
"Также мы разработали программу для развития внутреннего туризма, где включено еще три маршрута Петрозаводск-Тюмень, Петрозаводск-Челябинск, Петрозаводск- Новосибирск", – сообщила Петрова.
Отдельной темой для обсуждения на заседании рабочей группы Госкомиссии стала реконструкция пунктов пропуска на границе Карелии с Финляндией. Как выяснилось, если вопросы по оснащению МАПП, включая установку весовых комплексов, худо-бедно решаются, то реконструкция пунктов начнется еще не скоро.
По данным Минстроя РФ, в настоящее время поданы документы на дополнительное финансирование – 3,6 млрд рублей – по трем пунктам пропуска: Вяртселя, Люття и Сювяоро. На проектирование планируют потратить два ближайших года. На подготовку ПСД по трем пунктам в 2021 году уйдет 55 млн рублей, в 2022 – 70 млн рублей. А затем начнется реконструкция, которая должна занять 2-2,5 года.
"Меня насторожило решение вопроса с визитной карточкой республики – автомобильными пунктами пропуска, в том числе в Вяртселе, – сказала член рабочей группы Госкомиссии по транспорту, депутат Госдумы Валентина Пивненко. – На территории Финляндии мы видим обустроенное комфортное помещение МАПП, где очень быстро оказываются услуги. Но когда заходишь в здание пункта Вяртселя, мягко говоря, не соответствующее запросам граждан, разница между МАПП бросается в глаза. То, что сейчас откладывается реконструкция наших пунктов пропуска, это не радует. Мне кажется, что команда Минтранса и Росгранстроя не выполнили поручение, данное в свое время тогда еще первым вице-премьером Антоном Силуановым. Нужно придать ускорение этой реконструкции. Работая над проектом федерального бюджета на трехлетний период, я постараюсь все те вопросы, которые требуют дополнительных затрат, вынести на обсуждение. Буду добиваться выделения средств".
Комментируя итоги заседания рабочей группы, Валентина Пивненко отметила, что с озвученными федеральными министрами проблемами регион сталкивается постоянно. Это некачественная проектная документация, недобросоветсные подрядчики, из-за которых регион не смог освоить средства.
"Если бы система работала от задания на проектирование объектов, проведения экспертизы до подрядчиков, то можно было сделать в разы больше. Но то, что сделано в рамках работы Госкомиссии, думаю, заметно для республики. Я удовлетворена тем, что уже поддержаны предложения о проектировании газопровода на север – Сегежу и Костомукшу, по развитию местного авиасообщения, дорожному и мостовому строительству. Рада, что республика занимается вопросами, связанными с перспективами развития Беломоро-Балтийского канала. Разработка концепции позволит оживить эту артерию и включить проект в том числе в Арктическую программу, с которой у республики появляются новые возможности", – уверена депутат Госдумы.
Наталья Соколова
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание