Рассказываем, кто дает деньги на российское кино, и чем отличается линейный продюсер от исполнительного и креативного.
Актер играет, оператор снимает, режиссер руководит, директор картины покупает реквизит — но чем же занимается продюсер? Ответ на этот вопрос мы получили из самых первых уст.
В течение пяти дней, с 19 по 23 августа, во Владикавказе работала Лаборатория региональной киножурналистики. Два десятка репортеров из российской глубинки прошли через 10 мастер-классов по самым разным направлениям кинопроизводства и получили представление о том, что представляет собой сегодняшняя российская киноиндустрия.
Читайте по теме: «Почему в Карелии кинозритель не видит хорошего российского кино».
Что мы знаем о технологии производства фильма — игрового, неигрового, анимационного, научно-популярного? Сценарист пишет сценарий, актёры играют, режиссёр говорит, как играть, оператор снимает, директор картины выполняет роль завхоза. Но чем в этом процессе занят продюсер? Зачем он нужен, если раньше в СССР не было никаких продюсеров? На эти и другие вопросы корреспонденту нашего холдинга ответил в эксклюзивном интервью Филипп Кудряшов — президент Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза Кинематографистов России.
Как поясняет Филипп, в массовом сознании до сих пор бытует устоявшееся мнение, что продюсер — это человек, которые дает деньги на производство фильма. То есть по существу это спонсор. Надо признать, когда-то, на заре российской рыночной экономики, так и было. Но впоследствии продюсерство в нашей стране пошло по общемировому пути. Теперь продюсер не вкладывает, а находит деньги, чтобы потом их вернуть с полученной прибыли. А потому именно он решает, каким кино должно быть.
«Он нанимает режиссера, сценариста, оператора и так далее, — объясняет Филипп. — Именно продюсер выстраивает взаимоотношение в съемочной группе. Может быть, режиссер родил какую-то хорошую идеею, и продюсер будет его поддерживать, но возможны варианты, когда идею полностью разрабатывает продюсер. И только приглашает режиссера, который может реализовать то, что он задумал».
Как поясняет резидент гильдии, кинопродюсер был и в СССР, но только один: в его роли выступало государство. Именно государство давало направление движения каждого фильма и кинематографа в целом.
«Был государственный заказ, который в себе объединял то, что сейчас объединяет продюсер, — говорит наш собеседник. — То есть идея направления движения, в чем заинтересована страна — на это давались деньги. И дальше крупные студии („Мосфильм“, „Ленфильм“, Киностудия им. Горького и др. — ред.) этот заказ реализовывали.
Понятное дело, что была многоступенчатая история приемки фильмов. Сначала принимало творческое объединение при студии, которое создавало фильм („Экран“, „Луч“, „Телефильм“ и др. — ред.). Потом принимала студия, после этого картина передавалось в Министерство культуры, в Комитет по кинематографии, в Госкино СССР. И дальше они уже говорили „да“ или „нет“, присваивались категории фильмам, и так далее.
Сегодня эту функцию выполняет продюсер. В первую очередь он берёт на себя ответственность за деньги. Никакой режиссер, никакой оператор за финансы не отвечает. Если картина не получается, проваливается в прокате, а продюсер еще дополнительно залез в какие-то долги — извини, возвращай деньги».
Кстати, интересная ситуация. Сегодня государство в лице Министерства культуры РФ не требует с продюсера проката фильма, производство которого оно профинансировало. Это не является обязательной строчкой в соглашении. Продюсер может смело создать фильм — и положить его «на полку», сдав в Госфильмофонд и получив акты выполненных работ. Всё, контракт закрыт. Почему государство не заинтересовано в том, чтобы вложенные деньги «отбились» — загадка.
Другая ситуация с Фондом кино: он выделяет возвратные субсидии.
«Тут ты как хочешь, но должен выйти в прокат и вернуть средства, которое тебе дали, — признает Кудряшов. — Что и произошло, например, фильмом „Мастер и Маргарита“, о котором все знают, что государство его поддержало. Но так они же и вернули эти средства…».
Они — это кинопродюсеры, потому что на каждом фильме их несколько. По словам Филиппа, институт продюсерства у нас сейчас настолько размыт, что очень сложно отделить должность линейного продюсера от исполнительного или генерального. И тут пора разъяснить, в чем же отличия.
Оказывается, в теории линейный продюсер занимается только документацией. Исполнительный — это организация съемочного процесса, в его подчинении находятся директор картины и администраторы. Креативный продюсер — это редактор на картине, который держит всю ее художественную часть под своим контролем, чтобы не отходили от сюжета, воплощали рекламные моменты и т. д. А генеральный продюсер отвечает за деньги и главную линию фильма. Он руководитель компании и всего съемочного процесса. Впрочем, сейчас в это сфере царит бардак, функции перемешались, плюс добавились новые. Например, появились продюсеры по локациям — а это всего-то человек, хорошо знающий рынок недвижимости…
Как утверждают признанные мастера, в России сейчас снимают продюсерское кино. Но, по опыту Кудряшова, остается и авторское кино, которое создается исключительно как высказывание художника, режиссера — и такими фильмами продюсеры тоже занимаются. Ведь если фильм получается, это может создать неплохое реноме для студии. На прокате ты на нём ничего не заработаешь, это фестивальная история, цель — престиж и авторитет.
«„Цитадель“ Никиты Михалкова в прокате провалилась, — напоминает президент гильдии. — Но Никита Сергеевич сразу сказал, что делает „нетленку“. Откровенно говоря, и вся наша киноклассика — Тарковский, к примеру — в прокате изначально провалились, но они заработали потом. Надо понимать, что для каждого продюсера есть свой критерий успеха фильма. Для кого-то это исключительно прибыль, для кого-то — имя в искусстве, а для кого-то это что-то среднее, чтобы люди просто посмотрели фильм».
Таким образом, резюмирует Филипп Кудряшов, любое кино держится на продюсере. Он — хребет, к которому прикреплены все кости и мышцы фильма. И хотя соответствующий факультет во ВГИКе был образован еще в 1943 году, это настолько редкая профессия, что мало кто знает, в чем она вообще заключается. Надеемся, сегодня мы приподняли завесу тайны.
Тем же, кто хочет на примере понять, как работает кинопродюсер, рекомендуем найти во Всемирной паутине американский мини-сериал «Предложение» 2022 года. Он о том, как создавался шедевр мирового кинематографа «Крестный отец» Френсиса Форда Копполы. Главный герой — реальный кинопродюсер Альберт Радди в исполнении Майлза Теллера. Все оттенки профессии окажутся прямо перед вами.
Только сначала стоит посмотреть самого «Крестного отца».