Официальная пропаганда старается убедить, что жить в России все лучше и лучше. Тех, кто полагает иначе, принято относить к маргиналам, которые не способны понять и воспринять вечные общечеловеческие ценности.
На этом фоне заметно выделилось мнение человека, которого, с официальной точки зрения, ни к маргиналам, ни к оппозиционерам никак не отнесешь. Это представитель Русской Православной Церкви, первый заместитель председателя Патриаршего Совета по вопросам семьи и защиты материнства протоиерей Димитрий Смирнов.
Согласно информационным источникам, во время выступления с лекцией отец Димитрий заметил, что в России «люди в основном угрюмые и несчастные». Причину угрюмого несчастия большинства россиян протоиерей видит в погоне за ложными ценностями: «Трагедия человека и человечества заключается в погоне за ложными целями». В результате этой гонки, жизнь в России вместо того, чтобы быть радостью, как говорится, «идет коту под хвост». По мнению отца Димитрия, чтобы вернуть радость бытия, «нужно поменять смысл жизни, ее направление». Для этого предлагается подумать о введении в школе специального предмета – смысл жизни. Протоиерей дает совет, как уйти от безрадостной угрюмости: «жить, выполняя волю Божию».
Про волю Божию говорить не стану, потому что в Бога не верую. А с оценкой удрученного настроения многих соотечественников и его причин, высказанной отцом Димитрием, я целиком согласен, и мне жаль, что его предложение задуматься о ценностях и смысле жизни не нашло пока достойного отклика в обществе. Тема, предложенная протоиреем, по–моему, намного интереснее и актуальнее всем уже надоевших попыток переписать отечественную историю, отменив праздник Великой Победы или переименовав улицы и площади наших городов.
В свое время российские «реформаторы» во главе с Ельциным и Гайдаром фактически объявили деньги и обогащение главной и единственной ценностью их «новой России». Либералы–рыночники цитировали Гизо с Бухариным: «Обогащайтесь!» и с особым трепетным придыханием повторяли западное волшебное слово: монетаризм. Учение о том, что развитие экономики определяется количеством денег в обращении, должно было вызвать, как обещали, всеобщее обогащение в России.
Всеобщего обогащения не получилось. «Новые русские», «крутые», «деловары», «братва» и «ночные бабочки» – это лексикон, идеология и действительность «лихих девяностых». Кто–то обогащался, а кто–то бедствовал, но в итоге неизвестно, кто оказался счастливее, а кто несчастнее. Думаю раньше, считаясь самым богатым человеком России, Ходорковский чувствовал себя очень счастливым человеком. Чувствует ли сейчас, в местах лишения свободы – не знаю. Счастлив ли был в Лондоне Березовский незадолго до своей странной кончины? (Богатые, оказывается, тоже смертны…). Счастливы ли многие тысячи тех, кто ринулся обогащаться, да так и не обогатился. Кто–то остался не у дел (ни бизнеса, ни работы) при кризисе и конкуренции, кто–то в долгах, как в шелках, кого–то уже и нет на белом свете... Правду, видать, говорят: всех денег не заработаешь, а от сумы да от тюрьмы не зарекайся.
Отец Димитрий Смирнов назвал погоню за ложными целями трагедией человека и человечества. Это не только российская – это проблема глобальной экономики, управляемой с Запада. Ложными оказываются ценности, принесенные к нам с Запада, но у нас они называются почему–то не западными, а общечеловеческими.
Эти ценности законодательно закреплены. Так, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 50), основной целью деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли. Основной же экономический закон социализма ставил целью наиболее полное удовлетворение возрастающих духовных и материальных потребностей советских людей. Сейчас же извлечение прибыли любой ценой важнее людей и их потребностей – счастья и душевной радости.
В современной России культ денег имеет характерную особенность. У нас принято боготворить большие деньги и относиться высокомерно, почти с презрением к деньгам небольшим и средним. Так, если на Западе человек получает среднюю зарплату или имеет средний доход, считается, что жизнь сложилась. У нас же среднюю зарплату принято вслух называть бедняцкой, и с этим, кстати, никто даже не спорит.
Не раз отмечалось, что руководство России отводит Русской Православной Церкви особое место в жизни общества. Очевидно, что православие, религиозное сознание хотели бы видеть в роли общественной идеологии, объединяющей российских людей. Это обстоятельство во многом определяет общественный интерес к точке зрения православной церкви и ее представителей.
По–моему, слова протоирея Димитрия Смирнова о ложных ценностях и истинном смысле жизни можно понять, как призыв пересмотреть идеологию стяжательства и культа денег, принесенную с Запада и насаждаемую в России на протяжении более двух десятилетий. Все это время в России ищут объединительную национальную идею, но так ее и не нашли. Социальное неравенство разделяет бедных и богатых, и в России нет такой идеологии, нет такой национальной идеи, которая объединяла бы людей не на словах, а на деле.
Смысл же жизни вечная, величайшая человеческая проблема, и наверно у каждого человека свое, личностное, особенное понимание смысла жизни. Не сомневаюсь: эта тема достойна обдумывания и обсуждения.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание